Во вторник, 28 ноября, в РФ с космодрома «Восточный» в Амурской была запущена ракета «Союз-2.1б», на борту которой находились 19 спутниками на борту.
Это был второй космический старт с «Восточного» и завершился он полным провалом. Об этом сообщает издание РИА «Новости» страны оккупанта.
«Роскосмос» уже подтвердил потерю космических аппаратов. Все спутники рухнули в океан, и потери уже исчисляются десятками миллионов долларов. Только спутник «Метеор-М» №2-1 был застрахован на $44,5 миллиона.
Как передает источник, пуск с космодрома «Восточный» закончился неудачей на участке полета разгонного блока «Фрегат».
Основную полезную нагрузку запуска составлял российский аппарат «Метеор-М» №2-1. В виде попутной нагрузки на орбиту были отправлены 18 малых космических аппаратов из разных стран, в том числе «Бауманец-2» (Россия), LEO Vantage (Канада), AISSat-З (Норвегия), IDEA (Япония). Также планировалось вывести спутники SEAM (Швеция), два аппарата Landmapper-BC (США), 10 спутников LEMUR (США) и D-Star One (Германия).
Что утонуло в океане вместо выхода на орбиту
«Метеор-М» №2-1 — третий спутник космической группировки «Метеор-3М», предназначенной для контроля чрезвычайных ситуаций, мониторинга климата и прогнозирования погоды. Кроме того, с помощью этих спутников можно оценивать условия для полетов авиации.
Также на орбиту не будет доставлен «Бауманец-2» — спутник, разработанный студентами МГТУ имени Баумана и созданный по заказу университета в НПО машиностроения. На его борту была установлена камера разрешением от 18 до 36 метров, малоразмерная лазерная двигательная установка с низким потреблением энергии, предназначенная для экспериментальной отработки, а также вычислительная аппаратура для экспериментов, в том числе для проверки радиоэлектронных компонентов элементной базы на радиационную стойкость.
Также не удалось вывести на орбиту спутники LEO Vantage — группировка малых аппаратов связи должна была начать работу в 2021 году, AISSat — серия норвежских спутников мониторинга морей, IDEA — спутники анализа состояния воздушного покрова, используемые NASA и NOAA (управление по исследованию океанов и атмосферы США) и SEAM — аппараты для исследования магнитного и электрического полей магнитосферы Земли, созданные консорциумом восьми предприятий из Швеции, Германии, Украины, США, Дании, Венгрии и Италии.
«Снижение культуры производства»
Академик российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков заявлял, что проблемы с технологическим контролем на российских предприятиях космической промышленности связаны с падением культуры производства и неспособностью своевременно решать задачи, связанные с развитием технологий.
«С одной стороны, есть определенное снижение культуры производства: снижается ответственность сотрудников предприятий, которые, в том числе занимаются сборкой ракетных двигателей, понижается профессионализм. Также уходят старые квалифицированные кадры, а чтобы молодежь, которая их заменяет, достигла того же уровня, требуется определенное образование, которое у неё не всегда есть», — говорил он в интервью РИА Новости, опубликованном в феврале.
Другой причиной неудач, по его словам, является ее несоответствие космической промышленности РФ растущим техническим требованиям к производству современной техники.
«Применяется новая техника, новые материалы и необходимо, чтобы эти же материалы, которые используются в старых изделиях, были бы аналогичны по своим характеристикам. Не всегда методы контроля соответствуют тому, что есть на предприятии», — подытожил Железняков.
Космические амбиции Москвы рухнули в Атлантику
Так или иначе, второй пуск в истории Восточного вышел комом.
Авария влетела в копеечку. Так, пуск «Союза» был застрахован в компании «Согласие» на сумму 7,3 млрд. рублей. Спутник «Метеор» был застрахован отдельно еще на 2,5 млрд. рублей. Но дело не в финансовых потерях — в очередной раз пострадал имидж РФ как надежного космического «извозчика».
Напомним: в 2016 год РФ потеряла лидерство в пусках из-за серии аварий ракет «Протон», которые происходили 2−3 года назад — как раз столько времени проходит от заключения контракта до пуска.
Но вскоре неудачи продолжились. В январе 2017-го стало известно, что запуски ракет-носителей «Протон-М», запланированные на 2017-й год, отложены на неопределенный срок. Причина — тотальная проверка качества на предприятиях «Роскосмоса». После аварии ракеты-носителя «Союз-У», в результате которой был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04», концерн принял решение отозвать на Воронежский механический завод (ВМЗ) ракетные двигатели, которые устанавливаются на вторую и третью ступень «Протона-М». По результатам расследования выяснилось: при сборке вместо материалов с содержанием драгметаллов использовались менее жаростойкие, от других типов двигателей, выпускаемых на ВМЗ.
И вот — «черный список» пусков снова пополнился «Союзами».