Закон о санкциях против российского оборонного сектора вступил в силу в конце ноября, а с 29 января Белый дом имеет право накладывать ограничения на структуры, которые вовлечены в «существенные сделки» с российскими предприятиями ОПК. Это касается как покупателей вооружений, так и банков, которые обслуживают транзакции.
«Мы связывались с правительствами ряда стран. И если что-то обнаружится, мы наложим санкции на страны, физлиц и компании», — заверила Науэрт.
На конец 2017 года Рособоронэкспорт оценивал свой портфель заказов в 50 млрд долларов. При этом фактические поставки за рубеж дают около 15 млрд долларов в год, напоминает начальник аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Таким образом, по данным Госдепа, Россия потеряла 20% годового экспорта вооружений.
Сложности, в частности, возникли со сделкой по продаже комплексов С-400 в Индию, которая с момента развала СССР оставалась ключевым союзником РФ в Азии и одним из крупнейших покупателей российского оружия в регионе.
О том, что переговоры по контракту, который был предварительно согласован 1,5 года назад президентом Владимиром Путиным и индийским премьером Нарендрой Моди, зашли в тупик, стало известно спустя три месяца после того, как в Дели с визитом побывал госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
Он «поприветствовал» появление в лице Индии «ведущей державы», которой предстоит «обеспечивать безопасность региона» и заявил о готовности предоставить «лучшие технологии для модернизации армии, включая истребители F-16 и F-18».
Другую крупную сделку — продажу российских Су-35 в Индонезию за 1,1 млрд долларов — Госдепу , впрочем,остановить не удалось. В феврале стало известно, что контракт, который обсуждался почти пять лет, был подписан вопреки позиции США.
Склонить Индонезию к сделке удалось благодаря тому, что Россия согласилась получать оплату не деньгами, а бартером — в виде пальмового масла, каучуковой крошки, чая и других товаров, объяснил источник в «Рособоронэкспорте».