На Азовском море создается военно-морская база, чтобы противостоять агрессивным действиям России. Для этого в Мариуполь уже прибыли поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец».
Азовский фронт
Кризис на Азовском море Россия развязала в середине мая. Поводом к этому послужило задержание украинскими пограничниками рыболовецкого сейнера «Норд» с керченской регистрацией. После 17 мая, пограничники ФСБ России систематически останавливают и досматривают иностранные суда, следующие в морские порты Мариуполя и Бердянска, а также из этих портов. Эти остановки продолжаются до сих пор.
Формально РФ ничего не нарушает. В соответствии с Договором о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, который был заключен в 2003 году между Украиной и РФ, Азов является внутренним морем обеих стран, не имеющим территориальных вод. Здесь может свободно перемещаться любой торговый или военный корабль под флагом РФ и Украины, который используется в некоммерческих целях.
Ситуацию на Азове отслеживает мониторинговая группа «Майдана иностранных дел», Института черноморских стратегических исследований и сайта BlackSeanews под руководством журналиста Андрея Клименко. По состоянию на середину сентября, выделены три основных района остановки судов. Район №1 расположен в Черном море, перед входом в Керченский пролив, район №2 – в Азовском море, неподалеку от Бердянска и Мариуполя и район №3 – тоже в Азовском море, но на выходе из Керченского пролива.
По информации Андрея Клименко, первые задержания судов произошли именно в районе №2, где с 17 мая по 15 сентября было зафиксировано 106 остановок. Средняя продолжительность одной остановки в районе №2 составляла от двух до трех часов. Все эти действия носили скорее демонстрационный характер.
Более существенный эффект имели задержания в районе №3, которые начались 23 июня. Их продолжительность составила в среднем 57,5 часов в июле, 90,1 часов в августе и более 125 часов за первую половину сентября. В районе №3 в июле, августе и в первой половине сентября произошло 150 остановок судов, следующих из украинских портов.
Суда, шедшие в Мариуполь и Бердянск, задерживались в районе №1. Здесь, начиная с 26 июня, произошло, почти 160 остановок, средней продолжительностью о 28,4 часов в июле, 73,1 – в августе и 67,4 в первой половине сентября.
Абсолютный же рекорд простоя одного судна составил 220 часов в августе.
Последствия блокады
Действия россиян нанесли серьезный финансовый ущерб украинским портам на Азове. Как сообщили 25 сентября в пресс-службе Мариупольского морского торгового порта, из-за многодневных задержек предприятие недополучило более 12 млн грн. На 22% по сравнению с прошлым годом, сократился трафик и через Бердянский морской порт.
Действия РФ представляют также военную угрозу. По данным «Украинского милитарного портала», перед началом противостояния, наша страна располагала на Азовском море двумя кораблями, пятью катерами и 11 малыми быстроходными катерами Мариупольского отряда морской охраны Госпогранслужбы. Но только сторожевой корабль «Донбасс» имеет артиллерийское вооружение в виде спаренной 30-мм установки. Все остальные корабли и катера оснащены только пулеметным вооружением.
Корабельно-катерная группировка РФ в Азовском море превышает 40 единиц. Она включает пограничные сторожевые корабли с достаточно мощным артиллерийским вооружением, состоящим из 76-мм и 30-мм орудий. Пользуясь таким преимуществом, российская сторона может не только блокировать судоходство, но и захватывать украинские морские буровые платформы, а также, при некоторых условиях, предпринять высадку морского десанта на украинское побережье Азова для того, чтобы поддержать наземную войсковую операцию, направленную, например, на создание сухопутного коридора в оккупированный Крым.
В течение лета, Украина ограничивалась демонстрацией своего присутствия на Азовском море, проводя военные учения вблизи побережья, а также устраивая облеты береговой линии. Лишь в сентябре были предприняты конкретные шаги: 6 числа СНБО Украины утвердил комплекс мероприятий, направленных на защиту национальных интересов в акваториях Азовского и Черного морей.
Спустя несколько дней в Бердянск наземным путем были переброшены два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) «Лубны» и «Кременчуг». Это совершенно новые корабли, которые были включены в состав ВМС 1 июля 2018 года. С 1 сентября они приступили к боевому дежурству на Азове.
Каждый МБАК вооружен боевым модулем «Катран-М», состоящим из 30-мм орудия, 7,62-мм пулемета, 30-мм гранатомета и пусковой установки противотанковых управляемых ракет «Барьер». Помимо этого, 24 сентября, в Мариуполь прибыли, поисково-спасательное судно A500 «Донбасс» и морской буксир A830 «Корец». Планируется, что в Мариуполе судно «Донбасс» пройдет ремонт.
Слишком близко к фронту
Так началось формирование украинской военно-морской группировки на Азове. Как пояснил «Цензору» руководитель «Украинского милитарного портала» Тарас Чмут, судно «Донбасс» будет использоваться в качестве плавучего штаба и казармы для будущей военно-морской базы, которую планируется создать до конца года в Бердянске.
Столь оригинальное решение связано с тем, что средства для строительства военно-морской базы изначально были не предусмотрены бюджетом. Но ослушаться приказ высшего военно-политического руководства страны нельзя. Как пояснил секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник, пока ВМС будут использовать для своих нужд инфраструктуру торговых портов. По словам Винника, Генштаб уже разработал соответствующие планы.
Можно предположить, что использование гражданской портовой инфраструктуры в военных целях может столкнуться с некоторыми трудностями, особенно в Бердянске, где порт находится в самом центре города. Его сооружения вплотную примыкают к жилой застройке, а также к пляжу, набережной и различным увеселительным «точкам», которые летом заполнены отдыхающими. Как в таких условиях обеспечить безопасность – большой вопрос.
Бердянский порт. Рядом — пляж и кафе
Кроме того, как отметил «Цензору» бывший командующий ВМС, вице-адмирал Сергей Гайдук, военно-морская база — это целый комплекс объектов, выполняющих определенные функции. Помимо кораблей, штабов и казарм, нужны еще пункты связи, средства охраны и обороны, узлы тылового и технического обеспечения, а также радиотехническая служба, отслеживающая обстановку на море.
Все это желательно размещать уже в стационарных сооружениях. Однако Бердянск и Мариуполь слишком близко расположены к зоне ведения боевых действий. «Так стоит ли вкладываться в стационарные сооружения, если в любой момент здесь возможно обострение ситуации и потребуется срочная передислокация? Поэтому есть смысл говорить о пункте маневренного базирования», — считает Сергей Гайдук.
Что могут катера
Впрочем, несмотря на предпринятые шаги, рано говорить о том, что ситуация на Азове начала обращаться в нашу пользу. Тарас Чмут считает, что украинские катера не смогут гарантировать нам безопасность на всем Азовском море, хотя бы потому что пока их всего лишь два.
Прогнозируя ответные маневры российских моряков, Сергей Гайдук предположил, что до открытых морских столкновений дело не дойдет. «Россияне будут нас провоцировать – осуществлять облеты на низких высотах, а также проводить опасные маневры вблизи наших катеров», — предположил Гайдук.
Эти слова уже подтверждаются. Во время прохождения украинских судов по Керченскому проливу, а также после прибытия их в Мариуполь, российские пограничные катера, опасно маневрируя, пытались приблизиться к ним на опасное расстояние
Схожий случай произошел и в середине прошлого месяца
Опасные маневры российского пограничного катера, съемки 14 сентября
Полный круг боевых задач, которые будут возложены на будущую азовскую флотилию ВМС, пока не разглашается. Однако если предположить, что одной из задач будет являться конвоирование торговых судов, следующих в Бердянск и Мариуполь и обратно, то возможностей катеров для этого совершенно недостаточно. Автономность плавания МБАК «Лубны» и «Кременчуг» составляет 5 суток (рекорд простоя, напомним, составил 220 часов — 9 суток). «Давайте представим себе, что поставлена задача конвоировать каждое торговое судно. Предположим, одно из них подошло ко входу в Керченский пролив. Там его остановили на несколько суток. Автономность заканчивается и что тогда делать? Выбор невелик — или уходить на базу, или присылать какой-нибудь плавучий тыл с припасами. Но если мы будем оперировать всего двумя катерами, то нужно подумать о ресурсе оборудования. Этот ресурс не безграничный», — пояснил Сергей Гайдук.
Он также напомнил, что Азовское море замерзает зимой. «Использование катеров в ледовой обстановке – это авантюра. Поэтому я не исключаю, что зимой украинские катера выходить в море вообще не будут. А вот у россиян куда больше возможностей применить ледокольный флот», – сказал вице-адмирал.
«Догнать» ситуацию
Сергей Гайдук полагает, что необходимость наверстывать отставание на Азове, связано с отсутствием стратегии беспрерывного развития флота. «С 2014 года мы думали, что на Азовском море не будет проблем. Но сейчас нарвались на ситуацию и пытаемся ее догнать», — отметил вице адмирал.
Что же нужно для того, чтобы переломить ситуацию на Азове? Контроль над Керченским проливом уже дает РФ большое преимущество. Поэтому в условиях оккупации Крыма, если не считать чисто политических шагов, связанных с проведением границ в Азовском море, Украине нужно банально увеличивать численность азовской флотилии.
По мнению экспертов, для того, чтобы обеспечить конвоирование иностранных судов в акватории Азовского моря, флотилия должна включать 10-15 кораблей со всеми вспомогательными службами. Где же их взять?
Помимо катеров «Лубны» и «Кременчуг», в распоряжении украинских военных есть еще четыре бронекатера: «Аккерман», «Бердянск», «Вышгород» и «Никополь». Недавно на воду также были спущены два быстроходных десантных катера типа «Кентавр».
Помимо строительства собственными силами, Украина может рассчитывать на помощь из-за рубежа. Так 27 сентября в США при участии президента Петра Порошенко состоялась церемония передачи Украине двух 30-метровых патрульных катеров класса Islands. Они вооружены 25-мм артиллерийской установкой Bushmaster и двумя 12,7-мм пулеметами.
Также недавно стало известно, что в 2017 году Дания одобрила продажу Украине трех военных катеров типаFlyvefisken проекта Standard Flex 300 общей стоимостью более 100 млн евро. Некоторые из этих катеров использовались в качестве минных тральщиков.
Совершенно не исключено, что вскоре мы увидим датские катера на Азовском море. К этому предположению наталкивает заявление заместителя начальника штаба командования ВМС по евроатлантической интеграции Андрея Рыженко. По его словам, одной из приоритетных задач бердянской базы будет ликвидация минной угрозы.
В «Укроборонпроме», впрочем, не комментируют возможные поставки катеров из Дании. На запрос Цензора, в пресс-службе госконцерна заявили, что без согласования с контрагентом, разглашение аспектов военного сотрудничества между Украиной и Данией является невозможным.