Категории: Мир

Снимут фильм про бандитскую юность Сталина

Фильм о бандитском прошлом Сталина снимет российский режиссер Алексей Балабанов, сообщил в воскресенье продюсер Сергей Сельянов.

Портрет тирана в молодости. Найти будущего Сталина легко: он самый маленький в верхнем ряду Фото ogoniok.com

«Мы обсудили с Алексеем будущий сценарий. Балабанову очень понравился Тбилиси, и он хочет снимать в Грузии кино про бандитскую юность Сталина», — рассказал Сельянов на пресс-конференции в Тбилиси, посвященной окончанию Третьего фестиваля кино России и других стран Содружества, передает «Интерфакс».

Третий фестиваль кино России и других стран Содружества заканчивается в Тбилиси в воскресенье. Фестиваль проходит при поддержке Международного фонда искусств и культурного диалога (Тбилиси) и Министерства культуры РФ. Всего было показано около 30 фильмов. В рамках фестиваля прошла ретроспектива фильмов Балабанова, которые представлял сам режиссер.

P.S. В Великобритании опубликована книга известного историка Саймона Сибага Монтефиори «Молодой Сталин», основанная на новых документах. Автор обнаружил их в Госархиве Грузии

ogoniok.com

Новая книга Монтефиори читается как триллер. Это не академическая биография, а исследование жизненных установок молодого Сталина. Кроме того, архивные находки позволяют понять, как романтический поэт и семинарист превратился в фанатичного революционера и преступника. Монтефиори показывает и психологические истоки сталинского политического терроризма — их он видит в бандитских подвигах молодого Сталина, оправдывавшего интересами революции грабежи, рэкет, убийства.

МАТЬ

Свою книгу Саймон Монтефиори начинает с попытки прояснить одно из самых темных мест биографии Сталина — проблему его происхождения. Эту проблему ему помогают, в частности, решить воспоминания матери Сталина Кеке Джугашвили, записанные с ее слов в августе 1935 года и пролежавшие в грузинском государственном архиве 70 лет, пока их не обнаружил там английский историк. В Гори злые языки утверждали, что вечно пьяный сапожник Бесо Джугашвилии вовсе не был подлинным отцом Сталина и называли трех наиболее вероятных кандидатов: Якова Игнаташвили, Дамиана Давричи и священника Чарквиани.

Монтефиори пишет: «Игнаташвили был подлинным патроном семьи Джугашвили — утешителем жены и спонсором сына. Он был женат, у него были дети. Это был процветающий владелец нескольких духанов и виноторговец. Кроме того, этот незаурядный атлет с ухоженными усами был еще и чемпионом по борьбе. Кеке сообщает в своих записках, что «он всегда пытался помочь нам создать семью». Вряд ли она понимала это в прямом смысле — хотя, кто знает, может быть, она пыталась о чем-то поведать в завуалированной форме?

Другим потенциальным отцом был глава полиции Гори Дамиан Давричуи, который помогал Кеке, когда та жаловалась на беспробудное пьянство мужа. «Насколько мне известно, — свидетельствует друг шефа полиции и мэр Гори Джурули, — Сосо был сыном Давричуи. Все в Гори знали о его связи с красавицей матерью Сосо».

Сталин сам сказал на приеме в 1934 году, что его подлинным отцом был священник. И это приводит нас к третьему кандидату — отцу Христофору Чарквиани. Все трое были женаты, но грузинская мачистская культура предполагала и допускала наличие у мужчин любовниц. Священнослужители в Гори не были исключением. Все они были известными в городе людьми и волочились за миловидной чужой женой, у которой были неприятности… Была и еще одна причина появления версии об отце-священнике. В семинарию, куда был зачислен Сосо, принимали только детей священников, поэтому его мать и утверждала, что он был принят как сын священника».

Монтефиори пишет, что с матерью у Сталина сложились довольно прохладные отношения. Он регулярно писал ей, но держал на расстоянии. Автор «Молодого Сталина» считает, что причиной этого было сходство характеров — Кеке была единственным человеком в советской России, который мог позволить себе заявить вслух: «Не понимаю, почему мой сын не может разделить власть с Троцким». Сталин не мог терпеть такую независимость, пишет Монтефиори. Когда Кеке в последний раз посетила сына в 1936-м, то заявила, что сожалеет, что тот не стал священником. Это позабавило Сталина. Когда Кеке умерла в 1937-м, Сталин не приехал на похороны, а прислал лишь венок с надписью: «Дорогой и любимой матери от ее сына Иосифа Джугашвили».

ГРАБЕЖИ

Книга «Молодой Сталин» начинается с описания знаменитого вооруженного ограбления на центральной площади Тифлиса двух карет госбанка, организованного 29-летним Сталиным в июне 1907 года. Во главе боевой группы из 20 человек (в том числе трех девушек, под платьями у которых были спрятаны маузеры) Сталин поставил друга детства Симона Тер-Петросяна по кличке Камо. Было взорвано более десяти бомб и похищено 250 тысяч рублей (по тогдашнему курсу — более 4 млн долларов). 80 процентов этой суммы было переправлено Ленину за границу, 20 процентов ушло на развитие бандитского промысла. Монтефиори рассказывает, как боевики Сталина занимались вымогательством и похищением людей, не брезгуя даже пиратством, пополняя казну большевистской фракции РСДРП.

Сталина давно подозревали в причастности к бандитским ограблениям, но прямых доказательств у историков не было. Монтефиори удалось обнаружить их в архивах Тбилиси и Москвы. Бандитские похождения будущего «вождя всего прогрессивного человечества» кончились тем, что Сталин был исключен из РСДРП за нарушение запрета на эксы, который в конце концов принял ЦК. Когда большевики пришли к власти, глава меньшевиков Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой привел три случая сталинского бандитизма — известный налет в Тифлисе, убийство рабочего в Баку и пиратство (группа Сталина захватила в Баку пароход «Николай I»). Мартов писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключен из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Сталин был в бешенстве и утверждал, что это исключение незаконно, поскольку и в Тифлисе, и в Баку организации РСДРП контролировались меньшевиками. Он пригрозил Мартову революционным трибуналом, и тем не менее ему понадобилось тогда заручаться свидетельствами старых большевиков.

СВЯЗИ С ОХРАНКОЙ

Автор «Молодого Сталина» убежден, что навыки бандита-террориста были использованы Сталиным на посту лидера партии и государства. В интервью он отмечает:

— Сталин всегда вел себя как заговорщик. Годы, когда он был боссом грузинских гангстеров, повлияли на все его политическое мышление. Уже тогда Сталин обладал параноидальной подозрительностью и санкционировал убийство подозреваемого в сотрудничестве с охранкой члена партии. Еще в Гори он организовал тайную шпионскую сеть из детей.

— Удалось ли вам обнаружить в архивах какие-либо следы сотрудничества Сталина с царской охранкой, что предполагали некоторые историки?

— Нет. Однако не забывайте, что российские и грузинские архивы охранки были тщательно обследованы Берией и Ежовым. Если в них и хранились документы, компрометирующие Сталина, то они были давно изъяты. Тем не менее косвенные свидетельства контактов Сталина с жандармерией существуют. Так, соратник Сталина по партии Раджен Арсенидзе утверждал, что Сталин передавал жандармам адреса не согласных с ним членов партии. Другой соратник Сталина по бакинским делам, Уратадзе, свидетельствует, что в 1909 году бакинские большевики обвинили Сталина в том, что тот выдал полиции Шаумяна. Ной Жордания даже утверждал, что Шаумян сам сказал ему, что никто, кроме Сталина, не знал адреса его конспиративной квартиры. Все трое обличителей оказались впоследствии в эмиграции.

ogoniok.com

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ

Революция не угнетала мужской темперамент ИосифаСибаг Монтефиори подробно отслеживает личную жизнь молодого Сталина и его многочисленные романы, о которых современники генералиссимуса ничего не знали. На первой жене, Като Сванидзе, Сталин женился в июне 1907-го. С ней он прожил всего 16 месяцев: она родила ему сына Якова и в 22 года умерла от тифа. Сталин был безумно влюблен в Като. Возможно, что она была единственной подлинной любовью отца народов. Монтефиори, ссылаясь на свидетельства родственников Като (которые практически все погибли в 30-е годы), отмечает, что во время похорон жены у Сталина помутился разум, и когда гроб с Като опускали в могилу, Сталин прыгнул туда и его с трудом извлекли обратно. Первенца Сталина Якова Джугашвили вырастила мать Като. Отец очень редко посещал его в Грузии. И когда во время войны Яков попал в плен и, как утверждают некоторые историки, немцы предложили обменять его на плененного в Сталинграде фельдмаршала Паулюса, Сталин отказался, посчитав сына предателем.

Если судить по книге Монтефиори, Сталин был удивительно любвеобильным человеком, вроде грузинского Казановы. Среди его многочисленных любовниц женщины самого разного возраста и звания — от 16-летней гимназистки Пелагеи Онуфриевой, которая жила с ним в Вологде, до многочисленных дворянок и крестьянок. На одной из них, Стефании Петровской, Осип Коба — под этим именем Сталина знали в ссылке — даже хотел жениться. Под его чары попадали как соратницы по партии, такие как Валентина Лобова, Вера Швейцер или Людмила Сталь (автор книги предполагает, что фамилия любовницы и надоумила Иосифа Джугашвили взять псевдоним Сталин), так и крестьянки из сибирских деревень, где Сталин отбывал ссылку. Две родили от него сыновей, которых он никогда не признавал. Один из них родился у его сожительницы Марии Кузаковой после его бегства из Сольвычегодска. Сын Сталина Константин Кузаков окончил Ленинградский университет и до войны преподавал философию в Ленинградском военно-механическом институте. Затем работал в аппарате Андрея Жданова, который знал о его происхождении. Он никогда не встречался с отцом и скончался в 1996 году. Монтефиори приводит его рассказ о случайной встрече с отцом: «Как-то раз Сталин остановился, посмотрел на меня, и мне показалось, что он хочет что-то сказать. Я хотел броситься к нему, но что-то меня остановило. Он помахал трубкой и удалился».

Мать еще одного непризнанного ребенка Сталина — 13-летняя Лидия Перепрыгина, с которой 34-летний Сталин жил в Курейке, куда был сослан в 1914 году. В 30-е годы она написала неопубликованные воспоминания о Сталине, с которыми ознакомился английский историк.

Монтефиори пишет: «К этой связи в Курейке отнеслись бы терпимо, однако Лидия забеременела, и ее братья обозлились. Местные жандармы грозили возбудить уголовное дело, и лишь обещание Сталина жениться на Лидии, когда она достигнет необходимого возраста, предотвратило скандал… Сын Сталина Александр родился в 1917 году. Однако Сталин бежал из ссылки еще раньше. Лидия стала парикмахером в Игарке, выйдя замуж за местного рыбака Якова Давыдова, который усыновил ее ребенка. В секретном докладе Хрущеву главы КГБ генерала Серова говорится, что «Сталин никогда не помогал ей». Александр стал почтальоном. В 1935 году его вызвали в Красноярск и потребовали, как и в случае с сыном Кузаковой, подписать обещание никогда не рассказывать о своем происхождении. Александр Давыдов воевал, был дважды ранен, дослужился до майора. После войны работал директором столовой в Новокузнецке. У него было трое детей — внуков Сталина. Александр скончался в 1987 году».

МОРАЛЬ

Саймон Монтефиори считает, что беспорядочные половые связи были типичны для революционеров в царской России, и Сталин не исключение. В интервью он объясняет:

— Это был естественный образ жизни революционеров. Они разъезжали по стране с минимальным эмоциональным и нравственным багажом. В ссылках встречались с огромным числом людей — как с другими революционерами, так и с местными жителями. По сути дела, они были свободны от каких-либо условностей и легко относились к жизни. Это вытекало из их морали, которая чем-то напоминала мораль криминального мира, — достойными уважения считались лишь соратники по партии. Любовь, семья изгонялись из жизни, которая должна была быть посвящена только революции. То, что в их поведении нам кажется аморальным и преступным, для них самих не имело значения. Их обуревала единственная страсть — страсть разрушения и победы любой ценой.

Из книги Монтефиори вырисовывается образ героя революционного подполья с уголовными замашками и циничным отношением к жизни и людям. Молодой Сталин предстает человеком с ущербной психикой, одиноким, лишенным способности любить и вести семейный образ жизни. Автор так характеризует своего героя:

— Думаю, что его эмоциональная сфера была серьезно повреждена еще в ранней юности. Его всегда отличали удивительно жестокие поступки. Он не доверял никому. На протяжении всей жизни у него сохранялся комплекс лидерства, стремление главенствовать. Он считал себя мессианской фигурой, чья жизнь посвящена марксистскому крестовому походу. И эта страсть подавляла в нем все человеческое.

Наталья ГОЛИЦЫНА, ogoniok.com

Последние новости

Наслідки ворожих обстрілів Сумщини. ФОТО

Упродовж минулої доби російські війська обстріляли 34 населені пункти Сумської області. Загалом зафіксовано 285 ударів Про це повідомили у поліції…

6 часов назад

НА КОРДОНІ З БІЛОРУССЮ ПРОДОВЖУЄТЬСЯ БУДІВНИЦТВО ФОРТИФІКАЦІЙ

Прем'єр-міністр України Денис Шмигаль під час поїздки до Волинської області 27 квітня ознайомився з процесом будівництва військових інженерно-технічних та фортифікаційних…

7 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 01.05.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 01.05.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

7 часов назад

Захоплення кацапських окопів та кількох полонених ВІДЕО

Найкраща оборона - це атака! Наші воїни не лише захищаються, але й потужно штурмують ворожі позиції. У цьому відео показано…

18 часов назад

Чемпіонка України з Дніпра Алсу Алейнікова принижує українців

«Я полечу в Дубай, буду ходить по магазинам, а вы будете сидеть в войне и прятаться в подвалы. Вам, пидарасы,…

18 часов назад

Дмитро Чекалкин: Недбалість, саботаж, або відверта диверсія?

У минулому році "слуги" в авральному порядку забрали у місцевого самоврядування військове ПДФО тому що терміново потрібно було купувати дрони.…

19 часов назад