Не учитывая военные средства, унаследованные от Советского Союза (оружие, амуниция и тому подобное), в 1993-2014 годах Украина потратила 580,5 миллиардов гривен на потребности обороны (здесь и далее используются постоянные цены 2010 года, то есть суммы можно сравнивать по разным годам).
В проекте Бюджета 2016 — армия третья по величине статья расходов
Именно благодаря этим расходам оказалось, что у страны есть армия, которая — получив огромную поддержку со стороны граждан — смогла успешно ограничить русскую оккупацию территорией Крыма и части Донбасса.
Чтобы подсчитать "отдачу" от этих расходов, рассмотрим, как они коррелируют с разными оценками величины ВВП, который был бы потерян в случае большей "успешности" русского вторжения.
В 2014 году ВВП Украины равнялся 1062,8 млрд грн. Рассмотрим три возможных сценария того, какую территорию смогла бы завоевать Россия, если бы сопротивление Украины было недостаточным, чтобы сдержать агрессора:
— оккупация южных и восточных областей;
— оккупация южных, восточных и центральных областей (неоккупированной осталась бы лишь Западная Украина);
— оккупация всей страны.
Не считая оккупированного Крыма и части Донбасса, южные и восточные области Украины создают 43% ВВП страны. В 2014 году это равнялось 457 млрд грн — или 80% всех военных расходов Украины за время существования страны
Не считая оккупированного Крыма и части Донбасса, южные и восточные области Украины создают 43% ВВП страны. В 2014 году это равнялось 457 млрд грн — или 80% всех военных расходов Украины за время существования страны. Если предположить, что без сильного сопротивления россияне оккупировали бы южные и восточные области до лета 2014 года, тогда все военные расходы, когда-нибудь сделанные в независимой Украине, окупились.
Согласно второму сценарию, страна потеряла бы 81,5% ВВП или 866 млрд грн, что равняется 150% от совокупных военных расходов. В этом случае, после 2014 года совокупные расходы на армию уже принесли отдачу размером около 175% от их величины.
Согласно третьему сценарию, было бы утрачено 100% ВВП или 183% от совокупных военных расходов — что делает отдачу от расходов равной почти 200% от их величины.
Этот расчет показывает, что за время угрозы существованию страны, отдача от военных расходов, измеренная как сохраненная от оккупации территория, генерирующая ВВП, является огромной — около 100% ежегодно в 2014-2015 годах. Это превращает военные расходы в наиболее эффективную категорию правительственных расходов в Украине. Любые сокращения бюджетных расходов надо делать во всех других категориях, которые являются неэффективными и раздутыми — а не в расходах на армию.
Международный опыт
Теперь рассмотрим нынешний уровень военных расходов в Украине через призму опыта других стран, участвовавших в похожих конфликтах. Поскольку однозначно определить тип военного конфликта в Украине сложно, мы собрали данные о военных расходах в четырех типах конфликтов:
1. "Обычные" войны, в которых страна, о расходах которой собраны данные, стояла перед угрозой исчезновения. Средний размер ежегодных расходов: 18,6% ВВП.
2. "Обычные" войны без угрозы существованию страны. Средний размер ежегодных расходов: 5,1%
3. Гибридные войны (ведущиеся неофициально посредством сторон внутреннего конфликта) без угрозы существованию страны. Средний размер ежегодных расходов: 3,8%
4. Гибридные войны с угрозой существованию страны. Средний размер ежегодных расходов: 5,4%
Доля военных расходов в ВВП стран, участвовавших в военных конфликтах
Темно-синий цвет: обычная война с угрозой существованию страны; светло-голубой: обычная война без угрозы существованию страны; светло-оранжевый: гибридная война без угрозы существованию страны; темно-оранжевый: гибридная война с угрозой существованию страны; красный: Украина
Хотя такая классификация является несколько искусственной и упрощенной, она является полезной для анализа войны в Украине, поскольку эта война может быть классифицирована как любой из четырех представленных типов конфликтов. Украина явно побеждала в гибридной фазе войны, заставив Россию прямо вмешаться и превратить конфликт в обычную войну двух стран. Относительно наличия угрозы существованию Украины могут вестись споры (это зависит от предположений о планах Кремля), хотя намного более вероятно то, что такая угроза действительно существует.
В 2014 году военные расходы Украины составляли 3,1% ВВП, в то время как запланированные на 2015 год расходы составляют 3,35% ВВП. Этот уровень ниже среднего уровня расходов сторон всех четырех вышеуказанных типов конфликтов. Таким образом, международный опыт во второй половине ХХ века и в начале ХХІ века свидетельствует о том, что Украине необходимо повысить свои военные расходы на 1-2% от ВВП, а не снижать их.
Министерство обороны попросило повысить свой бюджет до 3,8% от ВВП в 2016 году. Если эта просьба будет удовлетворена, а также сохранен реальный уровень расходов на Национальную гвардию и пограничную службу, общий уровень военных расходов в Украине вырастет от 3,35% до 4,5% от ВВП. Это приблизит их к среднему уровню военных расходов стран, которые оказались в похожих конфликтах во второй половине ХХ века и в начале ХХІ века.
Совокупные реальные военные расходы в Украине на протяжении ее независимого существования уже более чем окупились. Приблизительная годовая отдача колеблется от 100% до 200%
Выводы
1. Военные расходы являются одной из наиболее эффективных (вероятно, самой эффективной) категорий государственных расходов в Украине по своему влиянию. Совокупные реальные военные расходы в Украине на протяжении ее независимого существования уже более чем окупились. Приблизительная годовая отдача колеблется от 100% до 200%.
2. Нынешний уровень военных расходов все еще низок, если сравнивать его с другими странами, которые в своей недавней истории оказывались в похожих условиях. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимо направить дополнительные 1-2% от ВВП на военные расходы.
На основании этих выводов, наилучшим решением было бы не снижать военные расходы в 2016 году (как реальную, так и номинальную величину), а начать обсуждать, насколько надо их повысить с целью эффективного использования ограниченных государственных ресурсов и с целью обеспечения безопасности страны. Почти все другие категории государственных расходов являются значительно менее эффективными, а следовательно, предоставляют намного больше пространства для сокращения бюджетных расходов, с незначительными негативными последствиями.
Павел Кухта