Категории: Мнение

Владимир Безкоровайный: Нам нужно сформировать менталитет морской державы

К сожалению, приходится констатировать, что построить современные ВМС за восемнадцать лет независимости так и не удалось. Как пока и нет единого мнения в вопросах применения ВМС: он должен обеспечивать безопасность только собственных морских рубежей или же играть активную роль в «мировом морском сообществе».

Владимир Безкоровайный

 Экс-командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный после обретения Украиной независимости, как говорится, собственными руками создавал флот молодой страны. Многие годы он посвятил флоту, изучает историю военно-морских сил разных стран мира, тонко разбирается в глубинных процессах и тенденциях развития ВМС передовых стран мира сегодня, имеет свое видение на то, какими должны быть Военно-Морские Силы Украины.

 — Владимир Герасимович, по Вашему мнению, какими должны быть Военно-Морские Силы Украины?

 — Знаете, часто приходиться слышать расхожее мнение, что флот должен быть сильным, могущественным. Это прямо скажу, пустые рассуждения. Флот — это организм, который создается десятилетиями и находящийся в постоянном развитии. И ошибки, допущенные в этом процессе, могут быть катастрофическими для государства. Давайте обратимся к истории. Крымская война была проиграна только потому, что правительство России допустило ошибку, не начав своевременно реформировать флот под паровые системы, броненосные системы, а продолжали строить парусные корабли. Следствием министерских ошибок была и позорная катастрофа флота в русско-японской войне. Во вторую мировую войну Советский Союз допустил просчет, создавая флот без средств противовоздушной обороны. В итоге был потерян Балтийский флот, в первые месяцы войны «погибла» значительная часть и Черноморского флота. А оставшиеся крупные надводные корабли этих флотов так и не сумели показать себя в числе защитников Родины. Вот к чему приводят ошибки в создании флота, не учет развития современной науки и техники, тактики его применения.

 Поэтому, сегодня важно определиться, какой флот мы строим, насколько он будет «актуальным» через 10-15 лет. Нужно четко видеть и определять, как будет развиваться геополитика, какие факторы на нее влиять в будущем. Это необходимо для того, чтоб обрисовать, как будет развиваться военная безопасность, морская политика Украины. Ведь очевидно, что страна не сможет существовать обособлено, а будет вынуждена участвовать в глобальных мировых процессах. Поэтому флот будущего, на мой взгляд, должен состоять из двух частей: для обороны своего побережья и тот, который будет участвовать в международной внешнеполитической деятельности Украины. Именно в этом состоит концепт развития украинского военного флота.

 Сегодня, приступив к первому этапу развивая силовой составляющей нашей морской мощи, мы остановились на создании тяжелого корвета. Это решение единственно верное. Но очевидно, что страна очень скоро столкнется с необходимость разработки фрегата, без которого флот не сможет участвовать в международных операциях. Корветы – это корабли закрытых морей, они имеют недостаточную автономность и мореходность для участия в операциях в Мировом Океане.

 — Существует мнение, что строительство кораблей для ВМС Украины — очень дорогое удовольствие. Гораздо дешевле купить их за границей. Ваше отношение к подобным мнениям?

 — Тут надо рассмотреть вопрос морской мощи Украины, которая формируется с опорой на амбиции страны. Если учесть, что земной шар состоит на 70% из океана, то исключать себя из сообщества, которое осваивает мировой океан, не разумно. Значит, мы должны развивать морскую мощь своей страны. И если в этой ситуации мы говорим, что не будем строить корабли, мы наносим сокрушительный удар по национальному машиностроению, приборостроению и судостроению.

 Поэтому, рассматривая этот вопрос в свое время, я предлагал следующую схему.

 Украине для выполнения задач в мировом океане и утверждения ее как мощного государства сейчас нужны фрегаты. Фрегаты типа «Перри» мы действительно можем получить от США, оплатив 70 млн. долларов (стоимость подготовки кораблей, боеприпасов и запасных частей) при их номинальной стоимости не менее 700 млн. долларов. Эти фрегаты на 10-15 лет успешно закроют брешь, которая образовалась в составе кораблей дальней морской зоны, в составе нашего флота. А вот корветы нужно строить самим, потому что это будет та стартовая площадка для реанимации военного кораблестроения. И пока отработаем программу «корветов», на этой базе можно будет «запускать» программу «фрегатов». А, реанимировав кораблестроение, через 10-15 лет Украина может вооружить свои ВМС национальными фрегатами.

 — Как Вы считаете, повлияет ли финансовый кризис на реализацию корветной программы или из-за нехватки средств она тихо «умрет», как большинство программ в Вооруженных Силах?

 — Согласитесь, кризис – это проблемы, а не смерть. Я верю, что «корветная» программа будет благополучно запущена. В противном случае, это будет катастрофой для морской мощи Украины. Ведь разваливаются не только Военно-морские силы, а огромный сектор экономики, внешнеполитическая и морехозяйственная деятельность Украины, которые зависят от их состояния.

 Важен еще один нюанс. Экономически выгодно закладывать не один корвет, а четыре сразу. Во-первых, они нужны ВМС Украины, а во-вторых, это автоматически значительно удешевит стоимость строительства кораблей. И, в-третьих, это сохранит отечественное судостроение, что в свою очередь, оживит экономику страны в целом.

 Теперь, что касается фрегатов. Сегодня мы наблюдаем формирование новых отношений в сфере международной безопасности. Очень важно для Украины солидно войти и принимать активное участие в этих процессах. Поэтому фрегаты нужны как воздух. Не заявив громко о себе, страна может оказаться на «обочине» важных мировых процессов.

 — Тогда абсолютно не понятно, почему украинское правительство на протяжении многих лет с такой неохотой финансирует все программы в ВСУ?

 — Все очень просто. Публике «запускаются» месседжи, что якобы сегодня Украине никто не угрожает. И это в то время, когда 5-6 транспортных судов ежегодно захватывается пиратами, десятки украинцев уже побывали в пиратском плену, а многие находятся там до сих пор. У нас некоторые мыслят примитивно, ассоциируя угрозу для государства с вражеской армией на границе, готовой к нападению. В этой связи, процитирую англичан, которые говорят: «У нас есть мощный флот, поэтому многого не произошло».

 — Интересна Ваша оценка нынешнего состояния ЧФ РФ…

 — Сегодня, оценивая Черноморский флот, нужно смотреть: отвечает ли его состояние реальным задачам, а не амбициозным, соотносящимися с временами «холодной войны»? Нужны ли там сегодня 834 «корпуса», как это было в 1989 году? Поэтому, говоря о потребности в корабельном составе ЧФ, нужно смотреть: а какие реальные военные угрозы для России существуют? И знаете, мы будем очень долго искать эти угрозы…

 — Хотелось бы услышать Ваше мнение по проблеме пребывания Черноморского флота Российской Федерации в Крыму?

 — На мой взгляд, проблему эту решать необходимо, но сосредотачиваться на ней, по крайней мере, недальновидно. И решить ее можно с помощью нестандартных подходов. Например, объявить Севастополь в его границах свободной экономической зоной, международным торговым портом и т.д. Это простое и чудесное решение, которое, в первую очередь, «откроет глаза» севастопольцам, что они стоят перед возможностью получить могучий импульс в развитии города, экономики, семьи, дома.

 — Но уже сегодня слышна сильная критика подобных проектов со стороны России?

 — Ну это совершенно понятно, политическому руководству РФ выгодно, для сохранения своего влияния в регионе и на Юго-Западном и Южном направлении оставить все как есть сейчас. Но давайте снова вернемся к истории. От того, что существовала такая могучая военная база, как Севастополь, страна выиграла в Крымской войне? Нет, проиграла! В Первой мировой? Снова поражение! Во Второй мировой мы провели хоть одну важную операцию которая повлияла на ход и исход войны? Нет! Не рассматривая все причины эти позорных для нашей общей истории страниц, можно сделать вывод, пребывание ЧФ в Крыму, кроме возможности оказывать политическое давление на Украину, никаких других целей и задач не имеет и иметь не будет!

 Теперь, что касается Севастополя. Город во все времена становился объектом борьбы и захвата и только потому, что он был военно-морской базой! В противовес «героическим» гимнам, во всех войнах «неприступный для врагов» город всегда сдавали врагам, и более того: защитников этого города власти всегда предавали. Такая у него военная судьба и доля. В его истории есть одна страница бурного развития, это после поражения Российской империи в Крымской войне, на руинах бывшей военной базы за 10 лет возник чудесный город. Вот именно к этой странице истории легендарного Севастополя нам и нужно возвратиться. А когда он станет международным торговым портом, ничто ему угрожать не будет.

 Я уверен, что такое решение поддержала бы и Россия. Ведь в России есть не только политики, а и российский бизнес, который безусловно заинтересован влить свои капиталы в такой мощный международный объект.

Николай Барский

Последние новости

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 05.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 05.05.2024 1. Кредитна заборгованість російських компаній, що потрапили під західні санкції,…

4 часа назад

США призупинили постачання озброєнь до Ізраїлю, — ЗМІ

Сполучені Штати призупинили постачання зброї до Ізраїлю, це сталось вперше з нападу ХАМАСу в жовтні 2023 року. Про це повідомляє Цензор.НЕТ із…

4 часа назад

Під вогнем Харків та 17 населених пунктів Харківщини, є пошкодження і жертви

У Великодню ніч ворожі війська атакували Харків "Шахедами". Внаслідок ударів горів будинок та господарчі споруди в Основ’янському районі міста. Про…

16 часов назад

​​ПОРОШЕНКА ДЕМОНІЗУЮТЬ СВІДОМО

Російське МВД оголосило в розшук в один день Володимира Зеленського і Петра Порошенка. Іронія долі неймовірна. П'ять років ЗЕ силиться…

16 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 05.05.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 05.05.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

16 часов назад