Новости из США. Главное к концу недели. Воскресенье, 6 апреля 2025.
Сегодня в выпуске:
• Торговая война со всем миром: причины и очень вероятные последствия
• Массовые демонстрации протеста в США
• Рубио в ожидании того, чтобы выяснить, «привержен ли путин миру».
• Трамп и эмпатия, точнее ее отсутствие
* Конечно, главным событием уходящей недели в США стало объявление Трампом торговой войны практически всему миру в виде абсолютно ничем необоснованных высоких таможенных пошлин на импорт, поступающий в США из других стран.
Что это влечет за собой?
Таможенные тарифы, пошлины на импортируемые в США товары – это очень высокий налог с продаж, который будут платить конечные потребители импортируемой в США продукции – компании, если речь идет о тех, кто в собственном производстве использует импортные комплектующие и рядовые граждане, если они покупают произведенные за границей потребительские товары.
Для всего мира это значит многое.
Сокращение импорта из-за дороговизны импортных товаров и комплектующих приведет к большим экономическим проблемам в США, прежде всего в столь якобы любимой Трампом промышленности, продукция которой подорожает. Произойдет скачок инфляции, вызванный ростом цен на все – на все импортные товары и на товары, произведенные в США, но содержащие импортные комплектующие. Инфляция в условиях неизбежного сокращения производства ввиду отсутствия возможности сбыта слишком дорогих товаров перейдет в стагфляцию – в тяжелую экономическую рецессию в условиях инфляции. Подобное происходило в США в начале 30-х годов, когда подобные же действия президента Герберта Гувера в 1930 году привели к тяжелейшему экономическому кризису, вошедшему в историю как Великая Депрессия, и последовавшими за ней тяжелыми потрясениям во всем мире.
Происходящее неизбежно отразится пагубно на мировой экономике. США являются импортером многих товаров, страной с огромным рынком. Резкое подорожание этих товаров уменьшит спрос на них, следовательно, страны и компании-производители будут искать новые рынки сбыта (что очень непросто), и будут страдать от сокращения производства, роста безработицы из-за вызванного сокращением увольнения работников.
Введением пошлин на импорт продукции из стран-союзников Трамп показал также свое отношение к ним.
Крупнейшая американская финансовая компаний JP Morgan в пятницу заявила, что с вероятностью 60% прогнозирует глобальную всемирную экономическую рецессию.
Ответные меры, введенные, например, Китаем в виде 34% пошлин на импорт из США, пагубно отразятся прежде всего на американских фермерах. США являются крупнейшим экспортером сельхозпродукции в Китай. Сокращение этого экспорта приведет к тому, что фермерам некуда будет девать свою продукцию. Это может вынудить правительство обратиться к печатному станку, чтобы компенсировать фермерам их потери. И это будет еще одним большим вкладом в рост инфляции. Это уже происходило, когда перед пандемией ковида Трамп вводил пошлины на китайские товары, а Китай вводил пошлины на импорт из США в ответ, и правительству пришлось платить фермерам деньги (и это был весомый вклад в последующую инфляцию).
Разрушается сложившаяся система глобальной торговли. Разрушается Всемирная Торговая Организация. Практически, ее существование становится бессмысленным, поскольку пошлины, введенные США и пошлины, вводимые в ответ другими странами, полностью разрушают свободную торговлю, во всяком случае де-факто выводят США из ВТО, создававшейся для поддержания свободной торговли в мире.
Американский фондовый рынок отреагировал на объявленную Трампом торговую войну катастрофическим падением в четверг и в пятницу. Капитализация американских компаний за 77 дней нахождения 47-го президента у власти упала в пропасть совершенно буквально.
Индекс Dow Jones, взвешенный показатель стоимости акций 30 крупнейших американских компаний, упал на за это время на 13.8%.
Индекс S&P 500, взвешенный показатель стоимости акций 500 самых крупных американских компаний, упал за то же время на 15.8%.
Индекс Nasdaq крупнейших высокотехнологичных компаний упал на 18.8%.
Акционеры потеряли триллионы долларов.
Американцы потеряли от 13% до 18% денег на своих накопительных пенсионных счетах (пенсионные фонды хранят большую часть денег в акциях). Государство существенно сузило свои возможности для внутренних заимствований (поскольку пенсионные фонды хранят деньги не только в акциях, но и в государственных бондах – однако, потеря ими очень значительных сумм означает снижение возможности маневрировать финансовыми инструментами, в том числе покупать государственные ценные бумаги).
Падение рынка означает то, что инвесторы – и внутренние и внешние, отворачиваются от американских компаний, не верят в их ближайшее будущее.
Хотелось бы ответить на два часто задаваемых в последние дни вопроса.
— Имеет ли Трамп право единолично вводить таможенные тарифы и может ли его остановить Конгресс?
По Конституции США (Раздел 1) Конгресс обладает исключительным правом вводить, изменять и отменять налоги. Более того, исключительным правом инициировать любые изменения в систему, наполняющую бюджет, обладает только одна из палат – Палата Представителей. Сенат может лишь вносить поправки в соответствующие законопроекты, принятые Палатой. Таможенные тарифы, пошлины – это налоги, поэтому вводить их может только Конгресс.
Из этого правила есть исключение в отношении именно таможенных пошлин. Президент может объявить чрезвычайную ситуацию, в связи с угрозой действий каких-то стран национальной безопасности США и ввести таможенные пошлины на импорт из этих стран. Однако, Конгресс и в этом случае может воспользоваться своими конституционными полномочиями и правами. Голосованием в каждой из палат Конгресс может отменить объявленную президентом чрезвычайную ситуацию и, соответственно, отменить введенные им тарифы. Причем, такое голосование не должно зависеть от желания или нежелания партии, контролирующей соответствующую палату. Если поступает предложение проголосовать по этому вопросу, по закону одно должно быть поставлено на голосование в течение 15 сессионных дней.
Очевидно, что объявленная Трампом чрезвычайная ситуация – фейк.
Однако 11 марта республиканское большинство в Палате Представителей проголосовало за поправку, в соответствии с которой Палата отказывается до конца 2025 года от применения этой нормы закона (абсурдная поправка приравняла все дни до конца 2025 года к одному сессионному дню). Поэтому теперь в Палате Представителей подобная резолюция может быть поставлена на голосование только спикером Джонсоном, являющимся самым верным союзником Трампа, который, естественно, ничего, что президенту не нравится, не сделает.
В Сенате во вторник прошло голосование по резолюции, отменяющей чрезвычайную ситуацию в торговле с Канадой, предложенной сенатором демократом Кейном. Вместе со всеми 47-ю демократами за эту резолюцию проголосовали 4 республиканца. И она, таким образом, была принята (51:49). За резолюцию голосовали бывший лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл, сенаторы Лиса Мурковски и Сюзан Коллинз (умеренные республиканки, много раз голосовавшие вопреки желаниям Трампа) и сенатор Рэнд Пол, правый либертарианец, для которого свободная торговля является одним из своеобразных «пунктиков». Однако, спикер Джонсон, конечно же, не поставит эту резолюцию на голосование в Палате Представителей. Поэтому надеяться на Конгресс не нужно. Пока в нем есть республиканское большинство и пока до выборов далеко, пока почти все республиканцы панически боятся праймериз в собственной партии, поскольку любое их действие против Трампа означает появление у них на праймериз МАГА-соперника, выставленного Трампом, — пока есть все это, никаких действий Палаты Представителей вопреки Трампу ждать нельзя.
— Зачем и почему Трамп все это делает?
В последние дни пришлось прочитать и услышать много версий.
Однако, лучший ответ дан еще в 2018 году в первой книге Боба Вудворда о Трампе «Страх: Трамп в Белом Доме».
Вот что рассказал Вудворду Гари Кон, который был до 2017 года президентом крупнейшей финансовой компании «Голдман Сакс», а с января и до конца 2017 года был главой экономического совета при президенте.
Трамп, в силу своего абсолютного непонимания того, как работает современная экономика и американская экономика, в частности, а также того, как работает мировая торговля был (и остался) одержим двумя идеями: 1) США должны иметь положительный или по крайней мере нулевой торговый баланс со всеми странами. Те, кто продают в США больше, чем покупают в США, занимаются нечестной торговлей и используют США, ездят на них. 2) США должны все производить внутри страны, импорт нужно сократить до минимума, все производства, выведенные из страны, нужно вернуть обратно.
Кон проводил с Трампом множество бесед, пытаясь ему объяснить, что все это так не работает. Это было БЕСПОЛЕЗНО. Он не понял, как все это работает, до сих пор. И вряд ли уже когда-нибудь поймет.
Трамп был одержим идеей введения таможенных тарифов еще тогда, восемь лет назад.
Кон показывал ему цифры, объяснял. Экономика США 21 века, — это более, чем на 80% экономика, базирующаяся не на производстве товаров, а на сервисе и изобретении технологических инноваций. Уникальность финансовой и экономической системы США в том, что доллар является мировой валютой. Поэтому американскими финансовыми сервисами пользуется весь мир. В США изобретают новейшие технологии и то, чем потом пользуется весь мир. Полупроводники, интегральные микросхемы, компьютеры, смартфоны, планшеты. Что плохого в том, что это производится затем в других странах, — спрашивал Кон, — если наши инженеры и ученые в это же время изобретают что-то новое. В этом состоит международное разделение труда.
Видение Трампом Америки по словам Кона – это дымящие трубы заводов, рабочие, стоящие у заводских конвейеров. Видение им международной торговли – это положительный или по крайней мере нулевой торговый баланс США со всеми странами. Это видение Трампа разделял и разделяет его верный советник Питер Наварро (после Кона он стал главой экономического совета при президенте, работает он в Белом Доме и сейчас).
Видение Кона и другими ведущими экономистами торговли совершенно иное. Кон не считает торговый дефицит США с другими странами чем-то плохим. Это не плохо, а хорошо, что американские покупатели могут приобретать более дешевые товары и комплектующие из Канады, Мексики, Китая и других стран. Значит, они могут расходовать больше денег на что-то другое внутри страны.
Трамп говорил Кону: «Я помню разные места в Пенсильвании, по которым я ездил. Там были города со сталелитейными заводами, а теперь это эти города опустели, там нет работы, и там некому работать».
Кон отвечал: «Возможно, это так, сэр. Но вспомните, что 100 лет назад были предприятия, производившие кареты и упряжки. Все они больше не существуют. Никто не занят этой работой. И люди должны были найти себе другое применение. Как сейчас в штате Колорадо, где самый низкий уровень безработицы в стране – 2.6%, поскольку там помогли людям найти себя в новых профессиях».
Трамп: «Это никак не связанные вещи».
Кон пытался показывать Трампу данные – что наибольшее число людей, добровольно увольняющихся с работы – в промышленности. Люди не хотят стоять на ногах у конвейеров, работать в тяжелых условиях при высокой температуре, терять здоровье, добывая уголь в шахтах.
«Я не принимаю этого», — был стандартный ответ Трампа.
«Почему у вас такое видение этого?», — спрашивал Кон у Трампа.
«Потому что я так считаю», — отвечал Трамп.
«Это не значит, что вы правы. Я в течение 15 лет думал, что я могу стать профессиональным футболистом. Но это не значит, что я был прав», — отвечал ему Кон.
Вот это и есть ответ на вопрос, почему и зачем.
Конечно, вокруг Трампа сейчас есть люди, как тот же Вэнс, которые могут мечтать о том, что начатая Трампом торговая война может помочь не только разрушить мировой экономический порядок, но и подорвать либеральную демократию в Европе, помочь ультраправым прийти к власти в европейских странах на волне недовольства людьми экономическими проблемами. Это произошло в Германии в 1933 году. И опасность этого существует.
Но изначальная причина того, что сделал на уходящей неделе Трамп в том, что «потому что я так считаю», как говорил он еще восемь лет назад. Он не изменился. И не изменится.
Реальность американской экономики в том, что вакантных рабочих мест в США и сейчас больше, чем безработных (уровень безработицы 4.2%). Примерно 130 миллионов людей в США работают на сегодняшний день в частных компаниях. Американцы согласны заниматься не всякой работой. В стране очень мало свободной рабочей силы. Трамп собирается заставить компании перевести производство в США, шить здесь одежду и обувь (сейчас 90% одежды и обуви, которые носят американцы, — это импорт), собирать компьютеры, айфоны, айпеды, комплектующие для автомобилей, телевизоры, возвратить к жизни металлургические заводы и шахты. Кто будет всем этим заниматься? Трамп и Наварро считают, что миллионы американцев должны бросить свою сегодняшнюю работу и переквалифицироваться? Для чего? — «Потому что я так считаю».
Тем временем, фьючерсные показатели, с которых в понедельник утром откроются торги на нью-йоркской бирже, показывают дальнейшее падение основных биржевых индексов от 2.5% (Dow Jones) до 3.9% (Nasdaq). Уже открывшиеся торги на биржах в Азии показывают падение основных индексов в ожидании всеобщей рецессии.
* В субботу в США по всей стране прошли массовые демонстрации протеста против политики Трампа под лозунгом «Руки прочь!». В них участвовали сотни тысяч людей. Это были первые действительно массовые акции протеста, прошедшие в 1400 городах и городках.
Сожалею, что всю субботу провел в дороге, возвращаясь из командировки. Иначе непременно был бы на демонстрации в Нью-Йорке. Но субботняя акция была точно далеко не последней.
* Трамп еще в четверг улетел в Мар-а-Лаго, где играл в гольф почти до вечера в воскресенье. У него все хорошо.
А государственный секретарь Рубио уже после варварской российской атаки по Кривому Рогу и гибели девятнадцати человек, в том числе девяти детей, никак не отреагировал на это преступление, но заявил, что «в ближайшие недели станет ясно, привержен ли путин миру».
Рубио – образованный человек. У него есть семья, трое детей. Он точно знает, что происходит. Он не может не обладать точными сведениями. Он обладал ими и когда был заместителем председателя сенатского комитета по разведке. Тем более, он обладает ими в качестве государственного секретаря.
Когда вроде бы нормальный человек демонстрирует полное отсутствие эмпатии только потому, что у его босса полное отсутствие эмпатии, демонстрирует непонимание происходящего только потому, что его босс не понимает происходящего, заставляет посла США в Киеве, профессионального карьерного дипломата Бриджит Бринк делать невнятные заявления, ничего, кроме чувства глубокого стыда за такого человека возникнуть не может.
И последний штрих. В Литве погибли во время учений четыре американских военнослужащих. С ними прощался Вильнюс, прощалась Литва. На улицы вышли много людей. Почести погибшим пришел отдать президент Литвы Науседа. Трампа спросили журналисты в Овальном кабинете несколько дней назад, проинформировали ли его о том, что произошло с американскими военнослужащими в Литве. Он сказал: «Нет». И даже не поинтересовался у журналистов, что же с ними произошло. И отправился играть в гольф. Отдать последние почести погибшим солдатам их главнокомандующий не счел нужным.
Как рассказывал его бывший руководитель администрации генерал в отставке Джон Келли главному редактору журнала Атлантик Джеффри Гольдбергу, погибших американских солдат Трамп во время своего первого срока называл «лохами и неудачниками».
До конца истории под названием «Страх: Трамп в Белом Доме» (с) (название книги Боба Вудворда, изданной в 2018 году) осталось 1385 дней.