Экономист, член президиума Столыпинского клуба Владислав Жуковский считает, что это не спасёт российскую экономику от падения. Об этом он рассказал в эфире Общественной службы новостей.
«Первое, самое главное. Надо понимать, что проблема не в том, что кому-то нужен KFC, Pizza hut, McDonalds, Ford, Volvo, Toyota, проблема в том, что это огромное количество рабочих мест, просто огромное.
Из России либо уходят, либо приостанавливают свою работу на ближайший месяц, может быть, два-три месяца, пока непонятно, уже, как минимум, порядка 180 – 200 компаний.
Это потери на рабочем рынке, по разным оценкам, от 16 до 20 млн человек. Это смежные цепочки, поставщики, подрядчики, субподрядчики, логистика, транспорт и всё остальное.
Получится ли в короткие сроки провести так называемую национализацию, которая отчасти будет похожа на конфискацию? Выкупная цена, которая будет проходить на аукционах, она будет сильно ниже тех параметров, которые бы хотели иностранные инвесторы. Они никогда эти сделки законными не признают и будут максимально оспаривать в своих судебных юрисдикциях и признавать их недействительными и ничтожными.
А во-вторых, даже, условно, забрав ту же самую Ikea, либо OBI – вопрос, что с ними дальше делать? Потому что одно дело – просто продать всё, что есть на складе, стулья, табуретки, столы, лаки, краски, электронику, а другое дело – удержится ли вся производственно-технологическая цепочка, и согласятся ли поставщики из этих стран поставлять на вот эти предприятия, которые прошли процедуру национализации, свою продукцию?
В случае, если будет проведена национализация, чего не признают владельцы западных компаний, нужно понимать, что далеко не все поставщики – в том числе, из Китая, из Турции уж тем более, из Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и Латинской Америки – согласятся туда что-либо поставлять. Просто потому что будут определённые юридические риски, а попасть под вторичные санкции никто не хочет.
Поэтому, вопрос в том, как удержать всю эту производственно-технологическую цепочку, не допустив её коллапса и обрушения, чтобы это реально функционировало.
Я уж не говорю про стандарты качества, подготовку персонала, про сервис, обслуживание и прочие вещи, которые уходят на второй план на фоне того обнищания, которое сейчас происходит.
То есть, понятно, что сервис уходит на второй план.
У большинства россиян будет вопрос о том, как банально свести концы с концами и накормить себя калориями.
У нас же не было такого, как в Китае, который построил автономную мощную державу с национализированной элитой, с избытком инвестиций, с избытком накопления капитала, с ростом темпами 8 – 9 % в год, с растущими доходами населения. Этого не было.
С 2008 года темпы роста экономики, даже при сверхдорогой нефти, в среднем составляют 0,8%, а с 2014 года падают реальные доходы. Где великие гениальные реформы? Даже с учётом прошлогоднего роста на 3 %, которого нет, потому что инфляция достигла 15%, оказалось, что официально уровень жизни упал на 10 %.
В этом году, по предварительным оценкам, падение экономики будет от 20 %, а падение инвестиций – примерно от 40 %, если не больше. Такого обрушения не было с 1993 года.
По безработице: официальный прогноз сейчас, примерно, до 8 %, но я думаю, эта цифра сильно занижена. Армия людей, которые окажутся без работы, это, конечно, где-то за 13-15 млн человек».
newizv.ru
Российские эксперты в сфере экономики и финансов:
Юлия Сунцова, Наталья Сейбиль
Рубль продолжает стремительное падение. Валюта по запросу для граждан совсем скоро останется только на черном рынке и та — по взлетевшему до небес курсу. Золотые монеты на исходе даже в т.н. системных банках. Импортные автомобили за неделю сделали X2. Цены на недвижимость в Москве и Подмосковье, да и в крупных городах пробили максимумы. Из-за санкционной блокады и проблем с поставками предсказывают взрывной рост цен на продовольствие, лекарства и товары, в последующем — дефицит.
Не нужно быть экспертом, чтоб понимать, что инфляция будет самой высокой, наверно, за последние лет двадцать.
Грядущую массовую безработицу не отрицают даже в Кремле. Изоляционизм тоже, мягко говоря, не лучший для экономики фактор.
Что еще не поздно сделать, чтобы сократить для себя, для своей семьи возможные риски и негативные последствия?
По мнению группы экономистов и финансистов Европейского университета в Санкт-Петербурге (Дарья Антонова, Юлия Вымятнина, Светлана Лаврова, Дмитрий Скугаревский) делать резкие движения со сбережениями сейчас не нужно – во-первых, вредно, во-вторых, поздно.
9 марта положено начало черному рынку наличной валюты, говорит доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Игорь Липсиц:
— Начинается формирование черного рынка наличной валюты. Только для самых богатых, конечно!С мелкими заказами простых граждан никто — поначалу — возиться не будет. А вот с крупными клиентами работа начнется незамедлительно. Думается мне, что инфраструктуру и «крышевание» обеспечат те же персонажи, которые обслуживали рынок «обналички». И, конечно, «прикупить валюты» ради экстренной эмиграции теперь не удастся…
Кто не успел с валютой, тот не успел, теперь метания бессмысленны. Минимум, до 9 сентября по этой теме всё зависло, отмечает финансист Игорь Николаев:
Валютные счета – у кого получится, должен попробовать снять, но не больше 10 тысяч долларов, иначе все остальное выдадут в рублях по установленному ЦБ курсу. Лежащие без дела рубли лучше потратить на лекарства и продовольствие длительного хранения, особенно импортные – не пожалеете. Подорожало уже всё, дальше подорожает еще больше.
— Ну, про тех, кто покупается на подобные предложения – большой процент в банках, могу сказать одно: идиоты должны платить. Я считаю, что спасать нужно только тех, кто хочет спастись. Все остальные идиоты должны платить. Я не рекомендую нести деньги в банк. Про инвестиции можно забыть. Сбербанк упал на 99.7% по акциям, российскую биржу открывать бессмысленно. Тратьте деньги на продукты и лекарства. Техника – бессмысленно, вы ее не продадите. Ювелирные украшения и антиквариат, как вы помните, в военное время обменивали на барахолках на хлеб, — отмечает предприниматель Дмитрий Потапенко.
Но и у золота есть риски, отмечают другие эксперты. «Недружественные страны», в число которых вошел весь цивилизованный мир, к примеру, распорядились не покупать золото из России.
Золото слитки: 250г. сейчас стоит 811 тыс. рублей. Продажа на этот момент — 612 тыс. рублей, т.е. разница 32%.
— Отмена в России НДС при покупке золота — несомненно, ценный шаг для тех, у кого есть, на что покупать золото и кто остаётся в России. Рублевые счета превращаются в счета по учету фантиков, золото — актив на кризисные времена. Но не безупречный.
— Что будет с ценами на недвижимость? В валютном эквиваленте — будут падать (ослабление рубля, длинный тренд), в рублевом номинале — расти (инфляция). В случае срыва в гиперинфляцию (по образцу Ирана, например) — сверхбыстро расти. В целом, любое российское имущество — длинный тренд к обесценению (по смыслу, по сути), риски стремятся вверх, ликвидность — вниз. Что делать? Жить с этим. Мы становимся дешевле, — комментирует экономист Яков Миркин.
— Ну какая ипотека под 18%-22%? Ипотеку можно брать под 7%-8%. Всё, что выше – кабала. Ипотеку берут на десять лет. Это же сложенные проценты. Перемножьте и увидите, что за десять лет вы переплатите больше двух раз. Откуда у вас такие деньги? Я рекомендую тем, кто это планировал, не делать это, — говорит экономист, академик РАН Абел Аганбегян.
— Я считаю, мы находимся в очень недалёком шаге от дефолта. Причём дефолта, который, по меткому выражению Дерипаски, будет дефолтом 1998 года, умноженным на три. Но я бы сказал, что умноженным на десять. В 1998 году была принципиально другая история. Тогда была открытая экономика и можно было челночить. Сейчас куда вы будете челночить, откуда вы будете брать деньги? Америка отказывается покупать российскую нефть. Европа от газа, конечно, быстро не откажется, но уже активно ищет новых партнеров …
Обычному гражданину надо как-то якориться на своей работе. Ключевой вопрос трёх вещей, «трёх всадников Апокалипсиса» – это резкое сокращение ассортимента, галопирующий рост цен и безработица. Мы пока в это не влетели, но это будет в апреле, говорит предприниматель Дмитрий Потапенко.
Ну да, Россия при дефолте лишится надолго возможности заимствовать средства на мировом рынке на приемлемых условиях. Так мы и так уже от этого рынка отрезаны санкциями. Да, могут быть наложены аресты на доходы от экспорта продукции российских компаний, которые могут попасть в дефолт вслед за правительством.
Россия с невероятной скоростью превращается в «Северную Корею-2» — страну, экономически замкнувшуюся в себе самой и полностью притом зависимую от благосклонности Китая.
И такой стране новый дефолт уже и не очень страшен — терять практически нечего! – говорит доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Игорь Липсиц.
Что будет с продуктами питания, лекарствами, техникой, автомобилями? Наверняка будет повышение цен в рублях на большинство товаров. Причем, во многих случаях, не столько в силу изменения обменного курса, сколько из-за санкционных ограничений на поставку в Россию многих товаров и остановки логистических путей. Многие производители останавливают и производство в России, и поставки своих товаров/техники/автомобилей в Российскую Федерацию. Вероятно, до смягчения санкций, мы вспомним слово «дефицит». К сожалению, по многим позициям импортозамещение произвести невозможно или же импортозамещающее производство внутри РФ опирается на компоненты/субстанции, завозимые из-за рубежа, — комментируют эксперты из Европейского университета в Санкт-Петербурге.
— Похоже, что скоро рубль превратится в неконвертируемую или ограниченно конвертируемую валюту. Граждане СССР всю жизнь жили без доллара и с товарным дефицитом. Теперь и молодежь рискует освоить советский опыт — талоны, карточки, очереди, дефицит, черный валютный рынок, — говорит экономист, бывший глава Минэкономики России Андрей Нечаев.
Возможную ЛИЧНУЮ СТРАТЕГИЮ ПЕРЕЖДАТЬ ПЛОХИЕ ВРЕМЕНА предлагает Абел Аганбегян:
— «НИ»: Какова должна быть личная стратегия граждан, чтобы не попасть в нищету?
Инфляция будет 20%, возможно, и больше. Если рублевые наличные вы будете хранить дома, то каждый месяц будете терять по 2%. Поэтому имеет смысл положить в банк на короткий период. Эти деньги у вас, будем надеяться, не отберут.
Сейчас в стране неопределённость. А в этой ситуации лучше иметь самообеспечение. Если у вас есть дача, выделите место и посадите картошку, морковку, капусту. Это точно не будет лишним. Надо понимать, что будет хуже.
Но самое плохое – остаться без работы. Если есть возможность найти вторую работу – не отказывайтесь от неё. Реальные доходы в среднем упадут на 10% — 15%.
Если вы работали в западной компании, были ценным работником, вы можете уехать. Многие уехали сейчас в Киргизию, Армению, Грузию, Казахстан и продолжат работу в тех же западных компаниях дистанционно.
— НИ: — Что делать людям с низкими доходами?
— Надо покупать лекарства и продовольствие. Большинство людей ещё не осознали происходящее. Это квантовый скачок. Мы резко оказались в каменном веке. Люди сравнивают с девяностыми годами. Но это не так. В 1998 году была жива хоть какая-то промышленность, которая была самодостаточной. Сейчас по уровню развития промышленности, даже не знаю, с чем сравнивать… наверное, с первыми годами после переворота 1917 года. Будет большой рост безработицы. Потерять работу действительно становится страшно. Обнуляются целые отрасли, безработных будет очень много, особенно в крупных городах – целые полчища т.н. «белых воротничков», — отмечает экономист Степан Демура.
— Как может экономика восстановиться через два года? Нет, при смене режима все компании и капитал, возможно, и рванутся обратно, но это обратно займёт годы, если не десятилетия. Большая часть этих компаний приходила в Россию в 2000-е на уже восстановившийся, растущий рынок. То есть реалистично все будут сначала ждать восстановления, потом постепенно возвращаться. И когда-то же должно накопиться заново хорошее отношение к России и русским — то есть бомбёжки Киева, Харькова, Николаева должны быть как-то забыты (не жителями Украины, а зрителями по всему миру), — отмечает экономист Константин Сонин.
— У нескольких миллионов наших соотечественников, живущих за границей, вчера был день прощания с картами «Виза» и «Мастеркард», выпущенных российскими банками. Они потеряли возможность а) взять этими картами наличные за рубежом, б) заплатить ими в магазинах и в «безнале». Они физически отрезаны от карточек Union Pay — как правило, невозможно слетать в Россию, взять их в своем банке и вернуться обратно (да и мало банков еще выпускают Union Pay).
— У них есть рублевые сбережения в России — они будут таять. У кого-то есть рублевые доходы — они со вчерашнего дня бесполезны, разве что у родственников остался доступ к счетам в России и можно попытаться перевести до 5 тыс. долл. самому себе, — комментирует Яков Миркин.
Так что, прощай двойное бытие — одной ногой в России, другой — за рубежом. Множество наших соотечественников окончательно уйдут из России в поисках источников существования где угодно.
Холодноярці продовжують завдавати ворогові важких втрат на Бахмутському та Покровському напрямках. Впродовж місяця активних боїв воїни 93-ї бригади лише за…
Ударні дрони спецпідрозділу ГУР МОУ "PRYMARY" відпрацювали по низці дороговартісних російських РЛС та ЗРК у глибокому тилу окупованого Криму. Українським…
Короткий зміст зустрічі Путіна з родичами двухсотих: - Мой муж погиб, спасибо Владимир Владимирович. Мой брат теперь мертвый, спасибо Вам…
2 травня стало відомо про активізацію російських військ на ділянці фронту Малинівка – Нова Полтавка – Новооленівка у Донецькій області.…
Зібралася писати звіти і зависла на новинах в стрічці. Сказати що я офігіла - це нічого не сказати. Гетьманцев таки…
Очевидно, що Україна мала забезпечувати собі поставки зброї з США. І не тільки після перемоги Трампа, а й при Байдені,…