Категории: Мир

Для «удушения России»: Новая оборонная стратегия США

Минобороны США в пятницу представило новую Национальную оборонную стратегию, в котором определены главные угрозы безопасности страны.

Впервые в качестве этих угроз названы в первую очередь государства, а не террористические группировки. Речь идет о России, Китае, КНДР и Иране — именно эти страны, по мнению нынешней американской администрации, представляют теперь главную опасность для Соединенных Штатов.

«Мы стоим перед растущими угрозами со стороны таких разных стран, как Китай и Россия, которые пытаются изменить мир в соответствии со своими авторитарными моделями», — заявил глава военного ведомства США Джеймс Мэттис, представляя документ. Почти весь его текст остается засекреченным, поэтому в открытом доступе имеется лишь его сокращенная 11-страничная версия.

По мнению авторов документа, в современных условиях главной проблемой для обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов не отдельные террористические ячейки, а «стратегическое соперничество между странами».

«Именно поэтому в новой версии оборонной стратегии, пересмотренной впервые с 2008 года, основными угрозами названы четыре государства – Россия, Китай, Северная Корея и Иран. Деятельность террористических групп по степени опасности заняла лишь пятое место. Тем не менее, аналитики Пентагона считают, что угроза сохранится и после поражения таких крупных группировок, как «Исламское государство»», — поясняет «Голос Америки», описывая документ.

«В течение десятилетий США пользовались неоспоримым или доминирующим превосходством в каждой оперативной области, — говорится в документе Пентагона. — Мы в целом могли размещать наши войска и формировать соединения там, где хотели, и действовать, как нам заблагорассудится. Сейчас в каждой области мы сталкиваемся с конкуренцией: в воздухе, на земле, на море, в космосе и в киберпространстве».

«Мы видим рост волатильности и неопределенности на мировой арене и возобновление соперничества крупных стран. Мы продолжим кампанию по борьбе с терроризмом, которую мы ведем сегодня, но главной задачей новой стратегии станет соперничество между великими державами», — заявил Мэттис.

«Новая стратегия отвечает сегодняшнему времени, обеспечивая американцам военную защиту их образа жизни… чтобы передать следующим поколениям свободу, которой мы наслаждаемся сегодня», — отметил глава Пентагона.

Россия и Китай — главные угрозы

По словам Мэттиса, США сталкиваются с растущими угрозами со стороны России и Китая, которые «хотят создать мир в соответствии со своими авторитарными моделями», отмечает со своей стороны RT. Москва и Пекин пользуются правом вето, чтобы заблокировать «решения других стран в сфере экономики, дипломатии и безопасности», обратил внимание министр обороны.

Последний раз документ с названием «Национальная оборонная стратегия» выходил ещё при администрации Обамы в 2008 году. Тогда на первом месте среди военных угроз Соединённым Штатам стоял международный терроризм: «На ближайшее будущее победа в долгой войне против экстремистских движений станет центральной задачей США», — отмечалось в документе 2008 года.

Заместитель помощника министра обороны США Элбридж Колби, комментируя новую стратегию, особо остановился на проблеме российского фактора, подчеркнув Россия по сравнению с КНР действует гораздо более «нагло». В связи с этим он напомнил о прямой военной агрессии со стороны Кремля — аннексию Крыма и вторжение в Сирию на стороне режима Башара Асада. В то же время в Пентагоне обратили внимание на слабую экономику РФ, которая «ограничивает» агрессора в его внешнеполитических планах.

Пентагон настаивает на том, что «Россия добивается получения права вето над странами на своей периферии в плане их правительственных, экономических и дипломатических решений, раскола Организации Североатлантического договора и изменения в свою пользу структур экономики и безопасности в Европе и на Ближнем Востоке».

В то же время, признали в Пентагоне, экономические ресурсы Китая позволяют ему произвести глубокую модернизацию своих вооруженных сил. Это, как заметил Колби, «глубоко проиворечит интересам» США. По его словам, такая позиция американского руководства показывает, «фундаментальное изменение взглядов» Минобороны США: вместо прежней концентрации на борьбе незаконными вооруженными формированиями Вашингтон переориентируется на предотвращении атак со стороны других государств.

Северная Корея и Иран — страны-изгои

Как было сказано, среди вероятных противников США упоминаются также Северная Корея и Иран.

«Такие страны-изгои, как Северная Корея и Иран, дестабилизируют свои регионы, пытаясь обзавестись ядерным оружием или поддерживая терроризм, — говорится в документе.

«Северная Корея стремится гарантировать выживание режима, наращивая свои арсеналы ядерного, биологического, химического и обычного оружия, а также свои возможности в сфере баллистических ракет, — указывается в стратегии. — Незаконные действия и безрассудная риторика со стороны Северной Кореи продолжаются, несмотря на санкции Совета Безопасности ООН».

На Ближнем Востоке основная угроза, по мнению Пентагона, исходит от Ирана.

«Иран остаётся наиболее серьёзной угрозой стабильности на Ближнем Востоке, — отмечается в документе. — На Ближнем Востоке Иран соперничает с соседями, пытаясь закрепить там своё влияние и доминировать в регионе, использует террористическую деятельность, сети своих марионеток и свою ракетную программу для достижения таких целей». Минобороны США также обвинило Тегеран «в поставках баллистических ракет» экстремистским группировкам.

При этом США не собираются уходить с Ближнего Востока, объявив здесь своим приоритетом борьбу с терроризмом и достижение такого положения, при котором в регионе «не могла бы доминировать ни одна держава, враждебная Соединённым Штатам».

В целом терроризм рассматривается в качестве угрозы Вашингтону, однако не первостепенной важности.

«Мы должны вернуться к основам.., и эта стратегия говорит, что мы сосредоточимся на главном — обеспечении готовности к войне, в частности – войне между ведущими державами», — сказал Колби.

Реформы

Новая стратегия предполагает проведение реформы в четырех основных областях — повышение боеготовности вооруженных сил, укрепление военных альянсов, повышение эффективности работы аппарата Министерства обороны, а также проведение модернизации ядерной триады, включая стратегическую авиацию, ракетные силы и подводный флот.

«Это ядерное сдерживание, а не средство боевого применения, если только речь не идёт о наихудшем дне в истории нашей страны или мира», — объяснил шеф Пентагона.

Между тем, ожидается, что к февралю новую стратегию дополнят документы «Обзор ядерного потенциала США» и «Обзор противоракетной обороны».

При этом одна из особенных черт новой оборонной стратегии США, которая была привнесена командой Трампа — мысль о том, что США должны действовать предсказуемо на стратегическом уровне и непредсказуемо на оперативном.

«Это звучит так, как будто министр обороны Джеймс Мэттис хочет превратить характер президента Трампа в преимущество», — отмечает издание Breaking Defense.

Еще одним важным направлением новой стратегии станет поддержка союзников, которая станет критически значимым фактором в обеспечении безопасности США. В то же время аналитики Пентагона вновь призвали страны Альянса «равномерно распределить» финансовую нагрузку, выполняя свои обязательства перед НАТО, в том числе вкладывать в оборону не менее 2 процентов ВВП. Что касается Тихого океана, то в отношении региона регулярно используется название «Индо-Тихоокеанский», отражающее стремление опереться на Индию в противодействии Китаю, отмечают эксперты.

Сохранённое и развитое в новой оборонной стратегии наследие обамовской эпохи — усиление внимания к военным действиям в космосе и киберпространстве, отмечает издание Space News. СМИ цитирует эксперта Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Эндрю Филиппа Хантера, отмечающего, что в первый год администрации Трампа внимание к космосу и киберпространству даже выросло.

По словам Мэттиса, главная беда американских вооруженных сил — недостаточный военный бюджет.

«Как бы не были тяжелы последние 16 лет, в течении которых мы ведем войну, ни один враг на поле боя не нанес больший ущерб боеготовности американских военных, чем сокращения финансирования», — заявил глава Пентагона.

«Для успешной конкуренции потребуются дополнительные инвестиции, которые будут направлены на модернизацию ядерного арсенала, развития кибер-войск и противоракетной обороны, а также на развитие вооружений для потенциальных конфликтов в космосе», — подчеркнул Мэттис.

Впрочем, в настоящее время военный бюджет США является самым большим в мире: ежегодно Вашингтон тратит на оборонные цели более $587 млрд. В 2016 году он составлял $607, в 2017 — $618,7 млрд, а в 2018 — $700 млрд. В 2017 году РФ потратила на оборону $69 млрд, Китай — $146 млрд.

Реакция российских экспертов: «удушение России»

Обновленная оборонная стратегия США прежде всего направлена против РФ, в дополнение к чисто военным мерам Вашингтон применит стратегию «мягкой силы» для «удушения» России, считает бывший начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России с 1996-2001 годы, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, передает РИА Новости.

«Военная сила, может быть, не так страшна, сколько стратегия «анаконды» по «удушению» России и попытки дестабилизировать обстановку в нашей стране» сказал собеседник агентства, отметив, что «мягкая сила» доказала свою эффективность против Советского Союза.

«Это системная стратегия США. Закон о санкциях, принятый США в августе 2017 года, по сути, объявляет по отношению к России стратегию «анаконды», стратегию «удушения». Был также принят военный бюджет США, он достигает пикового уровня 2011 года. Увеличение военного бюджета проходит именно под эгидой сдерживания России, то есть к военным противникам отнесена прежде всего наша страна», — сказал Ивашов РИА Новости.

Старший научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк, комментируя новую стратегию США, обратил внимание на то, как изменился подход Америки к видению угроз.

«Отличие от подхода администрации Обамы к проблемам национальной безопасности США в том, что здесь гораздо более чётко сказано то, что главными противниками США являются не ИГИЛ, а враждебные великие державы, — отмечает Владимир Батюк в беседе с RT. — И, пожалуй, здесь можно говорить об очень серьёзном повороте по сравнению с тем, что было в 1990-е и даже нулевые годы, когда Америка не видела равных себе соперников. Сейчас американцам приходится признавать, что они имеют дело с мощными и обладающими достаточно серьёзными ресурсами противниками».

«Если ещё совсем недавно США могли рассматривать российские вооружённые силы как склад старого советского хлама, то сейчас ситуация изменилась. Американцы признают, что по некоторым направлениям военно-технического прогресса Россия уже опережает Соединённые Штаты, и им необходимо это российское преимущество ликвидировать», — заметил эксперт.

По словам Батюка, гонка вооружений между Соединёнными Штатами и нашей страной «уже идёт». «Я бы не исключал, что по каким-то направлениям, таким как стратегические ядерные высокоточные вооружения, средства радиоэлектронной борьбы, возможно ожидать выхода гонки вооружений на новый виток», — предположил эксперт.

Аналитик Центра геополитических экспертиз Леонид Савин в интервью RT заметил, что «новые стратегии, которые вышли и продолжат выходить в этом году, являются продолжением курса, который взял Пентагон несколько ранее. Это так называемая третья стратегия возмещения».

«Речь идёт о реорганизации всего комплекса вооружённых сил». По словам эксперта, помимо масштабного перевооружения, она предполагает реформирование внутренней структуры Пентагона и отношений министерства и частных подрядчиков, — пояснил он. — Огромные средства выделяются на перспективные системы вооружений, это прерогатива агентства DARPA. Работы касаются как беспилотных летательных аппаратов, так и миниатюаризации различных видов оружия. Безусловно, важнейшим аспектом является и киберпространство, где военные ведомства США опережают гражданские».

По словам эксперта, также важно, что часть новой стратегии национальной обороны США засекречена, поэтому о некоторых методах и принципах, которые Вашингтон будет применять в военных операциях, широкая общественность не узнает.

Newsader

Теги: стратегия

Последние новости

Під вогнем Харків та 17 населених пунктів Харківщини, є пошкодження і жертви

У Великодню ніч ворожі війська атакували Харків "Шахедами". Внаслідок ударів горів будинок та господарчі споруди в Основ’янському районі міста. Про…

2 часа назад

​​ПОРОШЕНКА ДЕМОНІЗУЮТЬ СВІДОМО

Російське МВД оголосило в розшук в один день Володимира Зеленського і Петра Порошенка. Іронія долі неймовірна. П'ять років ЗЕ силиться…

2 часа назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 05.05.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 05.05.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

3 часа назад

Том Купер: звіт про війну в Україні за 4 травня 2024 року

Всім привіт! Короткий огляд найважливіших подій за останні кілька днів. DEAD – українською Оскільки я захоплююся повітряною війною, однією з…

15 часов назад

Чому на Банковій хочуть знищити «Суспільне»?

Чорний рот Марʼяни Безуглої озвучив нову ідею Зе-Банкової. Знищити "Суспільне" і подати це під виглядом економії грошей. Руда помилка природи…

19 часов назад

Українські воїни на сході отримали 1200 FPV-дронів, детектори та пересувний шиномонтаж, а військові будівельники — два екскаватори

Петро Порошенко під час поїздки на Донеччину зустрівся з представниками бригад ДШВ, артилеристами та військовими інженерами та допоміг військовим із…

19 часов назад