Как ожидается, в предстоящем 7 мая в Праге учредительном саммите программы ЕС «Восточное партнерство» примут участие главы шести постсоветских государств – Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.
Французский политолог Александра Гужон
Особое внимание комментаторов привлекает Беларусь, так как уже на протяжении десяти с лишним лет ситуация в этой стране вызывает серьезную озабоченность на Западе в связи с систематическими грубыми нарушениями прав человека.
В США Беларусь часто называют последней диктатурой Европы, а в отношении президента Александра Лукашенко и его ближайшего окружения до последнего времени действовали визовые санкции, запрещающие въезд на территорию ЕС.
Поэтому приглашение Беларуси на предстоящий саммит дало экспертам повод для оживленных споров на тему возможного приезда в Прагу Александра Лукашенко. Выступившая 27 апреля в Институте Кеннана в Вашингтоне профессор политологии Бургундского университета (Франция) Александра Гужон представила подробный анализ ситуации в Беларуси.
Насколько реальны наметившиеся в последнее время подвижки во внутренней политике, проводимой Александром Лукашенко, оправдана ли «оттепель» в отношениях Минска и Брюсселя, какую роль играет российский фактор в выборе Беларусью внешнеполитического вектора – вот вопросы, которые интересовали политологов, дипломатов и журналистов, собравшихся в помещении вашингтонского Центра Вудро Вильсона.
Автор многочисленных публикаций на белорусскую тему, Александра Гужон хорошо знакома со страной – она много раз бывала там, в том числе – в качестве международного наблюдателя на выборах. Она начала свою лекцию с краткого экскурса в новейшую политическую историю Беларуси, который можно суммировать следующим образом: после того, как в 1996 Александр Лукашенко изменил конституцию, в стране сложился авторитарный режим «султанистского» типа, при котором все ветви власти не избираются, а назначаются.
В Беларуси со временем не стало независимых СМИ, а оппозиция оказалась вытесненной за пределы публичной политики. Страны ЕС и США отреагировали на это сначала ограничением контактов с Минском, а потом и экономическими и дипломатическими санкциями. Несмотря на выдвинутые Европой 12 условий, направленные на либерализацию внутриполитической обстановки в Беларуси, ни одни из состоявшихся в стране за последнее десятилетие выборов не были признаны свободными и справедливыми.
Тем не менее, в последний год появились основания для разговора о некоторых позитивных изменениях в стране. Белорусские власти пошли на досрочное освобождение международно-признанных политических заключенных, разрешили свободное распространение двух независимых изданий, зарегистрировали одно из новых оппозиционных движений и объявили об экономической либерализации.
Тем не менее, считает французский политолог Александра Гужон, говорить о том, что белорусский режим окончательно изменил свою сущность, не приходится. Она привела конкретные примеры продолжающихся репрессий против гражданского общества и политической оппозиции.
Коснувшись темы влияния российского фактора, профессор Гужон высказала мнение, что попытки Минска повернуться лицом к Западу являются элементом стратегии Беларуси, направленной на сбалансирование влияния Москвы. Начиная с 2006 г., в отношениях Беларуси с Россией возникли серьезные проблемы экономического и финансового характера, которые вынуждают Минск искать альтернативные источники помощи на Западе. Проблема признания независимости Южной Осетии и Абхазии, на чем настаивает Кремль, может, в свою очередь, осложнить отношения Минска с Брюсселем.
Французский политолог ответила также на вопросы присутствовавших, которых интересовало, насколько монолитна позиция ЕС в вопросе смягчения политики в отношении Минска, существуют ли внутри белорусского режима группировки, заинтересованные в изменении статус кво, чем объясняется поспешность, с которой Запад, и в частности – Ватикан, пошел на уступки Минску в виде политических контактов на высшем уровне.
Подводя итог лекции, организованной институтом Кеннана, профессор Александра Гужон констатировала, что, несмотря на отсутствие каких либо структурных перемен в политике белорусских властей, в позиции Запада в отношении Минска сегодня возобладал прагматический подход. Насколько он эффективен – покажет время.