Ночные переговоры глав внешнеполитических ведомств России и США по проблеме украинского кризиса, завершились планом из четырех пунктов, который Джон Керри передал Сергею Лаврову.
Часы в Крыму уже переведены на московское время
— возвращение российских войск в места дислокации, которые они занимали 1 марта;
— отправка наблюдателей ОБСЕ не только на Украину, но и в Крым;
— начало диалога между Москвой и Киевом, на первых порах, если понадобится, при участии международных посредников;
— признание Россией итогов президентских выборов на Украине 25 мая.
Эти подробности стали известны сегодня утром, и вот – менее часа назад – по каналам Франс-пресс было распространено сообщение представителя Минобороны Украины: Россия постепенно отводит свои войска от границы с Украиной. Пока, правда, в Киеве нет понимании, является ли это плановой заменой войск, или таков результат переговоров между Лавровым и Керри.
Между тем, в окончание переговоров ни о каких конкретных договоренностях не сообщалось, но саму беседу Джон Керри назвал откровенной. Сергей Лавров, в свою очередь, указал на принципиальную позицию Москвы: Украина должна стать федеративным государством с тем, чтобы обеспечить права, интересы и сохранить традиции в каждом конкретном регионе соседней республики.
Впрочем, дипломаты понимают, что ни Россия, ни США не могут решить этот вопрос за Украину – ответить на него смогут лишь сами украинцы. Министры договорились о частых встречах с целью разрешения проблемы вокруг Украины.
"Информация похожа на правду", — соглашается эксперт московского Центра Карнеги, бывший зампред международного комитета Госдумы Алексей Арбатов.
Военные игры
Если Москва, как утверждают Владимир Путин и Сергей Лавров, не планирует вводить войска в другие регионы востока и юга Украины — а большинство аналитиков склонны полагать, что так оно и есть — то зачем концентрировать армию на границе, проводить учения и нагнетать напряженность, когда ситуация и так нестабильна?
"Официальная позиция состоит в том, что это обычные учения, но не думаю, что многие в это поверят", — заметил Алексей Арбатов.
"Если говорить о формальной стороне дела, то Россия имеет право размещать войска на своей территории любым образом и проводить учения так, как считает нужным, — указывает Андрей Кортунов . — Но с учетом обстановки деэскалация военной активности была бы разумным шагом, демонстрацией доброй воли. Здесь Россия могла бы проявить гибкость, рассчитывая при этом на какие-то уступки со стороны Украины и западных партнеров".
По мнению Алексея Арбатова, Москва сознательно поддерживает определенный градус тревожных ожиданий, чтобы впоследствии, когда войска не будут введены, представлять это как одолжение.
Что делать наблюдателям в Крыму?
На пресс-конференции по итогам переговоров Сергей Лавров назвал предложение направить в Крым наблюдателей ОБСЕ "Нажать полной дипломатической несостоятельностью".
Главная задача наблюдателей — мониторинг выборов 25 мая. В Крыму голосования в ближайшем будущем не предвидится.
По мнению Алексея Арбатова, с точки зрения Запада, целью мог бы стать контроль соблюдения прав крымских татар, и вообще той части населения полуострова, которая не одобряет присоединения к России.
Скрывать в Крыму Москве особенно нечего, полагает аналитик. Ее не устраивает не столько фактический, сколько правовой аспект: мандат миссии сформулирован таким образом, что отправка наблюдателей в Крым интерпретировалась бы как признание его частью Украины.
Федерализация и нейтрализация
Пожалуй, больше всего вопросов вызывают третий и четвертый пункты предполагаемого "плана Керри". Дальнейшие действия Москвы здесь непредсказуемы. Именно вокруг них, по оценкам аналитиков, и развернется основной торг.
С одной стороны, Владимир Путин в ходе своей пресс-конференции 4 марта дал понять, что непризнание киевских властей и мораторий на диалог с ними будут сохраняться лишь до выборов.
С другой стороны, Сергей Лавров неоднократно выставлял в качестве условия такого признания конституционную федерализацию Украины и договорно-правовое закрепление ее внеблокового статуса, а постпред России в ООН Виталий Чуркин Нажать на днях многозначительно заметил, что "нет предпосылок, чтобы выборы [на Украине] разрядили ситуацию".
"Россия может подвергнуть сомнению легитимность выборов, заявив, что они прошли не демократично, и на избирателей юга и востока оказывалось давление. Строить прогнозы сложно", — говорит Андрей Кортунов.
"Вырисовываются контуры компромисса, как его понимает Москва: федерализация в обмен на признание легитимности выборов", — полагает Алексей Арбатов.
Правительство Украины заявило, что принятие российского требования равнозначно "полной капитуляции".
"Украинцы сами выберут свое будущее. Мы не обсуждали это сегодня вечером, поскольку это было бы нечестно в отсутствие представителя Украины", — сказал на итоговой пресс-конференции Керри.
"Вопросы федерализма и статуса русского языка болезненны для государственного существования Украины, за двадцать с лишним лет ни один украинский президент, включая Виктора Януковича, не пошел на это, — напоминает Андрей Кортунов. — Любые конституционные реформы — дело, прежде всего, самих украинцев. У внешних сил есть очень ограниченные возможности настаивать на том или ином варианте".
"В то же время у России существует много политических и экономических рычагов воздействия на Украину, поэтому в Киеве так или иначе будут прислушиваться к ее мнению, хотя в каком объеме, сказать трудно", — считает эксперт-международник.
"Пожелания России приобрели бы куда больший вес, если бы удалось выработать некую общую позицию с основными игроками касательно того, как должна развиваться ситуация на Украине. В этом и заключается основной мотив для продолжения переговоров с Соединенными Штатами", — добавил он.
Курирующий российско-американские отношения заместитель министра внутренних дел Сергей Рябков на днях высказался в том же духе.
"Единого плана нет. Обсуждение идет в режиме обмена мнениями. Чтобы найти общее решение, и нужны регулярные консультации", — заявил он агентству РИА Новости.
Алексей Арбатов полагает, что обсуждение внутренних украинских дел на российско-американских переговорах в нынешней ситуации оправдано.
"Украина крайне нестабильна и глубоко расколота. Там постреволюционная ситуация, давайте не будем притворяться, что ее нет. После революции ни одно государство не может быть вполне состоявшимся и суверенным. Для США и России резонно помочь, достигнув договоренности по ряду пунктов. Не по всем — в части отделения Крыма явно не получится — но по другим можно достичь. Альтернативной является распад Украины и новая "холодная война", — заявил он.
Не партнеры, а оппоненты
Позиции сторон далеки, но переговоры продолжатся
Как будут складываться дальнейшие отношения между Москвой и Западом? Усугубится ли война слов и санкций, или США и Европа, официально не признавая отделения Крыма, де-факто смирятся с ним в духе Realpolitik разменов и сфер влияния?
"Крымский вопрос останется серьезным раздражителем, периодически будет всплывать в заявлениях лидеров, на сессиях Генассамблеи ООН и других международных форумах, возможны дополнительные санкции против отдельных российских компаний, которые станут вести бизнес на полуостров. Любое украинское руководство тоже не сможет просто смириться и молчать. Но в общем все понимают, что присоединение Крыма к России — свершившийся факт", — говорит Андрей Кортунов.
"Отношениям уже нанесен серьезный урон. Дальнейшего ухудшения можно избежать, если Россия отведет войска от границы, признает результаты украинских выборов и откажется от требований, которые украинская сторона считает чрезмерными и невыполнимыми", — считает эксперт.
"Многое зависит от того, как пойдут дела на Украине, будет ли там снижаться внутренняя напряженность, — полагает Алексей Арбатов. — Но не надо строить иллюзий: наши отношения с Западом нескоро вернутся на уровень хотя бы годичной давности, не говоря уж о том, что было три-четыре года назад, когда велись речи о европейском выборе России и партнерстве ради модернизации".
"Не союзниками или партнерами, а оппонентами мы останемся еще очень долго, если какие-то форс-мажорные обстоятельства не заставят всех закрыть глаза на крымский кризис, оставивший неприятный осадок, и сотрудничать ради безопасности", — добавил он.
Таким форс-мажорным обстоятельством аналитик считает возможный захват власти в Афганистане талибами.
"Обратите внимание: при всей остроте нынешних противоречий про афганский транзит никто не говорит, как будто он находится на Луне. Здесь интересы сторон очевидно совпадают", — говорит он.
"Непопулярная позиция"
После принятия Генассамблеей ООН резолюции, осуждающей действия Москвы в Крыму, Виталий Чуркин выразил мнение, что "никакой речи об изоляции России в этой ситуации быть не может".
Дипломат указал на значительное количество государств, которые воздержались (58 из 193) или вовсе не участвовали в голосовании (24).
Оппоненты говорят о провале российской дипломатии, упирая на крайне низкое (10, не считая самой России) число стран, поддержавших ее позицию. Что касается воздержавшихся, говорят они, в мире имеется много небольших государств, чьи интересы лежат далеко от Украины и Крыма. Своим голосованием они просто продемонстрировали, что не считают эту проблему важной для себя и не хотят ни с кем ссориться.
"Изоляции нет, потому что почти половина государств-членов ООН не поддержала резолюцию, предложенную украинской делегацией, хотя мотивы воздержавшихся или не принявших участия в голосовании можно трактовать по-разному, — считает Андрей Кортунов. — Уместно говорить о внешнеполитической неудаче, поскольку соотношение среди четко определившихся составило 100 к 10, и особенно с учетом того, какие страны среди этих десяти присутствуют".
"Надо признать, что российская позиция по Крыму непопулярна в мире. Это понятно, поскольку многие страны сталкиваются с проблемой сепаратизма", — добавил он.