Категории: Мнение

Как Китай выиграл, а Россия проиграла

Реферат статьи специалиста по экономической истории Пола Р. Грегори и экономиста Кейт Чжоу

newsru.com

В ноябре 1978 г. 18 китайских крестьян из деревни Сяоган (провинция Аньхой) тайно разделили общую землю на частные хозяйства. Это было противозаконно и рискованно, но крестьяне понимали, что так им выгоднее.

«Как сказал один фермер, если в деревне заболеет курица, заболеет и вся деревня. Если заболеет одна деревня, заболеет и вся волость». Так в Китае подспудно началась самопроизвольная экономическая реформа.

Спустя 10 лет, в августе 1988 г., Михаил Горбачев разрешил крестьянам выходить из колхозов и предложил вместо этого работать на государство на контрактной основе. Мало кто принял это предложение, потому что российские крестьяне привыкли к тяжелой, но стабильной жизни в колхозах. Так началась сельскохозяйственная реформа в России.

В результате сельское хозяйство в Китае начало процветать, и на продовольственном рынке создалась здоровая конкуренция. А советское/российское сельское хозяйство продолжало деградировать, несмотря на щедрое субсидирование со стороны государства.

Авторы приводят этот пример, чтобы проиллюстрировать свою концепцию реформ в России и Китае, противопоставляя ее общепринятой точке зрения. Согласно распространенной версии, успех Китая объясняется разумной политикой партии, которая осталась у власти и противостояла радикальным переменам, а все реформы проводила очень осторожно и медленно. В отличие от китайского правительства, Горбачев в России действовал слишком поспешно и радикально и не сохранил партийную монополию, что было ошибкой.

По мнению Грегори и Чжоу, этот традиционный подход принципиально неверен. Дэн Сяопин не хотел проводить эту реформу, она не была включена в повестку дня и не упоминалась в отчетах о проделанной работе. Все реформаторские инициативы поступали снизу, в основном от сельского населения, а Коммунистическая партия Китая просто благоразумно не сопротивлялась этому процессу.

Пришедший в 1985 г. Михаил Горбачев знал об успешных реформах в Китае. «Вопреки распространенному мнению, его реформы были очень похожи на то, что было в Китае. Он предлагал сдавать крестьянам земли в аренду, создать зоны свободной торговли, способствовать малому кооперативному бизнесу и организовывать совместные предприятия. Разница была только в том, что Горбачев насаждал эти изменения сверху, в рамках урбанистической экономики, в которой все граждане работали на государство. Горбачевские реформы либо игнорировали, либо воплощали в извращенной форме. Реформы снизу вверх оказались действенными в Китае; реформы сверху вниз в России потерпели неудачу».

В обеих странах реформаторами стали те, кто пришел на смену жесткому режиму: Дэн Сяопин сменил Мао, Горбачев отталкивался от сталинского наследия. Разница в том, что Сталин физически уничтожал своих противников, поэтому из них никто не мог прийти к власти. Горбачев был «типичным аппаратчиком», который сделал партийную карьеру; для него сталинизм был давней историей. Ни Политбюро, ни ЦК в сущности не хотели никаких реформ.

А противники Мао выжили. Для Дэн Сяопина эпоха Мао была знакомой и актуальной действительностью. Как и у Горбачева, у него не было существенных реформаторских проектов, но он старался не мешать естественным процессам, следуя принципу: «Мне всё равно, какая кошка — белая или рыжая — ловит мышей: главное — чтобы ловила».

С другой стороны, для граждан Китая последствия Большого скачка и Культурной революции тоже были актуальной действительностью, и необходимость борьбы с ними была очевидна. В России в тот момент была относительная стабильность (то есть не было голода и массовых репрессий), и, следовательно, не было импульса что-либо менять. Таким образом, в Китае значительная часть населения была заинтересована в переменах (что это необходимо для проведения любых реформ), а в России этого не было.

Сельское хозяйство

И в Китае, и в России сельское хозяйство прошло через стадию принудительной коллективизации. Крестьяне должны были работать на государство, частная торговля преследовалась, но в городах всё равно появлялись торгующие крестьяне. В обеих странах к началу реформ сельское хозяйство находилось в плачевном состоянии.

В СССР к тому времени как Горбачев пришел к власти существенно сократился процент крестьянства – оно стало меньшинством населения, а зерно давно стали закупать за границей. Молодежь из деревень уезжала в города, в деревнях оставались старики, которые получали социальные пособия и жили бедно, но относительно стабильно. В Китае ситуация была иная: в деревнях жило около 80% населения, в том числе молодежь. Никаких социальных гарантий со стороны государства у них не было. Зато была многовековая традиция частной торговли, которая сохранилась вопреки коллективизации. В России у крестьян практически не было опыта частного предпринимательства.

Таким образом, когда Горбачев предложил свою программу с арендой, оказалось, что никто в ней не заинтересован. Китайцам никто ничего не предлагал, они действовали самостоятельно и спонтанно. «Даже после того, как Дэн Сяопин официально поддержал идущую снизу сельскохозяйственную реформу, он не давал фермерам никаких долгосрочных гарантий, как это делал Горбачев. В 1982 г. фермеры заключали контракты сроком от одного года до трех лет». Только в 2003 г. государство стало предлагать долгосрочную аренду земли.

Предприниматели

Смена аграрной системы предполагала необходимость создания нового рынка, то есть торговую реформу, которая в России и в Китае тоже проходила по-разному. Когда к власти пришли Дэн Сяопин и Горбачев, внутренняя торговля в обеих странах жестко контролировалась государством. В России существовала развитая теневая экономика, в Китае не было и этого. Горбачев пытался расширить рынок и развить частную торговлю. В Китае частная торговля сформировалась самостоятельно и постепенно, так что Дэн Сяопину оставалось только дать официальное разрешение.

Горбачев опирался на теневую экономику, пытался дать ей легальный статус и давал государственную поддержку. В итоге получилось так, что «кооперативы образовывались в рамках государственных предприятий под личиной “малого бизнеса”. Они закупали материалы у госпредприятий по низким ценам, а продавали по высоким, “кооперативным”. Они покупали и перепродавали редкие заграничные товары, пользуясь своим влиянием и подкупая чиновников». Во главе таких кооперативов зачастую стояли бывшие сотрудники КГБ, которые нарушали кооперативное законодательство и тем самым «привили россиянам отвращение к “капитализму”, который у них и по сей день ассоциируется с незаконной прибылью». Кроме того, предпринимателями становились горожане; крестьяне, которые не хотели реформ, вообще в этом не участвовали.

«В Китае частная торговля развивалась снизу, импульс исходил от деревень, и эта тенденция успешно развивалась, потому что в ней была жизненная необходимость».  Первоначально это делалось нелегально и, конечно, без какой-либо государственной поддержки. Государственные банки до 1988 г. тоже не поддерживали частные предприятия. Китайские предприниматели должны были действовать очень осторожно, чтобы обезопасить себя и при этом получать прибыль. Параллельно развивалась система транспортировки товаров. Первой задачей китайских предпринимателей было преодолеть дистанцию между производителем и потребителем. На государственном уровне это считалось спекуляцией и капиталистической деятельностью и каралось по закону.

Создание рынка сельскохозяйственной продукции послужило импульсом к возникновению новых институтов. Например, частные торговцы, приезжая в город, не могли останавливаться в государственных гостиницах, поэтому появились сети частных гостиниц. Государственные институты были коррумпированными, и это послужило на пользу начинающим предпринимателям. Благодаря коррупции они могли зарегистрировать свой частный бизнес как часть государственного предприятия.

Авторы приводят статистику, которая показывает, какие изменения произошли в китайской экономике начиная с 1978 г. «В 1978 г. 80% ВВП приходилось на долю государственных предприятий, а 20% производили деревенские общины. Тогда там не было частного бизнеса. К 1997 г. было уже 961 000 частных предприятий и 28,5 млн. небольших семейных частных фирм. К 2002 г. негосударственный сектор производил более двух третей ВВП… К 2004 г. было уже более 3 млн. частных компаний, которые нанимали более 47 млн. работников… Сейчас в Китае 40 млн. предпринимателей, которые предоставляют более 200 млн. рабочих мест и на долю которых приходятся две трети объема промышленного производства».

Глобализация и прямые иностранные инвестиции

Что касается внешней торговли, обе страны начинали с одной и той же точки: внешняя торговля была государственной монополией. Обе страны стремились свести к минимуму зависимость от внешнего мира.

«В 1978 г. китайская внешняя торговля составляла 1% от мировой экономики». В 1980 г. появились первые зоны свободной торговли, а сейчас на долю Китая приходится 6% мировой торговли; экономика Китая зависит от внешней торговли даже сильнее, чем экономика Японии или в Южной Кореи. Успехом в привлечении иностранного капитала, — отмечают авторы, — Китай во многом обязан политике Дэн Сяопина.

Горбачев, вдохновленный успехами Китая, тоже захотел интегрировать Россию в мировую экономику и сделал это центральным пунктом своей реформаторской программы. Репутация России на Западе была даже лучше, чем у Китая благодаря развитому уровню науки. Горбачев ожидал, что как только появится возможность, иностранный капитал польется в Россию. В своих действиях он опять же ориентировался на Китай. Но в отличие от Китая, Россия не оказалась привлекательной для иностранных инвесторов.

Россия вызывала у инвесторов естественные подозрения: «мало кто из россиян имел опыт работы на международном рынке, и все они хотя бы в прошлом работали на монополию. Не было никого, кто мог бы убедительно разъяснить зарубежным инвесторам, что будет в случае нарушения контрактов; как обезопасить свои инвестиции в отсутствие законодательства о частной собственности; каким образом эти инвестиции интегрируются во всё еще плановую экономику». Отсутствие такого посредничества авторы объясняют тем, что российская диаспора за рубежом была очень невелика.

А у Китая, в отличие от России, был «Большой Китай»: миллионы китайцев, сохраняющих связь с исторической родиной, жили в Гонконге, Тайване, Макао, Юго-Восточной Азии, Северной Америке. Первые зоны свободной торговли Китай открывал именно в этих районах, и местные китайцы служили естественными посредниками между КНР и зарубежным бизнесом. Кроме того, у них уже был опыт внешней торговли. Наконец, немаловажно, что Китай представлял собой богатый ресурс дешевой рабочей силы.

Государственные предприятия

И в Китае, и в СССР плановая экономика держалась на государственных предприятиях, в ведении которых находилась тяжелая и оборонная промышленность, транспорт и финансы. В Советском Союзе государство поддерживало свои предприятия, защищая их от банкротств при помощи «гибкой бюджетной политики». В Китае ситуация была принципиально иной, так как предприятия, получая от государства задание, не имели при этом с его стороны никаких гарантий на случай банкротства.

Когда Горбачев приступил к реформам, ему пришлось первым делом разбираться с государственными предприятиями, так как они представляли собой существенное препятствие на пути к изменениям. Госпредприятия находились под защитой влиятельных чиновников; их многочисленные служащие могли работать вполсилы, получая при этом гарантированную зарплату. Заменить госпредприятия частными производителями было невозможно, так как это разрушило бы плановую экономику, а альтернатива ей еще не сформировалась. В Китае госпредприятия, которым большей частью приходилось рассчитывать на себя, а не на государство, не представляли собой большой помехи реформам.

В 1987 г. Горбачев, ввел закон о предприятиях, попытавшись таким образом снять с государства ответственность за госпредприятия, чтобы оно больше не спасало их в случае банкротства. На деле ничего не изменилось: при падении ключевых госпредприятий государство лишилось бы важных сфер производства, а множество людей осталось бы без работы. Поэтому в случае крайней нужды  госпредприятия всё равно могли рассчитывать на государство. В Китае госпредприятия быстро включились в конкуренцию с частными компаниями и сельскохозяйственным бизнесом, что обусловило более плавный переход в экономике.

«В России неудача с законодательством о предприятиях привела к катастрофическим последствиям. Плановое производство рухнуло, госпредприятия не стали поддерживать друг друга ресурсами, а плановая экономика, на которой держалось всё, перестала функционировать».

Извлеченный урок

Опыт России и Китая, по мнению авторов, позволяет проследить, как в одних случаях реформы бывают успешными, а в других нет. В однопартийном Советском Союзе реформы пытались провести сверху, но этот проект оказался неудачным, так как широкие массы не видели в них необходимости. В однопартийном Китае импульс к реформам шел снизу, а правительство этому противодействовало до тех пор, пока благотворность этого процесса не становилась очевидной. «Реформам, идущим снизу вверх, невозможно противостоять, потому что они не требуют переговоров, избегают конфронтаций и распространяются как эпидемия… Если бы китайское руководство оказалось на месте Горбачева, реформы бы точно так же провалились».

«Пути Китая и России продолжают расходиться… Китайские предприниматели, вопреки всем препятствиям, создали частное производство. Крупные государственные компании не могут конкурировать с частными производителями. Они продолжают существовать за счет государственных субсидий, но вероятно, в какой-то момент их не спасет и это. Российские корпоративные гиганты — прямые потомки советских предприятий». При Ельцине их приватизировали свои люди, а позднее, при Путине, их вновь фактически национализировали.

«Обе страны извлекли из опыта друг друга неверный урок. Китай пришел к выводу, что политические реформы приводят к уничтожению коммунистической партии; в России решили, что только сильный авторитарный лидер способен провести реформы успешно. Правящая партия Китая продолжает сопротивляться политическим изменениям. Путин и Медведев продолжают усиливать авторитарную власть».

Как показывает опыт этих двух стран, госпредприятия неконкурентоспособны. «Есть вероятность, что российские гиганты — «Газпром», «ЛУКОЙЛ» (компания без прямого участия государства), «Роснефть» и т. п. — станут еще менее эффективными в экономическом плане и еще более политизированными».

Сейчас Китаю предстоит решить проблему частной собственности. Законопроект о частной собственности был одобрен  еще в 2007 г., и всё зависит от того, как его будут претворять в жизнь. Китайским предпринимателям предстоит выбрать, станут ли они честными, подчиняющимися закону конкурентами, или партийными «аппаратчиками». «Если они выберут последнее, они в лице конкуренции убьют курицу, которая несет золотые яйца. В результате Китай рискует впасть в состояние олигархической стагнации, как это было с Россией».

Анна Сакоян

Пол Грегори (Paul Gregory) – профессор экономики в Хьюстонском университете; научный сотрудник в Гуверовском институте Стэндфордского университета.

Кейт Чжоу (Kate Zhou) – профессор китайской политической экономии и сравнительной политологии в Гавайском университете. Автор книг: “How the Farmers Changed China” («Как фермеры изменили Китай», Westview, 1996) и “China’s Long March to Freedom, Grassroots Modernization” («Китай: великий поход к свободе. Модернизация от низов», Transaction, 2009).

Последние новости

Україна отримала від США офіційний дозвіл на застосування американського озброєння для ударів по РФ

Державний секретар США Ентоні Блінкен підтвердив дозвіл Україні застосовувати американську зброю для ударів по військових цілях на території РФ. Про…

3 часа назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 01.06.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 01.06.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

3 часа назад

Ракетно-авіаційний удар по Україні: Знищено 35 із 53 ракет та 46 із 47 «Шахедів», — Повітряні сили

У ніч на 1 червня 2024 року російські окупанти завдали потужного ракетно-авіаційного удару по об’єктах критичної інфраструктури в різних регіонах…

3 часа назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 31.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 31.05.2024 1. Дефіцит федерального бюджету росії за січень-квітень 2024 року становив…

12 часов назад

ОФІС НЕПРОСТИХ РІШЕНЬ

Офіс президента активно піарить форум миру у Швейцарії, що має відбутися в червні. Дійшло до того, що тиждень тому президент…

12 часов назад

Готувалися вони… Захід їм не допомагав…

Не можу не запостити. Аж надто гарно пам'ятаю як провалювали військові закупівлі, як знущалися з гасла "Армія. Мова. Віра" і…

13 часов назад