Заявления Макрона во время встречи с Путиным на Лазурном берегу про Европу от Парижа и до Владивостока и слова Трампа на G7, что для решения проблемы Ирана, Сирии и Северной Кореи, делегация РФ должна была бы находиться в зале на саммите, уже вызвали в европейской прессе шквал эмоций. Да и не только в прессе — завершающий свою каденцию итальянский премьер-министр поддержал инициативу Трампа, а Дональд Туск как президент Европейского совета заявил, что лучше в следующем году пригласить на саммит в зал официальный Киев. Естественно, в Украине традиционно снова затянули песни о том, что нас сдают, и разнице между субъектом и объектом в международной политике.
Хотя позиция Трампа, в принципе, не менялась с прошлого года — он и хотел вернуть формат G8 для координации по Ирану, с которым РФ контактирует в Сирии, по продолжающейся операции в сирийском Курдистане, кроме того, выход из РСМД также требует держать руку на пульсе. Но воз и ныне там, потому что необходимо достигнуть консенсуса со всеми странами «Большой семёрки»: одна страна — один голос.
А Канада против, Британия против, и даже французы заявили, что возвращение в G7 без урегулирования вопроса по Украине, из-за которого РФ и попросили из «Большой восьмёрки», подчеркнёт слабость организации. Тогда к чему же спичи о европейской культуре и перезагрузке отношений от Макрона? Скорее всего, потому что ЕС стоит на пороге изменений — в преддверии возможного выхода Британии, раскола по поводу «Северного потока – 2» и санкций, которые та же Италия отнюдь не против снять или ослабить.
Причём проблемы «Большой семёрки» или «восьмёрки» Франции касаются поскольку-постольку. Та же Япония в обозримом будущем всегда будет против возвращения РФ до урегулирования ситуации касательно мирного договора и Курильских островов. Или Канада, с начинающейся гонкой за Арктику и сильной украинской диаспорой в политике, всегда будет ставить палки в колёса в пику РФ. А вот сделать перед выборами заявку на центр тяготения ЕС, который не прочь разрешить конфликты на его окраинах, и провести перезагрузку — почему бы и нет?
В конце-концов, для СССР, который угрожал Европе ядерным оружием и танковыми клиньями, раз в 7 лет устраивали «оттепели» и «перезагрузки», что бы они не означали. Такова уж политика Запада — нельзя закручивать гайки до бесконечности, всегда нужна перспектива и отдушина, если рациональное у оппонентов возьмёт вверх.
Впрочем, сама Украина как жертва агрессии далеко не против перезагрузки: выплатите компенсацию за отжатые нефтяные вышки и банки в Крыму, выводите войска из Донецка, Симферополя и Луганска, выдайте пленных моряков — и можно строить Европу от Парижа до Владивостока. Только мы будем за стеной в составе НАТО, а то зимой 2014-го нас зовут в Таможенный союз, а весной устраивают вторжение — какие-то у вас демократические институты протухшие.
Но как раз интересы Франции достаточно чётко различимы на фоне центробежных процессов в ЕС. Британия, вполне вероятно, выпадет из обоймы и может временно самоустраниться от дел на континенте. Германия не имеет ядерного оружия и скована противоречиями относительно энергетических коридоров в ЕС. Между вечной наковальней откатов из РФ, где россияне готовы за свои деньги тянуть «Северный поток – 2» и американскими проектами по терминалам сжиженного газа. А ещё у Берлина в анамнезе второй кавалерийский полк США в Фильзеке и авиабаза в Рамштайне (как там было на заре создания НАТО — «держать немцев под, а коммунистов вне»).
Поэтому предвыборные реверансы реверансами, планы планами, а текущая политика политикой — отсюда такое раздвоение личности у Макрона. Все мы не против перезагрузки с возможным центром её в Париже, но пока увы, увы. Аслунд вон, вообще, тонко пошутил, что «семёрка» или «восьмёрка» — это самые экономически развитые страны и каким боком сюда РФ, если пора звать на саммит Индию или Бразилию, совершенно непонятно. Кстати, «группа семи» — это достаточно неформальное образование, созданное для координации по проблемным вопросам в экономике и избеганию торговых войн. Там нет никакого устава, никаких отсылок к демократическим институтам, просто международный договор. Отсюда и юмор, что непонятно, к чему там страна уровня Турции и Мексики по ВВП.
Но если говорить без шуток, то второй пакет санкций от США введён, однако калечащими их назвать трудно. Подавление протестов в Москве и «грязная бомба» на испытаниях в Северодвинске вызвало только дежурное бульканье озабоченности, а далёкие от противостояния времён «холодной войны» молодые либеральные политики в ЕС не против подарить ветвь мира всем жаждущим, не совсем понимая, что мир Кремлю не особо и нужен. Санкции на операции с госдолгом можно обойти на вторичном рынке; пока запрет критично важного экспорта технологий начнёт работать, пройдут десятки месяцев, а с МВФ РФ пока особо и не стремится работать. Так что особых изменений в политике режима РФ не произойдёт — будут увеличивать размер ЗВР, держать экономику в стагнации и гадить по мелочам где получится.
По мелочам для ЕС и США — это бомбёжки в Сирии с продолжающимся исходом беженцев и деньгами, которые Европа выделяет на их обустройство в Турции; вооружение режима Асада и поддержка режима Мадуро в Венесуэле. И война в Украине, которая постепенно исчезает с повестки дня в СМИ, но при этом не меняется по своей сути — оставаясь позиционным вялотекущим противостоянием, грозящим каждую минуту взорваться очередным обострением при помощи крупного калибра и реактивной артиллерии. Столкновения на востоке Украины продолжаются — почти 150 обстрелов с момента начала «хлебного перемирия». Огонь из миномётов, станковых гранатомётов, бортового оружия «коробок», крупнокалиберных пулемётов, работа снайперов. Задачи далеко не стратегические — шатают линию соприкосновения, вскрывают огневые точки, не дают заниматься сооружением на передке инженерных заграждений, пытаются поражать автомобили снабжения.
Идёт рутинная работа по контролю нейтральной полосы, постановке мин, проводке снабжения и доставке его на последний километр. У нас до 15 погибших с начала объявления «абсолютного и тотального прекращения огня», около половины по небоевым причинам — «хлебное перемирие», выходит, не сильно отличается от необъявленной войны. Это было ожидаемо — войска в поле всегда продолжают нести потери. Характер ранений: снайпер застрелил взводного у «Айдара», близ Марьинки минно-взрывные травмы у бойцов, в 74-м ОРБ пулевые ранения. Небоевые — это в основном аварии, болезни, был и криминал с летальным исходом. Огневая активность у Золотого и по дороге на Желобок. Работают по фасу Горловки и у Зайцево. Идут спорадические перестрелки на Светлодарской дуге. Громыхает «треугольник» у Донецка, Авдеевка у дач, Трудовские. Водяное, Павлополь и Талаковка — волшебное приморье. Всё те же места, всё тот же беспокоящий огонь, правда, всё же уменьшилось количество 120-мм мин, ПТУР и артиллерии калибра 122 мм. Не до ноля, но значительно.
У Станицы же продолжается бесконечная эпопея с разведением. Обе стороны продолжают демонстративно снимать бетонные кубы, покрышки и блиндажи. Потом внезапно выясняется, что противник не отошёл, и работа на камеры прекращается. По большому счёту, само разведение выгодно всем, не только боевикам. В Станице сейчас проживает до 13 тысяч людей — большинство всё же вернулось домой, здесь сегодня далеко не Сталинград, несмотря на название опорника в секторе. До войны местные были завязаны на снабжение Луганска — продукцией с теплиц, рыбой, молочными продуктами.
Сейчас, несмотря на то, что через разрушенный мост пропускная способность не ахти, люди с тачками освоили нехитрый бизнес по доставке помидоров и сыра из Станицы. Да и «пенсионные туристы», возвращающиеся от «проклятых укропов», не прочь скупиться здесь на дорожку. Разведут стороны, отремонтируют мост — мирные по обе стороны от линии соприкосновения вздохнут спокойнее. Везти за 350 километров в Харьков продукцию нереально, особенно по «поющему» после «коробок» асфальту. Даже 14 километров с тачкой в 60 кг и по пешеходному мосту до Луганского оптового экономически выгоднее, чем транспорт до Харькова. Уголь тоже в основном остался на той стороне, по факту это локальная местная тема — отопление теплиц, еда, мелкий бизнес, чтобы выжить.
Поэтому мост, действительно, неплохо было бы отремонтировать. Всем неплохо — очереди из Луганска за дешёвыми помидорами и пенсиями (они нам тоже в кассу) показывают всё процветание «молодых республик». И нам выгодны чьи-то мамы и бабушки, рассказывающие сыночкам в «ополчении» про цены на творог и ожившие теплицы в Станице.
Но противнику не особо нужен мир. Поводов доказать миролюбие была масса, начиная с выполнения требований трибунала по морякам и обмена пленными до реального прекращения огня. Но этот крохотный пешеходный мост, который планировали отремонтировать месяцы назад, да никак не удавалось, хорошо иллюстрирует отношение марионеток Кремля к местному населению и самому мирному процессу. Если они не могут убрать укрепления и прячущиеся по кустам пулемёты на крохотном участке в сотни метров, о каком прекращении огня на 470 км ТВД может идти речь? До сих пор его нет и в обозримом будущем не будет. А значит, просто вопрос времени, когда снова загрохочет канонада.
P.S. Доброе утро, Вьетнам! Август 2019
В СМИ пишут, что «хлебное перемирие» продержалось 17 суток, пока не было сорвано атакой по 36 ОБрМП в районе Павлополя, где погибли четверо украинских морских пехотинцев. Формально обстрелы продолжались всё это время, даже в дни полной тишины — крупнокалиберные пулемёты, гранатомёты и стрелковка в 100% случаев. Ну и когда журналисты акцентируют, что противник вёл огонь из вооружения БМП, но при этом не упоминают миномёты — это тоже наводит на невесёлые размышления. Хотя местные прямо говорят, что как грохотала канонада, так и грохочет, хоть и реже. Если уже боевики выкатили «коробку» набросать беспокоящим огнём и рискуют экипажем, то кто может помешать им закинуть под шумок несколько исходящих 82-мм? Озабоченность стран ЕС или беспилотные аппараты ОБСЕ с девочкой-наблюдателем?

Даже то, что не было боевых потерь с момента подрыва на Фасаде, это военная удача. Были раненые и боевые травмы, а нанесёт осколок ВОГ летальное ранение или нет — это дело такое, вне компетенции переговорщиков. Может сложиться впечатление, что многие внутри Украины из-за внутриполитической повестки злорадствуют по поводу мирных инициатив новой администрации. Мол, мы же говорили, что бесполезно договариваться с поехавшими в бандитских «республиках». Что вы там рассказывали о заработках на войне и что надо договориться посередине в угаре предвыборной борьбы — как идут дела? Весь мир понял, кто не хочет мира. А то-то раньше, когда в прямом эфире Минска-2 штурмовали Дебальцево и оккупировали три областных центра, пацаны были не в курсе? А теперь осознали, исправились. Теперь обеспокоенность будет как-то честнее и по-доброму, что ли.
Так вот, по поводу злорадства. Понятно, что во время предвыборной гонки на теме войны жёстко спекулировали, и сейчас идёт обратная волна — где обещанные результаты, раз «партия войны» уже не при власти? Кстати, жители Востока, у которых в огороде месяцами роют опорные пункты и оборудованы в погребе спальные места, действительно хотят мира любой ценой. Им плевать на Крым и на статус Донбасса, а их недовольство будут использовать все кому не лень. Есть электорат, который вправду считает, что если пообещать Кремлю не вступать в НАТО и снова покупать у них газ по цене выше, чем у Германии, то можно сделать всё как раньше. Забыть про 13 тысяч убитых, разрушенную систему безопасности и санкции за Крым, которыми Запад объясняет, что грекам не стоит захватывать свои бывшие сакральные города на южном берегу Крыма, а японцам Корею. Миллионы людей действительно пребывают в иллюзиях, что главное, чтобы была работа и по телевизору смешно вечером, а там Путин или Зеленский — не принципиально. Какие именно бредни озвучивались по поводу мира в надежде получить их голоса — уже дело десятое. Нечёткость ответов по поводу острых вопросов — стратегия, которая сработала, и теперь в топку её.
Выборы прошли, парламент избран, новая команда у силовиков и спецслужб. Ну, можно обижаться и раз за разом вспоминать Зеленскому то, что «кто хочет договориться о мире — тот договорится», убивать брата Порошенко наоборот, критиковать и высмеивать. В принципе, Украине не привыкать к ситуации, когда половина страны видит абсолютно каждого президента в белых тапочках и без всякой войны — ничего нового. Но есть ли шанс, например, что на фоне критики и внутреннего недовольства общества в Раде в обозримом будущем возникнет мощная оппозиция в противовес «Слуге народа»? Представим на секундочку — БЮТ, ЕС и бывшие регионалы возьмутся за руки и вместе поведут Украину в светлое будущее. Не взлетает картинка. Вся полнота ответственности теперь на «СН», но все мы в одной лодке в ближайшие месяцы, и если ситуация начнёт сыпаться, то аукнется она многим. Начиная от чиновников ЕС, которым сирийский исход покажется раем, и наших сограждан в Польше и Чехии, где беженцы будут готовы работать за еду. Заканчивая теми, кто остро ощутит, что они от войны, оказывается, сильно и не устали. Хотя чистый итог на табло — с пленными моряками затягивают, как затягивали в своё время с выдачей экологов по решению трибунала, большого обмена пленных нет, с пешеходным мостом возить сыр челноками из Счастья в Луганск вышло так себе. Даже у самых ярых фанатов тезиса, что для прочного мира нужна только политическая воля, реальная картинка должна бы проясниться — что у войны всегда две стороны и много отцов.
На этом фоне интересно только одно. Действительно ли новая АП хочет реально договориться с противником, или отрабатывается дежурный номер — «мы старались, но не смогли». Судя по тому, что за месяц у моста близ Станицы Луганской так и не начались ремонтные работы, боевики прячут пулемёты в палатках и изображают сотрудников ОБСЕ, то там пора бы уже хорошо понять, с кем приходится работать. И что с россиянами, которые трижды выполняли задачи в Сирии и «выходили», договориться просто не выйдет. Ибо они, нарушая подписанные в Астане договорённости про «зелёные зоны», продолжают наносить воздушные удары по Идлибу с сотнями погибших. Ни в Сирии, ни в Ливии, ни в Венесуэле, ни в Украине прорыва на дипломатическом поле не случилось по банальным причинам. В Кремле головокружение от успехов от возвращения в мировую политику после развала в 90-х, от захвата Крыма и от того, что силового сценария против ядерной державы не будет, а у экономики долгое плечо в 10-15 лет.

Так что придётся пока тащить активность на линии боевого соприкосновения, содержать войска в поле, закупать технику и нести издержки. В том числе и жизнями своих людей, да. За июнь у ВСУ 15 погибших. А с начала абсолютного и хлебного перемирия 6 только в красной зоне. Не так и мало, внезапно. И не так и отличается от периода, когда шла война «между окопами» и давление на линию боевого соприкосновения у гибридов. Потому что подрыв — хоть на своей, хоть на чужой мине. Какая к чёрту разница, почему бойца привезут домой к матери в гробу, если он всё равно погиб от того, что Кремль ввёл войска в Украину — его просто не должно быть в посадках между терриконами. Потому что снайпер отработал одиночным и ушёл. Потому что подлезли, пользуясь затишьем, и закинули удачно для себя мину на пороховом двигателе от гранатомёта. 100 раз промахнулись, а на 101-й попали на позицию, где было несколько человек. Всё пристреляно за месяцы, всё просматривается из БПЛА: наезженные колеи, новые позиции, обжитые блиндажи — рано или поздно прилетит за месяцы попыток. У боевиков за июнь 21 погибший, которых установили — есть и россияне, и даже гражданин Узбекистана. Это не считая смертей на госпитальном и тех, кто остался вне зоны внимания социальных сетей. Так что перемирие — оно такое себе перемирие. Больше в СМИ и в заявлениях политиков, а не в поле.

Из хороших новостей — сразу несколько источников, включая поверенного по делам США в Украине, подтверждают интерес украинской стороны к закупке летального вооружения в США. Точки интереса: ПТРК, снайперское оружие, ПЗРК и что-то относящееся к береговой обороне. На фоне новостей, что мы накануне крупной закупки партии оружия в США, дозированный слив информации в СМИ означает, что ключевые договорённости достигнуты. Почти 100% это не помощь партнёров, а заказ для ВСУ за деньги украинских налогоплательщиков — это отличные новости, что МО берёт напрямую интересующие нас позиции. Партия дополнительных «Дротиков» для Украины заказывалась ещё в прошлом году. Пришли ли они без шума в СМИ, или это они и есть — можно только догадываться.
Спецификация понятна — снайперское оружие и контрснайперские системы в ответ на возможный заход на деплоймент многочисленных российских спецов. Противотанковое оружие как реакция на то, что россияне перестали страдать распилом с «Арматами» и решили массово модернизировать Т-72 Б3 — хочешь не хочешь, а придётся реагировать на более чем полторы тысячи танков с неплохой динамической защитой, тепловизорами и цифровыми рациями. Отсюда весьма серьёзный рост производства ПТРК второго поколения, отсюда свежий танковый батальон у ОК «Север», отсюда недавно переданная рота Т-64 БВ и Т-72 Б от Львовского бронетанкового в той же самой базовой модернизации — тепловизор, управляемые танковые ракеты, цифровая рация. Ну и заказ «Дротиков» для ДШВ.

В Турции продолжается подготовка операторов 6 ударных БПЛА — несколько расчётов уже было обучено на момент передачи, вполне вероятно, готовят дубли, чтобы обеспечить постоянное дежурство в зоне ответственности. Ну и по ПЗРК и береговой обороне — это пожелания партнёров, они уделяют активное внимание протяжённому побережью.
Подводя итоги: перемирие достаточно нестабильно, и бои, по сути, продолжаются, обе стороны активно готовятся к продолжению, на момент выхода статьи на юге обострение и у противника минимум трое подтверждённых погибших. Наверное, накручивали мину на переходник и подорвались. Или подавились печеньем. Политическое противостояние или конкуренция внутри страны не должны отвлекать общество от того, что мы ведём войну. В которой мы победим рано или поздно.