Категории: Экономика

Пройдут ли «газовый экзамен» российско-азербайджанские отношения?

 Охлаждение реальное или мнимое?

Последние недели внесли некоторые отрицательные тенденции в развитие азербайджано-российских взаимоотношений. 29 декабря в "Независимой газете" был опубликован материал, согласно которого Москва "решила пересмотреть принципы распределения водных ресурсов приграничной с Азербайджаном реки Самур". Проблема представлена таким образом, что в результате использования Баку сооружения Самурского гидроузла, «интересы водо- и землепользователей Южного Дагестана» ущемляются, т.к. лишь «38 из 213 км реки (12%) протекает по границе с соседней республикой»(1). Включивший Азербайджан в число 13 необеспеченных водой стран мира (со ссылкой на Институт мировых ресурсов) портал aquaexpert.ru 16 января подтвердил «серьезный дефицит живительной влаги» для жителей Дагестана(2).
В данном ракурсе дело не в процентах и объемах. Настораживает общий фон развития российско-азербайджанских взаимоотношений в переживаемый период. На рубеже первой и второй декад января в азербайджанские СМИ просочилась информация о передаче из дислоцированной в армянском городе Гюмри военной базы №102 российского оружия и боеприпасов общей стоимостью примерно 800 млн долл в пользование ВС Армении. Однако, в ответ на ноту МИД Азербайджана российское внешнеполитическое ведомство не подтвердило передачу или продажу Минобороны РФ в 2008 г. армянской стороне вооружений и военной техники «по номенклатуре и в количестве», обнародованными СМИ. Публикацию об этом назвав дезинформацией, имеющей "явно выраженный антироссийский характер".
Тем самым, налицо — некое подобие трещины между Баку и Москвой. Но складывается такое впечатление, что происходит как бы искусственное обострение обстановки
В этой связи, главный редактор информационного портала «Вести Кавказа» Алексей Власов отметил "максимально сдержанную позицию" Баку во время грузино-югоосетинского противостояния. Фиксируя же «важнейшее стратегическое партнерство Армении и России (при союзничестве по ОДКБ), он подчеркнул необходимость учета в данном раскладе новой роли Кремля на Южном Кавказе после подписания Московской декларации: для избежания «двусмысленных действий», имевших место «на начальной фазе противостояния в Нагорном Карабахе». Констатируя невыгодность развития ситуации в этом направлении ни РФ, ни Азербайджану, эксперт призвал к важности сведения действий отдельных министерств и ведомств России в рамки «единой государственной политики, учитывающей важность Азербайджана как одной из ключевых стран региона». Скорее всего, последняя фраза является ключевой в анализе российского политолога, т.к. из нее усматривается нестыковка в позициях соответствующих структур в российском истеблишменте.
Что интересно, аналогичный процесс наблюдается и в среде российских аналитиков. Скажем, российский политолог, депутат Госдумы Сергей Марков не скрывает определенную благосклонность и военно-политическую поддержку Армении Россией, вследствие необходимости создания баланса для недопущения «сползания конфликта к возобновлению боевых действий». В свою очередь, завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, назвав позицию Кремля по Армении и Азербайджану «несколько колеблющейся», признал ее склонность «большей частью» в армянскую сторону. Но основным моментом в рассуждениях С.Маркедонова является иной ракурс: "Влияние России на Азербайджан будет в любом случае, хотя бы взять проблему разделенных народов в Дагестане. Она латентная, но есть. Проблема пока сегодня решается в формате Баку-Махачкала. Инструменты влияния есть всегда, и помимо нагорно-карабахского конфликта"(3).
И вот в этой скрытой (или открытой?) угрозе просматриваются попытки реанимирования определенных идей, озвученных свыше 10 лет назад.
В марте 1997 г. все в той же "Независимой Газете" вышла статья "СНГ: начало или конец истории. К смене вех" Константина Затулина (ныне директор Российского Института стран СНГ, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками) и Андраника Миграняна (ныне политолог, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам глобализации и национальной стратегии развития). В которой, в частности, говорилось: "Что касается противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской…Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане… Подтолкнуть федерализацию Азербайджана"(4).
Т.е. идея не нова. Другое дело, что процитированные чуть выше высказывания из сегодняшних дней вполне могут преследовать цель "обосновать" возможный приграничный российско-азербайджанскй конфликт. Посему возникает вопрос — по какой причине аспект "разделенных народов" (через "фактор Самура") вышел на поверхность именно на нынешнем этапе?

 Виноват проект "Набукко"?

В цитируемой в начале "водной статье" из НГ одной из возможных причин нынешнего «пересмотра принципов водораздела» называются планы Москвы по приобретению всего природного газа, добываемого на азербайджанском газоконденсатном месторождении Шах-Дениз, в связи с чем «водный козырь был бы кстати в поиске компромиссов Москвы и Баку». Кто-то может соглашаться с этой трактовкой, кто-то нет. Но нельзя не признать, что одной из важнейших геополитических задач мировых стран-лидеров на сегодня является обладание "контрольным пакетом акций" за Каспийское богатство. Газоресурсы которого играют неоценимое значение для европейского континента.
Так вот в разгар украино-российского газового конфликта главы правительств или руководители соответствующих ведомств Чехии, Германии, Польши и др. стран заявили о необходимости прокладки альтернативных газовых трубопроводов в Европу, и на поверхности оказался ракурс газопровода "Nabucco" для доставки газа (в обход России) из Туркменистана, Узбекистана и Азербайджана в страны ЕС (3,3 тыс. км, проектная мощность — 30 млрд куб м в год; консорциум по строительству представлен крупнейшими компаниями Австрии, Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Германии). Именно "маршрутный оттенок" доставки энергоресурсов в Европу является основным пунктом геопротивостояния. Причем контекст Набукко представляется настолько актуальным, что Анкара (важнейшее транзитное звено) попыталась поставить свое участие в данном проекте в зависимость от разблокирования переговоров по вступлению Турции в ЕС. Во время переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу (19 января) это озвучил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, что, кстати, вызвало неудовольствие министра экономики Германии Михаэля Глоса. Хотя по завершении встречи в Брюсселе турецкий премьер заявил о всесторонней поддержке проекта без каких-либо оговорок.
В свою очередь, в письменных ответах кандидата на пост госсекретаря США в администрации Барака Обамы Хиллари Клинтон на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара подчеркивалось: "Я и моя команда будем решительно убеждать наших европейских союзников заключать политические соглашения, необходимые для обеспечения строительства «Набукко»…который поможет Европе диверсифицировать ее газовые поставки…Успешная стратегия по продвижению «Набукко» или других трубопроводов в южном коридоре к европейским рынкам потребует последовательного взаимодействия на высоком политическом уровне, в т. ч. со стороны США"(5).
Безусловно, Азербайджан — одно из главных звеньев в этом проекте: не только как обладатель запасов энергоресурсов, но и как страна-транзитер. Не случайно в последние дни здесь побывали Еврокомиссар по внешним связям и Европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер и президент Болгарии Георги Пырванов. Наверняка не для отдыха приезжал болгарский лидер в Баку. В выступлении перед зарубежными послами в Софии фактором достижения стабильной энергетической безопасности в Европе он назвал положительный результат диалогов с энергоресурсными странами, могущими «стать частью трассы новых проектов».
Конечно-же, Кремль не является пассивным наблюдателем в этих играх вокруг "голубого топлива". В преддверие "Набукко саммита" в Будапеште, в Венгрии открылось расширенное заседание российско-венгерской комиссии по экономическому сотрудничеству. На котором зампредседателя правления "Газпрома" Александр Медведев сделал знаковое заявление о невлиянии финансового кризиса на планы реализации строительства газопровода "Южный поток. Добавив, что завершение в текущем году технико-экономического обоснования на весь маршрут будет способствовать инвестициям в проект (ЮП -российско-итальянский проект, предусматривающий прокладку трубопровода по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна). Тем самым, А.Медведев дополнил сказанное российским премьером Владимиром Путиным об актуальности проблемы транспортных возможностей доведения российских энергоносителей в Европу и наличии проектов ЮП и Северный поток для обеспечения дополнительных поставок континентальным потребителям.
Также прошла информация о рассмотрении Словакией возможности создания совместного предприятия с "Газпромом".
Ну и особняком стоят, конечно, завершившиеся два дня назад российско-узбекские переговоры. По данным «Вести», президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что Ташкент, готовый к прокладке "новых ниток трубопроводов по своей территории, обеспечивающих новые поставки и транзит газа…продает газ России и только России, а кому она поставляет дальше и как — это полностью компетенция" Москвы(6). К слову, глава России Дмитрий Медведев российско-узбекские взаимоотношения охарактеризовал как "отношения стратегического партнерства и союзничества при том, что в нынешнем мире нам необходимо все время сверять часы"(7).
Таким образом, "газовая подоплека" во внешне внезапном обмене "любезностями" Москвы и Баку налицо. Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко подчеркнул, что российско-украинский газовый конфликт подтолкнул Баку к реализации проекта «Nabucco»: «До недавнего времени «Газпром» просил у Баку продать весь свой газ ему, но после этого конфликта Азербайджан вряд ли будет иметь дело с ним»(8). Прогнозируя «недовольство Москвы», эксперт констатирует «осторожность и мудрость» Ильхама Алиева, «по-видимому подготовившего себя к такому обороту событий». В связи с чем в российско-азербайджанских отношениях удастся избежать «грандиозных осложнений». Хотя известный азербайджанский политолог Вафа Гулузаде предполагает наращивание Россией давления на Азербайджан, считая «оружейный и водный скандал… только началом».

Заключение

22 января председатель российской Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Борис Грызлов в плане "Самурского аспекта" заявил о завершении проблемы «в самое ближайшее время», т.к. «водоснабжение Баку будет осуществляться через новый водовод, [позволяющий] Азербайджану снизить забор воды из реки Самур"(9). Будем надеяться, что мудрость и политическая воля руководителей приграничных стран не позволит заинтересованным силам сыграть на обострение взаимоотношений. Иначе дестабилизации не удастся избежать ни одной из сторон. Что в условиях серьезных экономических коллизий не сулит ничего положительного ни России, ни Азербайджану.
В своем выступлении на IV Всероссийском мусульманском форуме "Мусульмане за евразийское единство" (ноябрь 2008 г.), автор не исключил этнических коллизий между Россией и Азербайджаном «в условиях национальной пестроты в приграничье (да и в целом в обеих странах), переплетенной конфессиональным фактором»(10). Предложив изучить вопрос о создании совместной российско-азербайджанской мониторинговой группы для исследования ситуации в регионе, с последующим предоставлением аналитических отчетов заинтересованным госструктурам обеих стран – как возможного фактора по предотвращению или локализации конфликтов. По мнению автора, на сегодня осуществление данного шага представляется актуальным.

 P.S. Ну а на этом фоне, о договоренности болгарского премьера Сергея Станишева с И.Алиевым по вопросу импорта Софией азербайджанского газа сообщило РИА Новости. Речь идет о начале переговоров по поводу ежегодных поставок 1 млрд куб м "голубого топлива". В то же время, по данным агентства АПА, в беседе с венгерскими журналистами президент И.Алиев заявил, что аспект участия Баку в проекте Nabucco еще окончательно не решен: «Азербайджану сделано несколько предложений. Есть предложение от российского «Газпрома». Диверсификация маршрутов газового экспорта позволит Азербайджану увеличить доходы от торговли газом

Теймур Атаев, политолог Азербайджан

 

 

Последние новости

Дрони атакували Краснодарський край РФ: загорілися Ільський та Слов’янський НПЗ

У ніч на суботу, 27 квітня, безпілотники атакували Краснодарський край Росії. Під ударом опинилися нафтопереробний завод ТОВ "Слов’янськ ЕКО" поблизу…

6 часов назад

Росіяни вдарили по об’єкту критичної інфраструктури на Прикарпатті, здійнялася пожежа

У ніч на 27 квітня війська РФ знову завдали масованого удару по мирних містах Про це повідомляє глава Івано-Франківської ОВА Світлана…

6 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 27.04.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 27.04.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

7 часов назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 26.04.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 26.04.2024 1. Китайські автовиробники підривають бізнес російського АвтоВАЗу. - На китайські…

20 часов назад

Александр Кушнарь: Первые признаки истощения — У РФ кончаются МТЛБ

P.S. Украина сможет организовать новое наступление не раньше 2026–27 годов Новый пакет военной помощи от США на $61 млрд позволит…

21 час назад

США оголосили про новий пакет військової допомоги Україні на $6 млрд

Очільник Пентагону Ллойд Остін оголосив про виділення Україні найбільшого пакету військової допомоги від США, загальна сума якого становить $6 млрд…

21 час назад