Категории: Политика

Януковичу — три

Со дня инаугурации четвертого президента независимой Украины миновало три года. Успехи в укреплении основ и расширении полномочий власти главы государства несомненны. Но во многих других направлениях динамика изменений похуже – набрать обещанные когда-то темпы реформ и модернизации Банковой все еще не удалось.

В ходе прошедшего 22 февраля "Диалога со страной" Виктор Янукович, рассказывая гражданам о нынешних реалиях, неоднократно употреблял уместную предпраздничную фразу: "На протяжении последних трех лет…". И хотя сам формат не столько пресс-конференции, сколько телемоста с регионами не позволял провести широкомасштабное сравнение "как было и как стало" в прямом эфире, подчеркиваемые главой государства достижения привлекали внимание. Президент прямо или вскользь упоминал о росте социальных стандартов, экономических успехах, запланированном энергетическом прорыве, не забывая и о "любимце" украинских политиков – Евро-2012. Но все же, если сравнивать с громадьем планов образца 2010 года – к началу 2013-го некоторые свершения, "несвершения" и "недосвершения" продолжают вызывать вопросы.
За три года президентского правления большая часть весомых преобразований в стране коснулась внутриполитической структуры управления. Вертикаль власти изменилась почти до неузнаваемости. Собственно, именно это и включалось в число первоочередных целей новой власти. "Я знаю, что и как следует сделать. В первую очередь — возобновить систему эффективного государственного управления. Мы должны быстро создать дееспособную исполнительную власть, которая безотлагательно займется наиболее уязвимыми отраслями экономики и социальной сферы", — говорил Виктор Федорович во время своей инаугурационной речи. Для того чтобы добиться обещанного в целом, правящему лагерю понадобилось около года. Формирование коалиции по "тушечному" принципу, создание первого Кабмина Николая Азарова в пропрезидентских позициях которого не возникало сомнений, отмена политреформы 2004 года, местные выборы, первый этап административных "перетряхиваний" – к декабрю 2010 года украинский политический ландшафт серьезно изменился.
С течением времени сокращение полномочий парламента и уменьшение действенной роли оппозиции начало приводить к тому, что Верховная рада остановилась за полшага до "не места для дискуссий" по российскому образцу. С другой стороны, постепенная перетасовка кадров вплоть до создания "Правительства Азарова. 2.0" зафиксировала и подвижки в распределении сфер влияния внутри властной системы – нередко в пользу ближайшего окружения Виктора Януковича и членов его семьи. Однако об окончательной и бесповоротной стабилизации властной системы к февралю 2013 года пока говорить нельзя. Коррективы внесли-таки парламентские выборы. Создать незыблемое и, по возможности, единоличное парламентское большинство (не говоря уже о конституционном) Партии регионов не удалось. Кроме того, "Битва за персональное голосование" показала, что обновленный состав оппозиции может создавать "большевикам" некоторые проблемы. Впрочем, признаков особой демократичности в начале работы парламента VII созыва власть имущие не видят. "В развитых странах мира уже нет такой экстремистской политики со стороны оппозиции… В том обществе, к которому мы стремимся, нет такого", — возмущался президент на пресс-конференции.
В феврале 2013-го основные претензии к затяжному блокированию трибуны (помимо того, что недавние поправки к регламенту ограничили эту практику) заключались в подчеркивании невозможности дальше вести Украину путем реформ – навстречу Евросоюзу, например. И нужно заметить, что за три года правления Виктора Януковича курс на реформы и модернизацию прошел непростой и не настолько длинный, как ожидалось, путь. Значительная часть торжественно запущенных в 2010 году инициатив или требовали доработки "по живому" (как в случае с затяжным принятием Налогового кодекса, который с тех пор регулярно "дотачивается), или остановились после первого этапа (как пенсионная и административная реформы), или вступили в силу частично (как широко разрекламированный новый УПК), или вынуждали отката назад в ряде направлений, а местами даже признавали неудачными в целом (как это случилось с объединением некоторых министерств или с той же судебной реформой). В промежуточном итоге уже западные партнеры Украины регулярно напоминают о том, что реформы реформировать можно и побыстрее. Власти же склонны объяснять затяжное промедление комплексом факторов, среди которых нашли свое место и необходимость в первую очередь решать насущные проблемы, и (вполне предсказуемая) неготовность идти на совсем уж непопулярные меры, и "болезнь исполнителей". В ходе последнего пока по счету заседания комитета по экономическим реформам президент жестко критиковал политику правительства. В других случаях виновники происходящего находятся несколькими "этажами" ниже. "Антикоррупционный закон мы приняли всего два года назад. Имплементация этого закона блокируется почти на всех уровнях: остались старые привычки, желание и дальше находить источники богатства", — так глава государства объяснял затруднения в одной из самых значимых сфер.
Проблемы с реализацией реформ вступают в некоторое противоречие не только с былыми предвыборными обещаниями нынешнего президента, но и общей стратегией власти. "Вот почему я не просто призываю, а убежден, что избиратели будут поддерживать только тех политиков, которые несут для людей что-то конкретное. Не шлепают языками, кто кого больше перешлепает, а несут Украине некоторые блага", — подчеркивал гарант Конституции 22 февраля. Впрочем, "что-то конкретное" в Украине нередко именно так и воспринимается. А с точки зрения ряда экономических показателей годы правления Виктора Януковича действительно отличаются ростом "некоторых благ".
Приход к власти в посткризисные времена, с одной стороны, добавляет новые условия в задачу по развитию отечественной экономики, но с другой – предоставляет приятное основание для сравнений. И сравнение, в самом деле, выглядит привлекательно. Так, по итогам 2009 года номинальная средняя зарплата в Украине составляла 1906 гривен, а на конец 2012-го – уже 3026 гривен. Росли соцстандарты (о чем не забывает напомнить президент): минимальная зарплата увеличилась с 869 гривен (на январь 2010-го) до 1147 гривен (на январь 2013-го), минимальная пенсия соответственно – с 695 гривен до 894-х, увеличивались прожиточный минимум, стипендии, выплаты "детских" денег. "В 2012 году мы подняли заработные платы и пенсии приблизительно на 15%. Если мы каждый год будем поднимать на 15% социальные стандарты, у нас будет успех", — констатировал Виктор Янукович во время общения со страной. Но, следует учитывать, что такие повышения бюджету даются очень тяжело. И в целом плотно заняться "социалкой" власти еще только планируют. "Следующий, 2013 год, должен стать годом развития и социальной справедливости. Все ветви власти должны обеспечить максимальный социальный эффект от экономического роста и правовых преобразований", — обещал глава государства в своем новогоднем обращении.
Экономика страны переживает не лучшие времена. В сравнении с ямой 2008-2009 экономические показатели выглядят относительно неплохо. Тот же ВВП по итогам 2009-го упал на 15 процентов, а в 2012 – вырос, но всего на 0,2 процента по предварительным подсчетам Минэкономразвития (при этом в 2010 и 2011 годах наблюдался рост в 4-5 процентов). Приостановился и рост инфляции, но проблемы на внешних и внутренних рынках, трудности с темпами роста промышленного производства и увеличение государственного долга не внушают особого оптимизма. Один Евро-2012 принципиально Украину не выручил, да и зарубежные инвесторы, вопреки надеждам, в очередь не выстраиваются. В принципе, ряд преобразований (и налогового характера, и дерегуляционного) привели к тому, что за три года украинские позиции в международных рейтингах экономических свобод и легкости ведения бизнеса несколько укрепились. В конце 2012-го Кабинет министров и Банковую особенно порадовало поднятие на 15 ступенек в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Достижение не самого почетного 137 места настолько вдохновило власть имущих, что Виктор Янукович поставил перед Николаем Азаровым задачу за год переместить Украину в первую сотню списка. Но перспективы для такого скачка пока просматриваются плохо.
Попытки хоть немного откорректировать правила игры не меняют того факта, что Украина по-прежнему критично зависима от внешнего рынка и от внешних заимствований. За годы правления Виктора Януковича совокупный (государственный и гарантированный государством) долг Украины существенно вырос: с 39,7 миллиарда долларов (почти 67 процентов из которых составлял внешний долг) до 64,5 миллиарда (внешний – без малого 60 процентов). И этот рост может продолжиться. Во всяком случае, сейчас ведутся переговоры о возобновлении программы сотрудничества с Международным валютным фондом. К слову, именно МВФ в 2013 году Украина должна вернуть значительную часть пиковых на сегодня выплат – из около 9 миллиардов долларов свыше 6 миллиардов предназначено Фонду.
Возвращение к взаимодействию с МВФ входило в число первоначальных целей новой власти. Достичь этого получилось достаточно быстро, и первый транш нового кредита Украина получила уже летом 2010 года. Вот только следующее вливание в декабре того же года оказалось последним – программа эпохи Азарова-Януковича реализовывалась почти по тому же сценарию, что и времен Тимошенко-Ющенко. Затруднения вызывал схожий комплекс причин: особенности монетарной политики, солидные дефициты бюджетов, неспособность разрешить проблемы стабильного наполнения Пенсионного фонда без солидных госбюджетных вливаний и финансовой неустойчивости НАК "Нафтогаз України".
Еще одной долгоиграющей особенностью правления четвертого президента стала невозможность в короткие сроки решить "газовую" проблему. Первый этап потепления отношений с Россией обернулся спорным "харьковским пактом". Принципиально дальше переговоры за три года не зашли. О том, что контракты 2009 года его вполне устраивают, руководство Газпрома рассказало еще в первые дни нового президентства. С тех пор позиция Москвы не изменилась. Украина же продолжает рассматривать различные варианты: от "частичного присоединения" к Таможенному союзу до обновленного консорциума, который получит в аренду отечественную "трубу". Однако параллельно власть предержащие плотнее занялись проблемой диверсификации: в конце 2012 года Киев договорился о небольших реверсных поставках "голубого топлива" из Европы, а также намеревается серьезно увеличить собственную добычу (как на шельфе Черного моря, так и сланцевого газа); размышляет о строительстве LNG-терминала и все активнее использует уголь. Но до полноценного освобождения от "газового ига" пока еще далеко. Особенно в ситуации, когда россияне не спешат идти навстречу.
Ненамного активнее переговоров с Москвой развивается и сотрудничество с западными партнерами. Вступая в должность, Виктор Янукович заверял, что подписание Соглашения об ассоциации (со "встречными" Зоной свободной торговли и программой достижения безвизового режима) не за горами. "Для Украины европейская интеграция – это ключевой приоритет внешней политики, а также стратегия осуществления системных социально-экономических реформ", — пояснял президент в ходе своего первого зарубежного визита – символичной поездки в Брюссель. "Мы договорились, что та дорожная карта (по безвизовому режиму, — "Подробности"), которая будет составлена, она будет выполнена уже в ближайшее время, то есть в этом году", — уточнял он. На деле запланированные мероприятия полностью не реализованы до сих пор.
Стремительное обновление дружбы с Евросоюзом на практике обернулось тем, что только в 2012 году текст Соглашения об ассоциации был не без затруднений парафирован. На сегодня главной надеждой Киева остается подписать его в ноябре 2013 года – иначе есть риск, что "воспитание" Украины перестанет входить в число европейских приоритетов…
По словам представителей евростороны, проблемы с интеграцией у команды Виктора Януковича возникли по нескольким причинам: из-за торможения реформ; несовершенства избирательного законодательства и выборочности юридических практик. Образцово-показательная борьба с коррупцией, которая приняла форму прицельного уголовного преследования ряда видных оппозиционеров и некоторых высокопоставленных чиновников времен правления Юлии Тимошенко, не прошло незамеченной. Юрий Луценко и Юлия Тимошенко превратились в символы своеобразия работы украинского правосудия в глазах всего мира. Впрочем, демократическими успехами "трехлетка" Януковича похвастаться и не может. В противовес некоторым успехам на экономическом поприще, в других рейтингах – оценивающих уровень свободы слова и демократичности общественно-политической среды – Украина проседает. Парламентские выборы 2012 года многие зарубежные наблюдатели откровенно называли "шагом назад". С другой стороны, стремительного "одемокрачивания" Виктор Янукович, выходящего за рамки "Буду защищать конституционное право граждан на свободное изъявление своих взглядов и убеждений", и не обещал. "Те разногласия, которые есть во взглядах между Украиной и Европейским Союзом, они вполне естественны", — таково президентское мнение образца 2013 года. И все же при этом обещанные капитальное преобразование действительности, экономические свершения, всеобъемлющие реформы и благоденствие для всех еще требуют достижения. Для того, чтобы попытаться создать "Украину для всех людей" у Виктора Януковича еще есть 2 года. Как же он ими распорядится?

Ксения Сокульская

 

Последние новости

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 10-11.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 11.05.2024 1. Європейський союз (ЄС) погодив проект гарантій безпеки для України.…

41 минута назад

Велика Британія надає найбільший пакет військової допомоги Україні

У Міністерстві оборони Великої Британії повідомили, що вони передають Україні найбільший в історії пакет допомоги. Україна отримає понад 4 мільйони…

3 часа назад

Російський штурмовик Су-25 збили воїни 110-ї ОМБр на Донеччині

Сьогодні, 11 травня, українські бійці зі 110-ї окремої механізованої бригади знищили російський штурмовик Су-25 на Авдіївському напрямку. Про це повідомила 110…

3 часа назад

Безугла назвала Залужного ухилянтом, а Ліну Костенко слабкою старухою

Безугла назвала Залужного ухилянтом, а Ліну Костенко слабкою старухою. За те, що ті отримали від Кличка звання «Почесний громадянин Києва».…

7 часов назад

Історія підсудного Коломойського

Підсудному Коломойському цими днями згадують його фразу: - "Життя як супермаркет: можна все брати, але пам'ятай, що в кінці чекає…

7 часов назад

Окупанти на багі їдуть штурмувати українські позиції ВІДЕО

Воїни 71-ої окремої єгерсько-десантної бригади зупинили російський багі, який їхав з десантом штурмувати українські позиції. Окупанти спочатку потрапили під кулеметний…

7 часов назад