Би-би-си: В своей статье в Foreign Affairs в середине года вы писали, что администрация Обамы хочет наладить отношения с Россией, но неясно, какова ее стратегическая цель в этих отношениях, какими Вашингтон хотел бы видеть эти отношения через несколько лет. Насколько яснее стала картина теперь?
Роберт Легволд: Думаю, картина, которую я тогда описал, до сих пор верна. Администрация Обамы настроена на то, чтобы поставить отношения с Россией на новую основу, развернуть ситуацию, которая до того ухудшалась. А для этого — развивать сотрудничество с Россией, притом не только в ключевых областях, но и по широкому кругу вопросов, включая сотрудничество в энергетике, изменение климата, реформа мировой финансовой системы. Во-вторых, эта стратегия должна основываться на, так сказать, многоуровневом сотрудничестве с Россией. То есть сотрудничество не только на уровне правительств или президентов Обамы и Медведева, но и на уровне обществ, на уровне бизнес-сообществ двух стран. И эта политика основана на признании того, что Россия – это один из приоритетов во внешней политике США. Как говорят представители администрации, "Россия имеет значение".
Барак Обама и Дмитрий Медведев
Стратегического же плана, такого, каким я бы в идеале представлял его себе, я не вижу. Хотя люди из администрации США не согласились бы со мной, они мне сами так и говорят. Но я под "стратегическим видением" понимаю достаточно четкое представление о том, какими администрация США хотела бы видеть отношения через четыре-пять лет, а также разработанный план достижения этой цели. Вместо этого сейчас у администрации США, по-моему, есть лишь набор краткосрочных целей, которые я уже перечислил. Но это не одно и то же — примерно представлять, что ты будешь делать завтра, и знать, чего ты хочешь достичь через пять лет. Хочешь ли ты создать, например, стратегический союз или же речь идет о партнерстве – оно может быть важным, но это все-таки не союз. Чтобы знать, что делать завтра или на следующий месяц, очень важно решить, какова конечная цель. И вот этого, на мой взгляд, сейчас нет.
— И какова эта конечная цель должна быть, на ваш взгляд?
— Я считаю, что это должно быть стратегическое партнерство, и это партнерство должно складываться в четырех важнейших областях сотрудничества.
Первая – это управление ядерным миром. Это касается как режима нераспространения ядерного оружия и вообще оружия массового уничтожения в страны, которые его не имеют, так и создания более предсказуемого, более урегулированного режима для стран, которые имеют ядерное оружие. У нас сейчас есть восемь ядерных держав, но у них нет общего режима, общего набора правил. На США и Россию до сих пор приходятся 95% ядерных арсеналов мира, и они должны быть стратегическими партнерами в решении всех этих проблем.
Вторая проблема, требующая стратегического партнерства, – европейская безопасность. Нужно перестроить европейскую систему безопасности так, чтобы создать единое сообщество безопасности, простирающееся от Атлантики до Урала. Единое, а не разделенное, как сейчас, на НАТО на Западе и Россию с союзниками на постсоветском пространстве.
В-третьих, стратегическое партнерство требуется в создании системы энергетической безопасности. Безопасности как крупнейших поставщиков, каковым является Россия, так и крупнейших потребителей, каковым является Европа, союзница Америки.
Четвертая область, где нужно стратегическое партнерство, это взаимное обеспечение безопасности и стабильности преобразований на постсоветском пространстве. Этот вопрос очевидным образом связан с вопросом общеевропейской безопасности. Вместо того, чтобы рассматривать действия США и России на постсоветском пространстве как соперничество, везде — на Кавказе, на Украине, в Центральной Азии — необходимо налаживать стратегическое партнерство.
— Российские лидеры – вы об этом упоминали в статье в Foreign Affairs – относятся к любым инициативам США с большой долей подозрительности. К тому же они ведут себя пассивно, утверждая, что Соединенные Штаты виноваты в ухудшении отношений в последние годы – им и делать шаги в сторону примирения. Насколько возможно выстраивание стратегического партнерства с таким партнером?
— Думаю, возможно, хотя и трудно. Что касается подозрительности, то это было в первые месяцы работы Обамы. Российская сторона была настроена очень скептично. Они, во-первых, не верили в то, что администрация Обамы всерьез настроена на перемены, а во-вторых, не верили, что даже при серьезных намерениях ей удастся что-то сделать – помешает и внутренняя политика в США, и общая внешнеполитическая инерция Соединенных Штатов. Но затем перемены и вправду начались, и скептицизм – по крайней мере в официальных кругах России – начинает таять. Он все еще очень силен среди части политической элиты, среди части депутатов Госдумы, части политологического сообщества, в прессе. Но в то же время министерство иностранных дел, советники президента Медведева, сам Медведев, такой человек, как советник господина Путина по внешней политике и заместитель главы аппарата правительства [Юрий] Ушаков – все они воспринимают предложения администрации Обамы очень серьезно и настроены на сотрудничество. Преодолеть недоверие, копившееся много лет, нелегко, но мне кажется, что мы уже сильно продвинулись вперед по сравнению с тем, где мы были в феврале-марте. Это – результат апрельского Лондонского саммита ["большой двадцатки"], успешного июльского Московского саммита [Медведева и Обамы], а также результат нашего продвижения в ключевых вопросах: мы идем к заключению нового договора об СНВ, мы расширяем сотрудничество в поддержке афганской операции, мы сближаем позиции по Ирану.
— Учитывая национальные интересы и России, и США, и стран, которые Россия включает в "зону своих привилегированных интересов", на какие компромиссы может пойти Вашингтон на постсоветском пространстве ради улучшения отношений с Москвой?
— Это будет самое сложное измерение. Парадоксальность ситуации состоит в том, что страны постсоветского пространства — это самый острый вопрос российско-американских отношений, здесь — корень проблем в этих отношениях, и в то же время время мы не говорим об этой проблеме впрямую. На переговорах в Москве или Вашингтоне в центре внимания оказывается что угодно, но не это. Поэтому в первую очередь мы должны стать откровенны друг с другом, мы должны говорить друг другу о том, что нас заботит и что мы считаем законными и незаконными шагами с одной и другой стороны. Надо быть честными. Это будет очень трудно, поскольку в российской психологии, в практической политике глубоко укоренилось представление, что с этими странами у России должны быть особые отношения. Что Россия сохраняет здесь серьезное влияние, может защищать свои интересы, а другие ведущие мировые силы — не только США или НАТО, но и Китай, Турция или любые другие страны — не должны вытеснять Россию из этого пространства. Это такой естественный инстинкт России — и потому Россия считает естественным рассматривать США, в определенной степени Европейский союз и в перспективе — Китай как конкурентов, а не партнеров на постсоветском пространстве.
На то, чтобы изменить это отношение, понадобятся годы или даже десятки лет. А пока – Соединенные Штаты, как я уже сказал, должны делать ставку на честность, ясность, прозрачность.
Во-вторых, я считаю, что принципом политики Соединенных Штатов должно стать подталкивание соседей России к сотрудничеству с ней, а не к балансированию между Россией и Западом. США должны поддерживать сотрудничество России и Украины, пытаться поддержать нормализацию российско-грузинских отношений. Я считаю, что США должны поддерживать сотрудничество в нефтегазовой сфере на постсоветском пространстве. И если Соединенные Штаты четко продемонстрируют, что ведут именно такую политику, то, я думаю, этот настрой на борьбу с российской стороны ослабнет. Он не исчезнет вовсе, потому что это естественный импульс, но, думаю, отношение смягчится.
— Решение не форсировать вопрос о приеме Грузии и Украины в НАТО, затем отказ от размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии в России многие восприняли как уступки со стороны Вашингтона под давлением Москвы. Так это или нет? И какие уступки вы лично сочли бы слишком далеко идущими?
— В некотором смысле их можно назвать уступками. Но только вот в каком: со стороны русских было бы большой ошибкой думать, что это результат жесткой политики России, что Россия своей твердостью принудила США к уступкам и заблокировала предоставление Грузии и США "Плана действий по членству в НАТО" или размещение ПРО в Центральной Европе. Потому что это не так. Правильнее воспринимать дело так: администрация Обамы решила, что в национальных интересах Америки будет не продавливать прием Грузии и Украины в НАТО и не размещать наземные элементы ПРО в Европе, в том числе и ради того, чтобы помочь России перейти к новой политике, к созданию новой основы для отношений. Тогда – да, в этом смысле – уступки. Но только пошли на них не из-за требований России. Администрация Обамы пересмотрела планы размещения элементов ПРО в Польше и Чехии вовсе не из-за того, что русские будто бы успешно выкрутили руки американцам, а потому что решила, что этот вариант не будет достаточно эффективным ответом на проблему Ирана и его ядерной программы.
— И все же — какие новые подобные шаги вы сочли бы неприемлемыми?
— Не то чтобы это было неприемлемо с моей точки зрения, но такой шаг просто не будет сделан, и я понимаю, почему они его не сделают: администрация США не станет давать гарантий, что Украина и Грузия никогда не вступят в НАТО. Политика "открытых дверей" продолжится, то есть они продолжат говорить, что в принципе когда-нибудь Украина и Грузия могут стать членами НАТО. Хотя в обозримом будущем администрация США точно не будет этого добиваться.
Лично я считаю, что в ближайшие пять-десять лет можно будет избежать споров о Грузии, Украине и НАТО, занявшись — на принципах стратегического партнерства — строительством единой системы европейской безопасности от Атлантики до Урала. Тогда дальнейшее расширение НАТО не понадобится. Но я вполне уверен, что администрация США не станет обещать Москве, что дальнейшего расширения не будет ни при каких условиях. У нас сейчас образовался некий запас времени на то, чтобы разобраться с этой проблемой, но никто не давал обещаний, что Грузия и Украина никогда не вступят в НАТО.
— Как вы относитесь к идее президента Медведева о некоем новом общеевропейском "договоре об обеспечении безопасности"?
— Я считаю это хорошей идеей, потому что и мои предложения о стратегическом партнерстве подразумевают новую архитектуру безопасности в Европе. Но – два момента.
Во-первых, я не вижу, чтобы у самих русских, по крайней мере на официальном уровне, была какая-то ясность насчет этой идеи. Они просто не знают, как должна выглядеть эта новая архитектура безопасности в Европе! Возможно, у них есть какие-то предпочтения, соображения насчет того, какие аспекты они хотели бы отразить в документах, но у них нет цельного представления. То есть, сейчас это – предложение без содержания.
Во-вторых, я не считаю, что думать о новой архитектуре безопасности в Европе следует только в контексте предложения президента Медведева. О ней должны подумать и европейцы, и США, надо обсуждать ее в рамках ОБСЕ, НАТО – всем следует поразмыслить, как должна выглядеть эта новая архитектура, а затем посмотрим, можем ли мы найти общую платформу.
В общем, пусть даже у идеи Медведева пока нет содержания, другие должны ее этим содержанием наполнить.
— Некоторые критики идеи Медведева говорят, что эта новая система безопасности в Европе придумана, чтобы заменить нелюбимый Россией блок НАТО.
— Нет, я так не считаю. Российское руководство, особенно та его часть, что занимается внешней политикой, прекрасно понимает, что они ничего не добьются, если будут исходить из намерения заменить НАТО. По-моему, ясно видно, что они не планируют таким образом разрушить или заменить НАТО. Да, сейчас возникает много вопросов относительно того, как существующие организации – НАТО, а также ОБСЕ или даже Организация Договора о коллективной безопасности и другие – впишутся в новую архитектуру. Но, думаю, каждый, кто всерьез размышляет об этой новой архитектуре — или улучшении старой, или даже новом евроатлантическом договоре, как назвал его президент Медведев – все понимают, что мы начинаем с того, что имеем, а не с нуля, не с чистого листа. Думаю, и российское руководство тоже это понимает.
Юрий Маловерьян
Найкраща оборона - це атака! Наші воїни не лише захищаються, але й потужно штурмують ворожі позиції. У цьому відео показано…
«Я полечу в Дубай, буду ходить по магазинам, а вы будете сидеть в войне и прятаться в подвалы. Вам, пидарасы,…
У минулому році "слуги" в авральному порядку забрали у місцевого самоврядування військове ПДФО тому що терміново потрібно було купувати дрони.…
Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 30.04.2024 1. Спроба заморозити Європу обвалила газові доходи федерального бюджету росії.…
HIMARS и украинские Ланцеты уничтожили сразу три ЗРК Бук
Зранку 30 квітня у Харкові чути вибухи. Про це повідомив у телеграм-каналі мер Харкова Ігор Терехов. "У Харкові чутно вибухи -…