Категории: Экономика

Украина и Бразилия завершили подготовку к строительству стартового комплекса для ракет «Циклон-4»

Украина и Бразилия завершили подготовку к строительству стартового комплекса для ракет "Циклон-4". Это констатировали участники совета директоров бинациональной компании "Алкантара Циклон Спейс", состоявшегося в Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ).

"Собраны лицензии, подписаны договора с подрядчиками", — отметили в НКАУ. Первый пуск ракеты намечен на 2012г.

Согласно договору между Украиной и Бразилией о долгосрочном сотрудничестве по использованию ракеты-носителя "Циклон-4" на пусковом центре Алкантара, "Алкантара Циклон Спейс" отвечает за создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса "Циклон-4".

На заседании совета директоров обсуждены текущие вопросы реализации украинско-бразильского проекта и утвержден план работ на 2011г. По итогам заседания подписан соответствующий протокол.

В работе заседания приняли участие президент Бразильского космического агентства Карлос Ганем и генеральный директор НКАУ Юрий Алексеев.

P.S. "АЛКАНТАРА ЦИКЛОН СПЕЙС": долгий путь

В проекте Бразилия отвечает за подготовку всей инфраструктуры, а Украина — за создание стартового комплекса, проектирование и запуск в производство ракеты. С украинской стороны в проекте участвуют, кроме "Центрального проектного института" Минобороны, КБ “Южное” и завода “Южмаш”, также харьковские ОАО “Хартрон” и НИИ радиотехнических измерений, а также киевское ЦКБ “Арсенал” и др. Смысл работы над ракетоносителем в том, что на базе известных ракет серии “Циклон” был разработан новый трехступенчатый носитель с современными системами управления. Украинские активы в рамках проекта оцениваются в материальной и интеллектуальной собственности на сумму 15,5 млн. долл. США.

Российские эксперты указывают, что Бразилия воздержалась от финансирования проекта, как только выяснилось, что существует проблема с изначально выбранными двигателями для «Циклон-4» еще советской разработки, — в частности, недопустимыми были признаны их экологические показатели, по которым существует серьезная угроза отравления окружающей среды гептилом. Согласно утверждениям россиян, также бразильцев серьезно смутила история предшественника нынешнего ракетоносителя – ракеты «Циклон-3», запуски которой продемонстрировали серьезные проблемы этого ракетоносителя (в свою очередь, украинские разработчики указывают, что ракетоносители серии “Циклон” эксплуатируются с 1969 г. и зарекомендовали себя как наиболее высоконадежные носители в мире, превосходящие по этому показателю РН “Ариан”, “Дельта”, “Протон”).

Но, кроме «черного пиара», у Москвы есть и политические методы давления на бразильцев. Как мы упоминали, в проектах коммерческих запусков Киев и Москва выступают конкурентами, при этом в данном случае украинский «Циклон-4» конкурирует с семейством российских ракет «Ангара», которые Москва также собиралась запускать с бразильского космодрома Алкантара, а также с российскими носителями «Рокот», «Космос» и «Союз». Украинский «Циклон» забирает заказчиков у части российских проектов, чему Москва пытается противодействовать в т.ч. политическими средствами (не столь давно глава ГКБ «Южное» Станислав Конюхов назвал по этому поводу Россию «основным конкурентом, мешающим развитию украинской космонавтики»). Также россияне осуществляют в соседней с Бразилией Французской Гвиане похожий проект запусков с космодрома Куру своих ракетоносителей «Союз», и украинские «Циклоны» в качестве конкурентов по соседству им вовсе ни к чему.

При этом у России два рычага влияния на украино-бразильское сотрудничество. Прежде всего, как отмечают российские эксперты, Бразилия значительно обязана Москве за поддержку в плане реализации ее космической программы в прошлые годы – это помощь в расследовании аварий бразильских ракет и выработка российскими специалистами своих рекомендаций, участие в создании космодрома в Алкантаре, помощь в запуске на орбиту первого бразильского космонавта. В 2003-2006 гг российское Конструкторское бюро имени Макеева проводило модернизацию бразильской ракеты VLS, в 2006 году россияне участвовали в тендере на изготовление и запуск бразильского телекоммуникационного спутника, также две страны активно сотрудничали в области глобальной навигации (российская система ГЛОНАСС).

Именно на основе этих моральных обязательств в РФ и рассчитывали на «монополию» на бразильский космодром со своими ракетами «Ангара». Но в Бразилии, как видим, рассудили иначе, обратившись к украинцам.

Второй рычаг давления на сотрудничество Украины и Бразилии касается Киева. При этом, если по линии Россия-Бразилия речь идет о сугубо моральных обязательствах, то в случае с отношениями Россия-Украина в данном случае все гораздо серьезнее. Проблема в том, что, как указывают российские эксперты, украинские ракетостроители не могут осуществлять проект „Циклон-4” без участия предприятий РФ. В частности, двигатели 1-й и 2-й ступеней «Циклонов» изготавливают в Днепропетровске по лицензии подмосковного НПО «Энергомаш», а сами стартовые комплексы производит российское КБ Транспортного машиностроения.

При этом россияне указывают на то, что они вполне могут сунуть палки в колеса украинской ракетной программе, а украинцы ничем аналогичным ответить не в состоянии, поскольку зависимость российских космических программ от украинских производителей стремится к нулю. На данный момент основные российские носители «Протон» и «Союз» полностью переведены на российские комплектующие, а основные партии носителей типа «Циклон» и «Днепр» украинского производства, эксплуатируемые в РФ, уже построены и находятся на российских арсеналах. Если же возникнут проблемы с выполнением заказов, то их вполне выполнят сугубо российские ракеты «Рокот», «Космос», а вскоре и легкие варианты «Ангары».

С другой стороны, в данном случае россияне в накладе не остаются, поскольку также будут принимать участие в проекте. На сегодняшний день неизвестно о реальном стремлении российских производителей попытаться сорвать украинско-бразильский проект. По мнению представителей Национального космического агентства Украины, этот проект выгоден всем сторонам, и стоит рассчитывать на его удачную реализацию.

Остается добавить, что с реализацией проекта, по мнению специалистов, Украина и Бразилия могут потеснить конкурентов на рынке космических услуг, перебрав на себя значительное число заказов на вывод на орбиту телекоммуникационных спутников. На фоне стремительного развития интернета, телевидения и мобильной связи это обещает хорошие дивиденды. Кстати, во время визита в Днепропетровск в 2008 году государственный министр, глава Секретариата по стратегическим вопросам администрации президента Бразилии Роберто Мангабейра Унгеро заявил, что совместный проект, по расчетам бразильцев, может позволить завоевать до 10% мирового рынка космических запусков (мировой рынок космических услуг на сегодня оценивается в более 500 млрд долл в год, из которых около 100 млрд – рынок запусков). А это – весьма привлекательные перспективы, за которые явно стоит бороться.

Дмитрий Тымчук (flot2017.com)

Фото nkau.gov.ua

СПРАВКА

РН “Циклон-4” — новейший, наиболее мощный вариант ракет-носителей “Циклон”, созданных ГКБ “Южное” и изготовленных ПО “Южный машиностроительный завод”.

Энергетические возможности РН “Циклон-4” позволяют выводить на экваториальную орбиту высотой 500 км КА или группу КА весом до 5500 кгс и КА весом 1700 кгс на орбиту, переходную к геостационарной.

Ракета-носитель "Циклон-4" представляет собой трехступенчатую ракету с последовательным расположением ступеней, разрабатываемую на базе существующей РН "Циклон-3":

* с использованием в качестве первых двух ступеней 1 и 2 ступеней РН "Циклон-3" с необходимыми минимальными доработками и максимальным сохранением технологии производства;

* с учетом реализации новых по сравнению с РН "Циклон-3" технических решений:

Основные отличия РН “Циклон-4” от предыдущих модификаций:

* Использование третьей степени с увеличенным в 3 раза запасом компонентов топлива, что позволило повысить энергетику РН и уменьшить продольную перегрузку до допустимых значений ~6g.

* Многократное включение двигателя ІІІ ступени: до 3-5 включений маршевого двигателя и до 5 включений двигателей большой тяги ЖРС, что обеспечивает качественно новые возможности, в том числе, при групповом выводе КА.

* Применение современной высокоточной системы управления “западного типа” на основе существующих образцов.

* Применение главного обтекателя с увеличенным объемом полезной нагрузки на основе обтекателя РН “Ариан 4”.

Привлекательность проекта для ракетно-космической отрасли Украины и промышленности Украины в целом (по оценке НКАУ):

* космический комплекс будет создаваться на 90% украинской кооперацией. Кооперацию будут составлять основные разработчики и производители ракетно-космической техники, приборостроительные, металлургические, химические предприятия и специализированные строительные организации, что обеспечит долгосрочную загруженность предприятий. Вообще работы, которые будут проводиться в рамках проекта, способны обеспечить не меньше 40 тысяч рабочих мест.

* реализация проекта создает уникальные предпосылки для сохранения и дальнейшего развития КРК легкого класса серии “Циклон”, позволяет решить комплекс научных, технологических вопросов из перехода на новую элементную базу, использования новых видов материалов, современных научно-технических решений и прорывных технологий, которые в целом принципиально повышают научно-технический уровень украинской ракетно-космической техники. При этом, украинские пусковые технологии закрепятся на международном рынке пусковых услуг в сегменте низких и средних орбит.

* реализация этого важного для космической области Украины проекта позволит создать современную конкурентоспособную ракету-носитель, сохранить Украине одно из ведущих мест среди стран, которые владеют ракетными технологиями и эффективно воспользоваться уникальными возможностями пускового центра Алкантара для эксплуатации космического комплекса. 

Последние новости

Окупанти обстрілюють Харків, зафіксовано прильоти по цивільній інфраструктурі

Зранку 30 квітня у Харкові чути вибухи. Про це повідомив у телеграм-каналі мер Харкова Ігор Терехов. "У Харкові чутно вибухи -…

6 часов назад

Какова же реальная цель Столтенберга?

В Киеве с визитом побывал Йенс Столтенберг – Генеральный секретарь НАТО. Визит Столтенберга не анонсировался и стал в определенной мере, неожиданностью.…

7 часов назад

Акваріум гупі

Влада квартал ваяє закон про мобілізацію\демобілізацію. Потім ухвалює його без демобілізації і кидає в лице захисникам «хамське»: «знали куди йшли».…

7 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 30.04.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 30.04.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

7 часов назад