Хорошо ставить рекорды, когда ты единственный спортсмен. Завязал шнурки — уже рекорд. Почесал нос — второй. Сделал первый шаг — третий. Чихнул — четвертый.
Так вот, собссно, о четвертом — NASA сообщило, что марсианский вертолет Ingenuity 30 апреля совершил четвертый рекордный полет. На этот раз он тоже поднялся на высоту 5 метров, но затем улетел на юг на расстояние 133 метра, потом вернулся обратно, и после этого слетал в другую сторону еще на 133 метра и снова вернулся, сев в точке старта. В общем, он там как жесть на ветру. И все это за 177 секунд. И нам обещают новые цветные снимки с борта вертолета в формате 4К.
Что интересно — в полете черно-белая навигационная камера вертолета делает снимки особенностей подстилающей поверхности, которые используются полетным контроллером Ingenuity, после чего стираются, если нет команды их сохранения. Но в четвертом полете вертолет сохранил 60 таких снимков (на последних 50 метрах дистанции), чтобы потом предъявить типа «я с работы шел, а не от Зинки».
Вдумайтесь — двухкилограммовый вертолет на Марсе летает в режиме отслеживания рельефа местности бортовым компьютером, как стратегическая крылатая ракета на Земле. При этом часть снимков вертолет делает в виде стереопар, чтобы составлять трехмерную карту поверхности под ним.
А вот теперь самое интересное.
Главной задачей марсианского вертолета было… взлететь, т.е. доказать саму возможность управляемого авиационного полета в крайне разряженной атмосфере Марса. Соответственно, была выбрана ровная площадка, откуда вертолет взлетал и куда приземлялся (примарсианивался), в то время как доставивший его на Красную планету марсоход Perseverance занял наблюдательную позицию примерно в 60 метрах в стороне в специально отведенном месте, откуда и наблюдал за полетами вертолета, и параллельно детально изучал окружающую местность, намечая цели будущих исследований и прокладывая свой будущий маршрут.
Предполагалось, что вертолет совершит (или не сможет) несколько полетов и загнется, и вот тут-то и начнется программа изучения Марса марсоходом. Но!
Вертолет превзошел все самые смелые ожидания своих создателей и продемонстрировал, выражаясь словами NASA, «оглушительный успех». Т.е. он прекрасно летает и загибаться не собирается, а из-за него марсоход, через который вертолет общается с Землей, вроде как привязан к своему месту.
Поэтому теперь у вертолета новая миссия — уже не доказывать возможность летать на Марсе, а продемонстрировать свою полезность для его исследований.
Все, терпение марсохода кончилось, и вертолету пришлось повзрослеть, поменяв концепцию.
Будущий маршрут движения марсохода известен, и в двух следующих полетах вертолет полетит вдоль этого маршрута, чтобы детально разведать его и найти себе новое место будущей посадки. После этого вертолет в последний раз взлетит со своего нынешнего аэродрома и сядет в новой точке, куда потом подъедет марсоход. Так они и будут вместе двигаться по Марсу — марсоход изучать свои камни вдоль маршрута, а вертолет прокладывать ему путь, жужжа вокруг него назойливой мухой, подгоняя и указывая путь.
И когда после этого вы встретите хвалебный репортаж как вертолет отважно помогает прокладывать путь во льдах нашим ледоколам, знайте — отныне это уже каменный век…
Ну и бонусы тем, кто дочитал до этого места:
Марсоход-ветеран Curiosity, теперь лишенный внимания публики, от обиды тоже поставил рекорд, преодолев самый крутой (за свою многолетнюю жизнь на Марсе) склон с наклоном 31 градус в ходе своего эпического восхождения на гребень «Фронтон Гринхью», который он одолел только с третьей попытки. А перед восхождением он сделал шикарное селфи, оставшееся незамеченным — мы-то все время смотрим за вертолетом! Что нам чье-то восхождение на Эверест, когда в баре напротив сменился пивной ассортимент и в меню появились куриные крылышки под соусом Баффоло?
PS: кстати, абсолютный рекорд движения по наклонному склону на Марсе установил ныне уже неактивный марсоход Opportunity, преодолев в 2016 г. уклон в 32 градуса.
PPS: долговечность первого марсианского вертолета Ingenuity определяется состоянием его панели солнечных батарей, с помощью которой он подзаряжает от Солнца свои аккумуляторы после каждого полета. И на которую, понятное дело, оседает пыль из пыльной марсианской атмосферы. Поэтому в любом случае жить ему максимум до первой пылевой бури.
Могу предположить, что следующий вертолет будет садиться прямо на марсоход, чтобы подзаряжаться от его бортовых источников питания — и будущие марсоходы станут полноценными марсианскими вертолетоносцами…