Категории: Экономика

Индия: поле боя ОПК Украины и РФ

Украинские и российские оборонные компании все жестче конкурируют на индийском военном рынке, который развивается и считается одним из наиболее перспективных. Многочисленные провалы совместных российско-индийских проектов, а также международные санкции к России стимулируют уход Индии из-под навязчивой российской опеки в экспорте оружия и к работе Дели напрямую с Киевом.

После начала агрессии со стороны РФ против Украины и до 2017 года Киев был существенно ограничен в экспортных возможностях. Но сейчас наблюдается прорыв на самые перспективные рынки. Продвижению продукции украинского ОПК на мировой рынок зачастую мешали украинско-российские договора, которые впору назвать “лагерными”. Эти соглашения оставляли за российскими компаниями проектное и авторское право на большинство видов техники бывшего СССР и ее модификаций.

И вот в конце прошлого года Украина денонсировала такие соглашения с РФ. Это развязало руки украинским производителям, которым нужны валютные поступления для апгрейда и новых разработок.

Правда, разрыв “лагерности” украино-российских технических соглашений также толкнул российскую сторону на экзотические и даже крайние меры недобросовестной конкуренции — от информационных атак до различных провокаций, чтобы не пустить украинцев на определенные сегменты внешних рынков, где сами россияне уже по полной зарекомендовали себя не с лучшей стороны, но их терпели в связи с отсутствием альтернативы.

Последний пример такой недобросовестной конкуренции – это информационная кампания вокруг контракта на поставку и ремонт самолетов семейства МиГ для ВВС Хорватии.

При этом, данный скандал также имеет определенную проекцию на ситуацию в Болгарии, куда россияне всеми правдами и неправдами пытаются не допустить украинских спецэкспортеров для участия в тендере по капитальному ремонту истребителей МиГ-29 болгарских ВВС.

МиГи-29 ВВС Болгарии на базе Фото: defence.ru

Эти непрерывные информационные атаки осуществляются, в первую очередь, через размещение манипуляционных (или даже дезинформационных) текстовых материалов, где содержатся заангажированные комментарии ответственных за оборонную промышленность лиц Российской Федерации (начиная лично с Дмитрия Рогозина).

Как правило, это речи о том, что украинская военная промышленность «полностью уничтожена под тяжестью гражданской войны», «Украина не способна выполнить те или иные обязательства» или «выполняет, поставляет старую и некачественную технику», «не имеет опыта и технологических возможностей в оказании таких услуг» по ремонту или модификации, или вообще «торгует с террористами по всему миру» и является «спонсором терроризма».

И таких примеров множество от Кувейта до Индии. Просто каждый из них со своим колоритом.

Не благодаря, а вопреки

Пока что эти усилия россиян существенных результатов им не дали, в том числе и в Индии, которая считается одним из самых быстрорастущих в мире покупателей военных технологий.

Еще в 2012 году украино-индийское сотрудничество в военной сфере приносило $120 млн в год. В 2015-17 годах ежегодный объем реализации увеличился до $120-$140 млн.

Например, в прошлом году был успешно завершен флагманский проект украино-индийского сотрудничества — долгосрочный контракт на ремонт Ан-32 стоимостью $400 млн. Интересно, что успешное завершение этого контракта между Украиной и Индией произошло на фоне неспособности России реализовать подписанный еще в 2007 году контракт на производство индийского военно-транспортного самолета МТА. Его до сих пор нет.

Ан-32 ВВС Индии Фото: mil.in.ua

В 2017 году Украиной также успешно реализован еще один задел прошлых лет — это контракт 2013 года между компаниями «Спецтехноэкспорт» и индийской HAL на поставку балочных держателей для вооружения боевых самолетов.

Это направление сейчас продолжает обновляться: в декабре 2017 года в Киев пришел дополнительный запрос минобороны Индии на поставки балочных держателей госпредприятием «Жулянский машиностроительный завод «Визар».

Для Украины в Индии пришло время новых соглашений. Только в прошлом году было заключено новых украино-индийских контрактов на сумму $37млн.

Кроме того, по словам руководства «Спецтехноэкспорта», у компании на данный момент в Индии порядка 400 контрактов в работе — как на стадии реализации, так и в процессе согласования и проведения переговоров, достигающих сумм и в размере $500 млн.

Продвижению же украинского оборонного машиностроения на индийский рынок помогли и определенные факторы гибридного украино-российского военного противостояния.

Так, за время российско-украинской войны Украина радикально перестроило как схему работы национального оборонно-промышленного комплекса, так и увеличило финансирование оборонных предприятий. В итоге у индийской стороны появилось больше уверенности в своевременном исполнении украинской стороной своих обязательств.

Фото: ukroboronprom.com.ua

Кроме этого, разрыв из-за российской агрессии ранее подписанных договоров между Украиной и РФ поставил российскую сторону перед фактом невозможности выполнения подписанных РФ контрактов на поставку в Индию военной техники.

В первую очередь это касается вертолетных двигателей, а также корабельных турбин, прямой экспорт которых в РФ был запрещен решением украинского правительства. Украинская сторона для выхода из положения предложила Индии прямые поставки из Украины. Россия при этом лишилась не только доходов от выполнения контрактов, но и доходов от перепродажи, в которых  помимо всего была самая высокая маржа и коррупционная составляющая.

К вытеснению российских компаний с одного из самых устойчивых сегментов мирового рынка вооружений — продаже техники советских и постсоветских образцов, приводит также стремительно меняющаяся расстановка сил в мире. Речь идет о международных санкциях против РФ, которые углубляются сразу по четырем линиям: украинской, сирийской, северокорейской и внутрироссийской (правозащитной).

Под давлением этих новых обстоятельств все меньше индийских покупателей российских товаров решаются идти на потенциальные санкционные риски со стороны США, Канады, ЕС и Японии. Поэтому Индия все больше отдает предпочтение тем вооружениям и ремонтным услугам, которые предлагает не Россия, а другие страны бывшего “советского лагеря”.

И даже любого размера ресурсы, брошенные на антирекламу конкурентов, не помогут побороть этот фактор.

Перевод стрелок

Конечно, для Кремля потерять и сотни миллиардов долларов — не скандал. Но реакция Москвы на прогресс в украино-индийских отношениях стала какой-то уж слишком чувствительной.

В частности, российскими координаторами в медиа была развернута стандартная в целом кампания по дискредитации абсолютно всех индийских достижений украинского ОПК: например, что индусы якобы не могут найти 5 своих самолетов Ан-32, отправленных на ремонт в Украину. Или что торговля техникой и запчастями велась через фиктивные фирмы.

Но на этот раз информ-атаки имели определенное новшество: если раньше они концентрировались, как правило, вне Украины – непосредственно на самих внешних рынках, то сейчас они начинались и тиражировались СМИ нашей же страны.

И если бы действительно такие публикации носили формат объективной критики. Но, как правило, дело ограничивается банальным злорадством.

Фото: EPA/UPG
Бревно в глазу не заметно

Помогут ли России информ-атаки на Украину спасти свою долю на индийском рынке? Далеко не факт. Ведь Украина, например, совершенно не имеет отношения к стратегическим ошибкам политики РФ по отношению к Индии, которые предопределили уход российских вооружений с индийского рынка.

Например, во время проведения в РФ соревнований по танковому биатлону Армейских международных игр-2017 в 2017 году из-за поломки техники были дисквалифицированы индийские экипажи двух танков Т-90С «Бхишма», которые разработаны в РФ и собираются в Индии. И российские власти после этого случая не придумали ничего лучшего, чем обвинить самих индусов во всех их бедах и еще параллельно на них показательно давить. Это дескать, чтобы Индия особо не выступала.

Другой пример — истребители Су-30МКИ, которые больше простаивают в ангарах, дожидаясь постоянного ремонта, нежели патрулирует воздушное пространство страны. А также МиГ-29 КУБ, которые прибыли в Индию вообще в бракованном состоянии.

По линии ВМФ – скандал с подводной лодкой, которую Индия купила в России и на которой вскоре случилась крупная авария, так что понадобилось возвращение в РФ для ремонта.

Так что перекладывать на Украину вину за подобного рода российские художества на индийском рынке тяжело. Намного легче просто дискредитировать украинских производителей — в общем и целом, чтобы списать на кого-то другого собственные проколы.

Последние новости

Том Купер: звіт про війну в Україні за 4 травня 2024 року

Всім привіт! Короткий огляд найважливіших подій за останні кілька днів. DEAD – українською Оскільки я захоплююся повітряною війною, однією з…

6 часов назад

Чому на Банковій хочуть знищити «Суспільне»?

Чорний рот Марʼяни Безуглої озвучив нову ідею Зе-Банкової. Знищити "Суспільне" і подати це під виглядом економії грошей. Руда помилка природи…

10 часов назад

Українські воїни на сході отримали 1200 FPV-дронів, детектори та пересувний шиномонтаж, а військові будівельники — два екскаватори

Петро Порошенко під час поїздки на Донеччину зустрівся з представниками бригад ДШВ, артилеристами та військовими інженерами та допоміг військовим із…

10 часов назад

Скільки території Україна втратила за останні пів року

Аналітики підрахували, скільки території Україна втратила за останні пів року. Від початку жовтня 2023 року Україна поступилася московії понад 300…

11 часов назад

Коли це, після війни?

​​Президент Зеленський заявив: "Після війни, я думаю повернеться велика хвиля людей. Будемо швидко відновлювати країну і люди хотітимуть це робити…

11 часов назад

Российский военнослужащий открыл дружественный огонь и расстрел 6 военных

Как утверждают источники противника, на этом фото российский военнослужащий, который открыл дружественный огонь и расстрел 6 военных из 70-й мотострелковой…

12 часов назад