Курс Обамы: глобальное лидерство

10

 С момента инаугурации президента США Барака Обамы прошло 100 дней. Принято считать, что это та рубежная дата, которая позволяет подвести некоторые итоги деятельности на высоком посту. В ходе прошедшей в среду в московском пресс-центре «Росбалта» дискуссии на тему «100 дней Обамы» известные эксперты-американисты, оценив «старт» нового главы Белого дома на твердую «четверку», отметили в то же время, что реальные действия американского президента пока отстают от его «имиджевых ходов».

Фигура президента Барака Обамы – достаточно новое явление для американского политического Олимпа. Дело не столько в цвете кожи главы государства, сколько в его политической открытости и декларируемой готовности выслушать и учесть мнения своих оппонентов.

Заместитель директора Института США и Канады РАН профессор Виктор Кременюк считает, что «президент Обама олицетворяет ту часть Америки, которая выступает за перемены». Он сравнил нынешнего лидера США с 35-м президентом – Джоном Кеннеди, который также выступал за «перезагрузку» отношений. Однако масштабы и сложность проблем, стоящих перед президентом Обамой, можно сравнить с теми, с которыми столкнулся Франклин Д. Рузвельт в 1933 году, полагает эксперт. Известно, что Рузвельт в свои первые 100 дней на посту руководителя страны провел 15 законодательных актов, которые преобразовали финансовое регулирование и создали сильную систему социальной защиты.

Между тем, как сказал директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, ссылаясь на данные из открытых источников, всего Обама дал более 500 различных обещаний избирателям. Из них за сто дней своего президентства он выполнил 27, по семи «достиг компромисса», 63 находятся «в процессе исполнения» и более 400 пока не реализованы. По словам эксперта, американский президент ведет активную кампанию по перепозиционированию Демократической партии, «перехватывая» часть актуальных идей у республиканцев, но в то же время он «не смог сформулировать приоритеты дальнейшего курса, до сих пор формируя обещания будущего».

«Рассматривая шаги Обамы в сфере экономики, можно отметить наличие четкого плана и логики. Что же касается внешней политики, то в большей степени присутствует риторика. Меняется стилистика, а не курс», — сказал Минченко, пояснив, что декларируется готовность к диалогу, но не выдвигается предложений о том, какие именно вопросы требуют обсуждения.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, полагает, что уже в первые сто дней пребывания у власти Обама «продемонстрировал наличие своих политических амбиций». Несмотря на то, что опыт работы Барака Обамы на федеральном уровне ограничен сроком с 2005 по 2008 год, внешнюю политику он постарается определять самостоятельно, ориентируясь на мнения вице-президента и советника по национальной безопасности, считает эксперт.

Несмотря на то, что в нынешней администрации Белого дома на ключевых позициях находится много фигур из команды Клинтона, контроль за принятием и реализацией решений Обама сохранил за собой. Эксперт считает, что потенциал конфликтов внутри администрации Обамы существует, но «их актуализация будет возможна лишь тогда, когда будут решены все основные вопросы, стоящие перед США как во внутренней политике (преодоление глобального кризиса), так и во внешней, которая формируется наследием президентства Джорджа Буша».

Барак Обама «принял страну», имидж которой находился в довольно тяжелом положении. Улучшение имиджа Америки – одна из целей нынешнего президента. В связи с этим в Белом доме официально объявили о «перезагрузке» отношений с Россией, отменен ряд ограничений в отношении Кубы, есть намерение закрыть тюрьму на военной базе Гуантанамо, Ирану предложено «положить конец 30-летнему периоду враждебности», заявлено о начале вывода военных из Ирака.

«Приятно удивило то обстоятельство, что Обама вспомнил о России», — отметил еще один участник дискуссии — профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. По его словам, Штаты, так и не сумевшие решить иракский вопрос, вплотную займутся афганским, и здесь существует большое поле для взаимодействия России и США.

«Поле для взаимного сотрудничества России и США довольно узкое: сокращение и ограничение обычных и наступательных вооружений, проблема Афганистана, Ирана, Серверной Кореи, недопущение распространения ядерного оружия — по всем этим темам Обама уже «прошелся», — отмечает Виктор Кременюк.

Напомним, что в декабре 2009 года истекает срок Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1). Москва и Вашингтон активно стремятся решить эту проблему путем пролонгирования существующего соглашения или подписания нового. Именно эта тема, как ожидается, станет основной на предстоящих в июле переговорах Дмитрия Медведева и Барака Обамы.

Кременюк назвал «близкой к коллапсу» ситуацию с договором СНВ. Он считает, что заключить новый договор до декабря «слишком сложно технически», поскольку, по его мнению, между РФ и США «утрачен механизм ведения переговоров и поиска компромиссов».

В целом же эксперты полагают, что, несмотря на имиджевую активность США во внешней политике и предметное содержание решений экономических вопросов, общий курс, которым в ближайшее время пойдет Америка, является традиционным для этого государства. За решением оперативных вопросов, стоящих на повестке дня, последует развязывание таких системных клубков проблем как отношения с Россией, Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью такого движения будет общий контроль за мировыми процессами и восстановление глобального лидерства США, которое, по мнению администрации Обамы, было утрачено в период работы республиканской команды Джорджа Буша.

Дмитрий Пановкин

Поделиться:
Загрузка...