Представитель юридического блока БЮТ делится своими мыслями по поводу нового политического сезона. Валерий, почему фракция БЮТ не поддерживает инициативу Партии регионов о повышении социальных стандартов? Ведь "регионалы" четко заявили: парламент не будет работать до тех пор, пока не примут их законопроект.
— Хочу начать с того, что работа сессии Верховной Рады началась 1 сентября. В этот день исполнилось 70 лет с начала Второй мировой войны. И в парламенте, судя по выступлениям, тоже началась политическая война. Правда, не вторая, а лишь очередная. Цель этой войны — завоевать любой ценой президентское кресло. Почему мы не согласились на повышение зарплат? Знаете, сегодня можно, например, сказать: а давайте сделаем так, чтобы каждый получал минимум десять тысяч гривен. И все согласятся! Не думаю, что найдется человек, который выступит против. Идея действительно хорошая. Остается лишь ответить на вопрос: а деньги где брать? Есть хороший анекдот на эту тему. Один друг спрашивает другого: "Где ты деньги берешь?" — "В тумбочке". — "А кто туда их кладет?" — "Жена". — "А жена где берет?" — "Я даю". — "А ты где берешь?" — "В тумбочке". Круг замкнулся.
К сожалению, у Украины нет возможности постоянно брать деньги из тумбочки, не задумываясь при этом, как они там появляются. В настоящее время украинская экономика, впрочем, как и экономики всех стран, переживает далеко не лучшие времена. Победой является уже то, что правительство обеспечивает выплату зарплат в том объеме, который был заложен в бюджете на текущий год. Подчеркну, что бюджет был сформирован еще в докризисное время! Это действительно победа Кабмина.
Любые непродуманные изменения бюджетной политики окончательно разбалансируют ситуацию в финансовой сфере. Поскольку Национальный банк в своей деятельности руководствуется политическими, а не экономическими соображениями, то приходится констатировать: у Кабинета министров сегодня нет волшебной палочки, которая на самом деле есть у правительств других стран. Это когда центральные банки финансируют дефицит бюджета, помогая тем самым исполнительной власти. НБУ заблокировал использование данного инструмента. Поэтому мы считаем, что, к сожалению, у нас нет возможности увеличивать размеры заработной платы. Но и на ее снижение мы не пойдем, хотя это сегодня делают многие европейские правительства. Например, в Германии во время кризиса зарплату снизили примерно на 7%.
Однако в той же Германии подавляющее большинство населения не живет за чертой бедности. Вы же обвиняете ПР в популизме…
— Хочу напомнить, что Партия регионов — это единственная политическая сила, которая во время своего пребывания у власти снизила размеры минимальной зарплаты. Сегодня экономическая ситуация не позволяет говорить о существенном повышении в разы социальных стандартов. Если бы украинская экономика продолжала развиваться так же, как, например, в 2007-м и в начале 2008 года, то, конечно же, не было бы никаких проблем с увеличением зарплат и пенсий.
Мы понимаем, что, отказавшись голосовать за повышение социальных стандартов, вызвали огонь на себя. Но при этом мы также понимаем, что, находясь у власти, должны быть реалистами с холодной головой. Нельзя позволять делать популистские шаги и идти на поводу у политической силы, которая борется за президентство. Конечно, и БЮТ могла бы воспользоваться этим лозунгом для ведения своей предвыборной кампании. Например, Юлия Тимошенко, условно говоря, могла бы за счет урезания расходов на отдельные отрасли (угольную, сельское хозяйство, науку, образование), ликвидации отдельных категорий льготников повысить всем зарплату. Прямо осенью. Естественно, ее популярность резко бы возросла. Но Тимошенко прекрасно осознает, что в таком случае загоняет бюджет в глубокую яму.
Допустим, мы выполним требования Партии регионов и повысим зарплаты. Однако в результате начнется гиперинфляция, девальвация национальной валюты, бюджет станет непрогнозируемым, поскольку его не к чему привязать, поступления в бюджет не увеличатся, а резко уменьшатся. Страна-банкрот. И если президентом станет представитель ПР, то что он будет делать в следующем году? Заявит, что, мол, извините нас, мы ошиблись? Сильный лидер, который думает о государстве, не имеет права действовать в подобном стиле.
Кстати, о бюджете. Поскольку работа парламента заблокирована оппозицией, то на бюджете-2010 можно смело ставить крест?
— Знаете диалог оптимиста и пессимиста? Когда пессимист говорит: хуже уже не будет, а оптимист — еще как будет! Так вот в отношении работы парламента я приверженец оптимистической позиции. Думаю, что парламент не будет нормально работать до марта следующего года. В лучшем случае, до февраля. Пока у нас не состоится второй тур президентских выборов, не завершатся все суды, связанные с электоральным процессом, не пройдет инаугурация нового президента, кина, как говорится, не будет. Только после вступления в должность избранного главы государства этот состав Верховной Рады сможет принимать законы, способные позитивно повлиять на ситуацию в стране. К сожалению, выступления всех лидеров фракций на открытии сессии свидетельствуют о том, что Рада сегодня используется как площадка для ведения предвыборной кампании.
Но хоть отдельные нормативные акты иногда будут приниматься? Например, надо выделить деньги на финансирование той же избирательной кампании.
— Действительно, возможны результативные голосования по вопросам, связанным, прежде всего, с избирательной президентской кампанией. Не исключено, что будут приняты некоторые законы, необходимые для проведения Евро-2012. Однако говорить о принятии системных нормативных актов, связанных с внесением изменений в налоговое законодательство, преодолением негативных последствий экономического кризиса, к сожалению, не приходится.
Скажите, а чем вызвано желание БЮТ отформатировать работу парламента по отдельным темам? Например, провести тематическое заседание Рады, посвященное реформе местного самоуправления.
— В течение сессионного дня мы, как правило, рассматриваем законопроекты, связанные с разными отраслями экономики. И очень часто общество не успевает понять, к чему приводит срыв работы Рады. На самом деле блокада первого заседания парламента привела к тому, что ВР не примет законов, связанных с внесением изменений в Конституцию, отменой депутатской неприкосновенности, реформой системы правосудия. Если же мы делаем тематические подборки законопроектов, то есть надежда, что сторонники идеи блокирования работы сессии получат себе врага в лице той или иной целевой аудитории. Например, если Партия регионов сорвет проведение заседания Верховной Рады, на которое выносится 41 законопроект, связанный с реформированием органов местного самоуправления, то как представители региональной власти будут относиться к данной политической силе? Думаю, что не очень хорошо. Поэтому, наверное, подобные тематические заседания Рады должны проводиться. Тем более что в практику работы парламента уже вошло проведение по пятницам заседаний, посвященных отчетам специальных следственных комиссий ВР. Почему бы не расширить подобный опыт и не проводить тематические дни, решая, например, отраслевые проблемы? Аграрный сектор, местное самоуправление, медицина, наука и так далее. Если Партия регионов будет блокировать заседание парламента, посвященное проблемам образования, то учителя поймут, что именно они потеряют из-за подобных действий оппозиции.
Такой вопрос: планирует ли БЮТ включиться во "всенародное" обсуждение конституционной инициативы гаранта нации?
— Хочу сразу подчеркнуть: я позитивно отношусь к проведению всенародного обсуждения конституционной реформы. На мой взгляд, этот процесс необходимо было начинать гораздо раньше. Причем начинать его должен был не президент и не во время выборов. Поскольку всенародное обсуждение сегодня полностью связано с предвыборной кампанией действующего пока главы государства, то, конечно же, никакой поддержки оно не получит. Тем более что Виктор Ющенко подключает к этому делу весь государственный аппарат, который, таким образом, должен фактически обслуживать его избирательную кампанию.
Но подобное обсуждение, в принципе, необходимо. К рассмотрению вариантов конституционных изменений надо привлечь не только народных депутатов, президента, Кабинет министров, но и представителей научной среды, общественных организаций, рядовых граждан. Надо провести конституционные форумы, к участию в которых следует привлечь целевую аудиторию. Поскольку до последнего времени обсуждение конституционных проектов происходило лишь в Верховной Раде, то, как свидетельствует практика, общество не доверяет подобным разработкам. Однако проблема заключается еще и в том, что без БЮТ и ПР, которые могут обеспечить принятие конституционных изменений, запустить процесс реформы Основного Закона невозможно.
А вот Виктор Ющенко почитал письма, которые ему бросают в почтовый ящик, и узнал, что БЮТ вместе с Партией регионов разработали пять сценариев срыва всенародного обсуждения его проекта Конституции.
— К сожалению, "конституционный поезд" сегодня все еще стоит на запасном пути. Хотя в какой-то момент казалось, что билеты уже проданы и все расселись по вагонам. Нужно признать, что процесс внесения изменений в Основной Закон оказался гораздо сложнее, чем многие себе это представляли. Президент совершил громаднейшую ошибку, начав общественный диалог по вопросам внесения изменений в Конституцию и не закончив его. Дальше первого заседания Национального конституционного совета дело так и не продвинулось. А вторую ошибку он сделал, когда подал на обсуждение общественности проект, который предусматривает полностью разбалансированную систему власти и предоставляет ему статус пожизненной неприкосновенности. Учитывая тот факт, что глава государства пользуется поддержкой не более трех процентов населения страны, это ставит жирный крест на его инициативе. Хотя справедливости ради следует отметить, что в его проекте есть отдельные позитивные моменты.
Парламент, на мой взгляд, допустил другую ошибку. Конституционный процесс был недостаточно публичным. Из-за того что даже не заработала парламентская комиссия по разработке проекта внесения изменений в Основной Закон и люди узнавали о планируемой реформе из утечек в СМИ, причем часто "сливаемые" проекты не имели ничего общего с действительностью, процесс был фактически дискредитирован. Поэтому, думаю, прежде чем опять начинать изменять Основной Закон, необходимо учесть ошибки, допущенные Президентом и Верховной Радой. Конечно, проект Конституции должны разрабатывать профессионалы. Для этого его необходимо утверждать в парламенте. Но при этом не может не происходить всенародного обсуждения конституционных положений.
О так называемом "согласованном варианте новой Конституции", одобренном руководством фракций БЮТ и ПР, все уже забыли? Или он еще может "всплыть"?
— На сегодняшний день есть несколько вариантов дальнейшего развития конституционной реформы. Прежде всего, не следует забывать о том, что многие считают реформу Основного Закона образца 2006 года ошибкой и она может быть обжалована в Конституционном суде. Во-вторых, и инициатива Президента может получить какое-то продолжение. Не исключена попытка реализовать ее с помощью всенародного обсуждения. Во всяком случае, именно на это надеется Виктор Ющенко. Что же касается упомянутого вами проекта, то необходимо учитывать то обстоятельство, что значительная часть этих конституционных положений писалась в определенный исторический момент, связанный с конкретной политической ситуацией, существовавшей в стране. Думаю, что он требует доработки с учетом мнения широкого круга профессионалов. В частности, свои предложения могли бы внести представители судебной власти. Ведь ни для кого не секрет, что даже те сырые проекты, которые "сливались" в прессу, очень негативно воспринимались в кругу практиков. Поэтому вряд ли данный проект выйдет в финал конституционной реформы. Он еще будет дорабатываться. Но какова будет его окончательная редакция, станет известно лишь после президентских выборов.
Политологи из окружения действующего Президента считают, что Виктор Ющенко до конца срока своих полномочий станет педалировать три темы: отмена депутатской неприкосновенности, сокращение численности депутатского корпуса и введение открытых избирательных списков. Как БЮТ этому относится?
— Я, как и 99% украинцев, не воспринимаю того, что слышу из уст Виктора Ющенко либо его спикеров. Его идеи сегодня вредны для Украины. Впрочем, как и сам Виктор Андреевич. Я говорю об этом с глубоким сожалением, поскольку этот человек занимает высшую должность в государстве. Все мы помним бигборды Ющенко, которые "агитировали" за снятие депутатской неприкосновенности. К сожалению, за пять лет Виктор Андреевич так и не направил в Раду ни одного подобного законопроекта. Более того, все эти годы он нормально себя чувствовал с президентской неприкосновенностью, а его фракция активно пользовалась депутатским иммунитетом. То, что он опять вспомнил об этой инициативе — уже абсурд. Мне кажется, людям скоро надоест обсуждать данный вопрос.
Что же касается сокращения численности депутатского корпуса, то есть результаты всеукраинского референдума. Если бы кто-то действительно хотел реализовать данное положение, то уже давно бы это сделал. Соответствующих законодательных предложений от Президента мы не получали. Как не получали от него предложений по многим вопросам, требующим срочного урегулирования. А открытые партийные списки — очень красивое словосочетание. Оно мне чем-то напоминает пространные речи наших многих политиков о демократии. Все о ней говорят, но никто не знает, что это такое. Точно так же все говорят об открытых списках, но никто не предложил проекта, способного решить данную проблему. Давайте не забывать о том, что на самом деле пропорциональная система в нашей стране действует лишь с 2006 года. На ее основе прошли всего две парламентские кампании. Можно сказать, что это даже не младенец, а лишь зародыш нового парламентаризма. Конечно же, систему надо совершенствовать. Но если мы начнем изменять избирательную систему в зависимости от того, кому как удобно, то она превратится в "предмет широкого использования". Это вредно для нашего государства. Подобные действия лишь пойдут на пользу нашим внешним конкурентам, которым очень нравится, что Украина находится в постоянном процессе брожения, и нет никаких предпосылок к появлению сильной власти, способной вести страну вперед.
Многие аналитики прогнозируют, что предстоящая избирательная кампания будет грязной и жесткой. Как штыковая атака. Какие методы ведения электоральной борьбы планирует использовать БЮТ?
— Мы планируем использовать чистые методы ведения кампании. Будем красным на белом писать. Если говорить аллегориями о штыковой атаке, то она будет проходить с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Штыками вряд ли отделаешься. Для многих это будет кампания-реванш, которая должна будет придать смысл их предыдущей политической карьере. Кто-то попытается "засветиться", чтобы появиться в парламенте следующего созыва. Кто-то будет ставить перед собой задачу остаться в будущем составе Рады. Но для всех выборы станут важным рубежом. И хотя в обществе очень высоко недоверие к власти, предстоящая кампания покажет, насколько люди готовы к переменам. Да, будет много грязи. Но если вы заметили, мы начали эту кампанию с белого цвета, а закончим ее победой.
А слоган "Она работает" будет основным лозунгом кампании Тимошенко?
— В ближайшее время последует продолжение. И мы будем очень динамичны в этой кампании.
Готовятся ли "бютовские" юристы к оспариванию неблагоприятных для Юлии Тимошенко итогов выборов?
— Мы всегда стараемся быть на шаг впереди своих конкурентов. Это наша позиция, которая позволяет нам выигрывать. Что же касается юридического блока БЮТ, то к предстоящей кампании мы готовимся так, как никогда раньше. Но готовимся для того, чтобы результат выборов был установлен Центральной избирательной комиссией, а не судом. Для нас это, наверное, задача номер один. ЦИК должен назвать победителя. Это должно положить конец попыткам развалить избирательный процесс, затянуть его в суды и, возможно, вообще сорвать выборы.
Способен ли нынешний состав Центральной избирательной комиссии определить результаты президентских выборов?
— Да, есть проблемы, связанные с ЦИК. Главная из них заключается в том, что Центральная избирательная комиссия была сформирована по политическим квотам. Но можно сказать, что за последние годы она все-таки сумела проявить себя как коллегиальный орган, который в достаточно критические моменты способен принимать компромиссные решения, основываясь исключительно на законодательстве. Сегодня и у БЮТ, и у Партии регионов есть довольно сильные юридические команды. Мы, как и наши коллеги из Партии регионов, уверены в том, что сможем обжаловать и изменить любое незаконное действие ЦИК. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы Центральная избирательная комиссия была максимально корректной и действовала в соответствии с законом. На сегодняшний день в ЦИК есть лишь одно слабое место. Это ситуация, связанная с Анатолием Писаренко, который достиг пенсионного возраста. Но я думаю, что и в этом вопросе в ближайшее время будет поставлена точка.
Говорят, что идут переговоры между БЮТ и Секретариатом Президента, смысл которых заключается в следующем: под некие гарантии неприкосновенности после президентства Виктор Андреевич "сливает" Тимошенко остатки своего административного ресурса, а на выборах играет роль технического кандидата Юлии Владимировны.
— Думаю, что единственное, о чем мы сейчас можем договариваться с Секретариатом Президента, так это об обеспечении нормального переезда Юлии Владимировны с улицы Грушевского на Банковую. Надо, чтобы нынешние хозяева не растащили там последние лампочки и мебель.
Беседовал Александр Юрчук