Что останется от РПЦ после создания украинской поместной церкви?

162

Cоздание Украинской поместной церкви, судя по всему, выходит на финишную прямую.

Назначенные Патриархом Варфоломеем экзархи, похоже объяснили украинским иерархам пагубность упорства в своих амбициях и дело идёт к объединительному собору, выбору нового предстоятеля и дарованию Томоса об автокефалии. Об этом можно догадаться даже не читая украинскую прессу, а следя за активностью руководства РПЦ.

После громких заявлений о возможном прекращении контактов с Константинопольским престолом, иерархи засобирались в далёкие вояжи, как в последний и решительный бой. Он таковым, по большому счёту и является. Почему? Давайте рассуждать вместе.

Вначале видео тем, кому проще смотреть:

Для остальных текст:

Вопрос первый? Как оценить влияние той или иной церкви? Одним из критериев является поддержка государства — с этим у РПЦ всё в порядке. Второе — влияние на другие церковные организации — это следует из финансовых возможностей и указанной выше поддержки. И третье — реальная сила церковной организации, измеряемая поддержкой верующих. Вот с этим есть проблемы. Как с силой организации так и со способом оценки. Во всём мире, когда говорят о религиозной организации оценивают количество адептов — верующих людей.

Причём, если пользоваться сленгом самих священников, различают прихожан и захожан — то есть тех, кто регулярно посещает богослужения, разбирается в догматах и старается жить по установленным канонам. Захожане — те, кто бывают в храме очень изредка, свечку там поставить, яйца посвятить. Причём зачастую не слишком разбираются какие (или чьи) яйца святить нужно. А есть и третья категория, которую, говоря о себе прекрасно описал А. Лукашенко — «православные атеисты». В конце концов, сама РПЦ разделяет «верующих» на две категории: воцерковлённые и просто «православные».

Так вот, весь мир измеряет количество «воцерковлённых». Это возможно подсчётами записей в церковных книгах, контактов священников. Или, как делают церкви, практикующие регулярное причастие — по количеству причащающихся.

Год назад «Медуза» опубликовала результаты исследования православных. Так вот, воцерковлённых согласно опросам лишь 4%, 60% православных не считают себя религиозными, а 30% «православных» считают, что Бога нет. Вот такие вот верующие. Плохая арифметика получается — ведь если считать таковых — в РФ православных очень мало, может оказаться, что и не больше, чем мусульман, которые намного сильнее привязаны к религии.

Поэтому решили использовать другую категорию — учёт по приходам (парафиям) — зарегистрированным религиозным организациям, созданными людьми для исповедания веры. Тоже неплохой подход, но если нет верующих, создать новую парафию не из кого. Тогда РПЦ перешла к другому учёту — количество зданий и сооружений, в которых отправляются религиозные обряды. Согласно доклада Патриарха Кирилла таковых РПЦ насчитывает аж 36 878 штук. А вы думали, зачем ставить часовенку плоту посреди водохранилища либо куполок на перекрёстке — это ведь «здание или сооружение». Бинго.

Не верите? Давайте попробуем заняться арифметикой. Из общего числа «зданий и сооружений» отнимем количество приходов в РПЦ за границей, в Беларуской, Молдавской, Финской, Эстонской церквях в патриарших округах в Азии… Получается цифра (по состоянию на конец 2017 года) 20 600. Много. А теперь сравним со статистикой Росстата за тот же период. Местные религиозные учреждения = 16 931. И это, например, с «церковно приходской школой», которая оформлена как отельное юрлицо. До «Крымнаша» было на 2 тысячи меньше — 14 900.

То есть, это и есть реальная сила РПЦ в самой России.

А теперь представим что будет после создания поместной Украинской церкви. На первый взгляд, ничего страшного — ведь УАПЦ и УПЦ КП имеют в сумме около 6 тысяч приходов в то время как УПЦ МП около 12. Но проблема в том, что согласно социологии количество верующих (прихожан, и захожан) в первых двух в сумме в 3 раза больше, чем в УПЦ МП. Да и в самом «московском патриархате» в случае возникновения признаваемой другими Церкви начнётся массовый переход в другую юрисдикцию. Он, кстати идёт и сейчас со скоростью 40-50 приходов в год. То есть каждую неделю один из украинских приходов уходит из подчинения Москвы.

В Украине часть ура-патриотов заявляет, что чуть ли не назавтра после Томоса украинская церковь станет самой большой в мире. Доля правды в этом есть, но процесс займёт долгие годы. Ведь УПЦ МП не исчезнет полностью — даже в самом худшем случае на протяжении ближайших 5-6 лет, церковь сохранит не менее 30% своих приходов.

Наиболее крупной церковью может стать Константинопольская, если вместо провозглашения автокефалии просто создаст в Украине автономную церковную организацию под своей юрисдикцией. Но это тоже не сразу.

А сразу будет очень неприятный удар из «ближнего» зарубежья. На ведущие роли выдвигается «серая лошадка» в виде румынской православной церкви, которая насчитывает более 15 тысяч приходов. И ещё 1230 — спорные приходы РПЦ в Молдове, которые при «отсоединении Украины», скорее всего на протяжении 5-7 лет спокойно перейдут в другую юрисдикцию. Не все, как и в Украине, примерно 20-25% останется на радость Москве в её подчинении.

А дальше — больше. Как известно, успешный пример вдохновляет. Успех в Украине ускорит отпад от РПЦ приходов в странах Балтии, более резкую позицию в отстаивании своей самостоятельности займёт РПЦ За границей. И, ещё один удар — приходы в Беларуси. Страна не отличается излишней религиозностью населения, РПЦ там укрепилась позже остальных территорий — в середине 19 века после нескольких антироссийских восстаний и ликвидации унии.

Лукашенко лет 5 назад уже оговаривался о необходимости самостоятельности беларуского экзархата, внутри церкви есть достаточно мощное движение в этом направлении. В конце концов, существовавшая структура Православной церкви (в 15-19 веках слабая) являлась частью Киевской митрополии. И если 2 части некогда целого (Польская и Украинская церковь) доказали право на самостоятельность и то, что они не передавались РПЦ, то третья часть, естественно, находится в тех же рамках. РПЦ попыталась исправить ситуацию, послав туда на место экзарха Митрополита Павла, который, кстати о вере, отрицает единобожие — такой вот христианин. Несколько таких ударов, и российская церковь сожмётся до РФ.

Давайте рассуждать. Итак, если Румынская церковь становится наиболее мощной, то идеологемы «славянского мира» и «славяне на страже православия» рассыпается по одной простой причине. Румыны — не славяне. Соответственно, их усиление никоим образом не будет лежать в области политики славянского братства скреплённой православными скрепами. То есть славянство отдельно, вера отдельно. Это уже проблема и для российской политики.

Если начнётся цепная реакция и, следом за Украиной усилится процесс требования церковной независмости от Москвы в Беларуси, РПЦ теряет всю «славянскую» составляющую кроме «народа российского». Это крах в том числе внутриполитической идеологемы про «триединый православный народ». Беда, когда скрепы сыпятся.

Третий пункт связан с влиянием на Балканах. Болгарская церковь, на фоне ослабления РПЦ может активизировать свою церковную политику. Влияние на Сербию? Тут РФ и Украина будут конкурировать между собой. Снова беда, не только для церковников, но и для российского МИД.

Одним словом, иерархи РПЦ видят надвигающиеся проблемы. Предотвратить не получилось, поэтому они нервничают. И поэтому, кстати, они готовы идти на раскол. Лучше быть «первой церковью» в окружении пары-тройки зависимых церквей в регионе, чем просто быть «одной из»… равной среди равных. Этот принцип, вроде как и апостолы исповедовали, но принять его руководству РПЦ трудно.

Но даже ради сохранения обломков «православной империи» руководству РПЦ необходимо предотвратить откол своих частей. В том числе, для этого патриарх Кирилл срочно решил приехать в Беларусь. Но это уже совсем другая история.

Ігар Тышкевіч

P.S. Чергове засідання Священного синоду Вселенського патріархату відбудеться 9-11 жовтня.

Про це повідомляє Укрінформ з посиланням на власні джерела.

“Чергове засідання Священного синоду Вселенського патріархату відбудеться за раніше затвердженою датою, тобто 9-11 жовтня”, — сказав співрозмовник агентства.

Як повідомляв Укрінформ, раніше речник УПЦ КП владика Євстратій Зоря в інтерв’ю агентству називав таку ж дату найближчої сесії Синоду Вселенського Патріархату.

Він тоді сказав, що на Синоді розглядатиметься звіт екзархів Константинополя, які до сьогодні перебували у Києві із візитом.

P.P.S.

Поделиться:
Загрузка...