Категории: Мнение

Владимир Горбулин: заметки о сдерживании российской агрессии

Нынешний период обострения отношений между США и Россией достиг самой низкой точки в политической риторике, начиная с момента окончания Второй мировой войны (ведь даже в суровое время Карибского кризиса не было личных обвинений, как ныне). Но в настоящий момент на очень опасной глубине политического Марианского желоба оказалась и Украина.

Угрозы и риски для нашего государства резко возросли, поскольку именно Украина может превратиться в поле боя между США и РФ. Не говоря уже о том, что особенно опасным стало положение Украины после объявления Кремлем в 2020 году о возможности применения ядерного оружия против неядерных государств (против государств со «значительным боевым потенциалом»). Предание гласности ранее засекреченных в РФ «Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» формально открывает Путину возможности для такого удара и по территории Украины.

Фото: ukroboronprom.com.ua

Как кажется, не столь важно в настоящий момент моделирование возможных сценариев действий Кремля, сколь необходимо признать: семь лет войны почти ничему не научили украинскую власть в плоскости организации сугубо военного противостояния и противодействия стране-агрессору. Косвенным, но знаковым подтверждением этому может быть тот факт, что за время российской войны против Украины выделяемые ресурсы на перевооружение ВСУ лишь раз – в 2020 году – превысили миллиард долларов, да и то, если считать с госгарантиями.

Разумеется, Путин со своим Генштабом и ордой аналитиков сумеют развить лишь такой сценарий, который будет позволен силой сдерживания украинского сопротивления и актерской способности Запада. Сбитый турецкими ПВО российский самолет Су-24 в ноябре 2015 года продемонстрировал миру не только прагматизм Кремля, но и характерную черту самого Путина – пасовать перед реальной силой.

Исходя из особенностей видения Путиным этого мира – а он, как кажется, видит вовсе не панораму, а лишь отдельные картинки калейдоскопа собственной разработки, – стоит задуматься: а не настала ли возможность остановить карнавальное шествие этого слишком самоуверенного наездника? Попробуем оценить, какие есть для этого возможности.

Внешние возможности в создавшейся ситуации вполне позволяют Киеву активизировать работу на политико-дипломатическом поле. Кое-какие результаты уже имеются, что говорит о верности таких действий. Речь о том, что Россия почти полностью заморозила авиасообщение с Турцией. Формально – из-за большого количество заболевших COVID-19, на самом деле – в ответ на весьма жесткие высказывания президента Эрдогана относительно Крыма. Между строк тут можно было легко прочитать готовность Анкары к расширению военно-технического сотрудничества с Киевом, включая ускорение проектов в области ударной беспилотной авиации для ВСУ и некоторых других критических направлений.

Bayraktar TB2

Принимая во внимание критическую ситуацию не только для Украины, но и для целого ряда государств – членов НАТО в Центральной и Восточной Европе, чрезвычайно важным становится максимально возможное использование политического рычага внешнего давления на Москву. В частности, усиление санкций, в том числе – отключение РФ от системы SWIFT. А именно, речь идет о том, чтобы Кремль получил жесткое и открытое уведомление, что в случае масштабирования военных действий против Украины эта международная организация (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), контролирующая крупнейшую межбанковскую систему обмена информацией, отключит РФ. Это может вызвать банковский ступор в России, которая числится в топ-5 крупнейших пользователей системы.

Кроме того, резонным должно стать развитие переговоров в направлении получение Украиной ПДЧ – Плана действий для вступления в НАТО. Этот критический момент в своей истории Украина должна использовать не только для сохранения своей государственности и независимости, но и для обеспечения безопасности в будущем.

Считаю целесообразным и своевременным создание условий для предметных, предельно детальных обсуждений с Вашингтоном возможностей получения в рамках военно-технической помощи или закупки на льготных условиях современных систем ПВО-ПРО Patriot. А также и проведения предварительных переговоров о создании на территории Украины военной базы США или НАТО. Уместным в этом контексте будет вспомнить и возможности Украины по созданию и производству на основе ракетных технологий ракет-мишеней в рамках программы развития национальной ПРО США.

Что касается текущего момента, то при всей спорности и сомнительности достижения быстрого результата важным стало бы обсуждение с партнерами по блоку НАТО возможности «закрытия» украинского неба. То есть официального предупреждения вероятного агрессора о коллективной защите воздушного пространства Украины – в случае применения ракет и боевой авиации.

Комплекс MIM-104 Patriot

Естественно, не все политические предложения могут быть быстро приняты и рассмотрены западными партнерами. Но именно активное и настойчивое апеллирование к союзникам способно напомнить им не только о роли Украины на нынешнем этапе противостояния России и Запада, но и об их собственных угрозах.

Что касается внутренних задач, то ключевыми остаются развитие сил обороны с профессиональными Вооруженными Силами в качестве их ядра, и ускоренное развитие территориальной обороны как возможного повсеместного сопротивления военной агрессии.

Украина находится в условиях перманентной военной опасности, и следует уяснить раз и навсегда две исторически подтвержденные истины. Во-первых, дело спасения и сохранения суверенного, независимого Украинского государства под силу только самой Украине. И, во-вторых, никакие политические или дипломатические проекты Киева не увенчаются успехом, если не будут опираться на реальный оборонный потенциал сдерживания.

Прописанное в недавно принятой Стратегии военной безопасности Украины применение принципа всеобъемлющей обороны как развитие асимметричных возможностей Украины является определенным прорывом в ментальном восприятии современного противостояния Украины с Россией. Потому что это противостояние действительно носит экзистенциальный характер. А значит, войну должна вести не только армия, а все общество. Кстати, этот постулат может вполне послужить сплочению и объединению всех украинцев.

Фото: facebook/МВС України

Напомню, что введение комплексного всеобъемлющего подхода к обороне Украины предусматривает сочетание военных и невоенных средств для обеспечения военной безопасности. Об этом я достаточно детально написал в своей книге «Как победить Россию в войне будущего», которая вышла в свет в прошлом году. Попробую очень коротко напомнить, в чем именно состоит возможность для Украины в относительно короткий срок создать и развить асимметричный потенциал сдерживания.

Период 2019-2020 годов показал появление новых трендов в ведении военных конфликтов и войн. Прежде всего, речь идет о большей автономности действий военных подразделений, всеобъемлющем характере военной активности (что подразумевает и ликвидацию такого устоявшегося понятия как «линия фронта»), а также массовое применение тактических (оперативно-стратегических) ударных элементов. Последнее еще часто называют «москитными» стратегиями – применением большого числа относительно недорогих средств поражения противника.

Это произошло в результате резкого увеличения технологических достижений и того факта, что технологии стали более дешевыми и более доступными. То, чем еще 20-25 лет назад владели сверхдержавы, стало возможным для отдельных групп людей или коммерческих компаний.

Именно это и должно найти отражение в способах построения Украиной современной системы обороны. С одной стороны, Украина не может вернуть ядерное оружие. Зато вполне способна построить эффективно действующий асимметричный щит сдерживания. В его основе должно стать применение новейших технологий. Прежде всего, ракетных, поскольку Украина способна развить ракетный потенциал самостоятельно, без помощи иностранных партнеров.

А также использовать для развития оборонного потенциала ряд других передовых технологий. В частности, реализовать амбициозную задачу создания и внедрения автоматизированных систем управления войсками и вооружением, средств современной противовоздушной обороны Украины, ракетных войск и артиллерии, систем радиоэлектронной разведки, радиоэлектронной борьбы, роботизированной техники различного функционала и базирования.

Фото: пресс-служба Турчинова

Акценты в развитии военных возможностей в небе, на суше и на море должны быть сделаны на применение упомянутых «москитных» стратегий – массовых ударов подразделений сверхсовременных беспилотников (небо), ракетных катеров (море), оперативно-тактических ракет и наземных роботизированных комплексов различного функционала (суша). Кстати, это те технологии, которые можно использовать уже сегодня, в том числе, в войне низкой интенсивности.

Что касается непосредственно ракетного щита (как ядра общего щита сдерживания), то за основу можно взять разработки ГосККБ «Луч» и КБ «Южное» – с целью развить возможности Украины по применению ракет дальностью действия 120-1500 км. И если РФ гордится тем, что Черноморский флот способен сделать одновременный залп в почти 200 пусков, то одновременный залп Украины должен составлять 400-500 пусков, а среди задач должны быть четкие целеуказания по поражению российской критической инфраструктуры. Этого можно достичь за несколько лет при условии сосредоточения в этом направлении. И, разумеется финансирование перевооружения должно составлять не 22,7 млрд грн, а хотя бы в три-четыре раза больше.

Ключевыми же внутриполитическим проблемами, как ни печально, остаются до сих пор не принятый закон о территориальной обороне и отсутствие реформы Службы безопасности Украины – с законодательным обеспечением этого процесса.

Владимир Горбулин

Продолжаются боевые стрельбы артбатареи пушек 2А36 «Гиацинт-Б» артиллерийской бригады имени генерал-хорунжего Романа Дашкевича

Последние новости

Наступ на Харків. Обстріли, ДРГ, бої у прикордонні | Юрій Бутусов

Юрій Бутусов у прямому ефірі аналізує ситуацію на Харківщині, де російські війська посилили обстріли та здійснюють спроби наступу. ----- Президент…

3 минуты назад

У Пентагоні повідомили склад нового пакету допомоги Україні на 400 млн дол.

Міністерство оборони США розкрило склад нового пакету оборонної допомоги Україні, затвердженого 10 травня. До пакету увійшли засоби, які відповідають "найбільш…

26 минут назад

Наслідки ракетного удару по Харкову

О 3.20 10 травня російській загарбники завдали ракетного удару по Харкову. Виникла пожежа, є постраждалі. Про це повідомив начальник Харківської ОВА…

12 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 10.05.24

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 10.05.24 орієнтовно склали / The total combat losses of the enemy from 24.02.22…

12 часов назад