Работы над пусковой установкой «Вільха-М» в самом разгаре.
«Кооперация ведется в трех направлениях. Мы отвечаем за бесперебойную работу всей машины. Специалисты КБ «Луч» делают ракету и устанавливают свое оборудование. На следующей неделе (разговор происходил 19 февраля) к нам приедут сотрудники предприятия «Оризон-Навигация» и установят свою аппаратуру, обеспечивающую навигацию и привязку к местности», — пояснил Мартынюк.
Пока машина находится в полуразобранном состоянии – на ней не установлены несколько труб для запуска ракет. Однако планируется, что уже в марте новая ракетная система выйдет на испытания.
Кроме того, как сообщал «Цензор», на ШРЗ будет производиться украинская реактивная система залпового огня «Верба», которая является модернизацией советской 122-мм РСЗО «Град». «Верба» была разработана Харьковским конструкторским бюро им. Морозова.
Впервые «Вербу» продемонстрировали в 2015 году. В отличие от «Града», она позволяет автоматизировать все процессы, связанные со стрельбой и вести огонь, не выходя из кабины. Использование новой навигационной аппаратуры дает возможность в 4 раза увеличить скорость открытия огня на открытой местности, а новая система стабилизации платформы повышает точность попаданий. Кроме того, перезарядка «Вербы» занимает всего 10 минут, то есть, в семь раз быстрее, чем перезаряжается «Град». И, наконец, «Верба» установлена на шасси украинского автомобиля КрАЗ.
Как и в случае с «Вільхой», в 2019 году планируется сформировать первое штатное подразделение, вооруженное РСЗО «Верба».
Молодой «Берест»
Работая над новыми проектами, ШРЗ продолжает ремонтировать старую технику. В цехах стоят самоходные артиллерийские установки «Акация», «Гвоздика» и наиболее мощная в украинской армии 203-мм артиллерийская установка «Пион». Сотрудники предприятия приводят их в порядок, чтобы передать в распоряжение ВСУ. Однако многие из этих машин оказались на базах хранения еще в 1980-х годах. По словам Олега Туринского, запас техники, которую еще можно отремонтировать, в Украине заканчивается. «Пора переходить на новый уровень работы», — уверен директор.
В цехах завода. Идет ремонт 203-мм самоходных орудий «Пион»
Поэтому с недавних пор завод начал не только ремонтировать, но и модернизировать оружие. Первым шагом в этом направлении стала собственная модернизация РСЗО «Град», получившая название «Берест».
«Эта машина родилась, благодаря нашему энтузиазму. Мы ремонтировали БМ-21 «Град», изготавливали агрегаты, искали новых подрядчиков. И вдруг обнаружили, что можем самостоятельно создать новое изделие», — пояснил Дмитрий Мартынюк.
Установку «Берест» можно было увидеть на выставке «Оружие и безопасность», которая проходила в октябре прошлого года в Киеве. Она была смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ. Эта модель машины поначалу задумывалась, как пожарный автомобиль. Но руководители двух заводов давно наладили между собой отличный контакт. «Я попросил эту машину на КрАЗе. И буквально в течение нескольких дней ее перегнали к нам», — пояснил Олег Туринский.
К поездке в Киев на выставку «Оружие и безопасность-2018», «Берест» на КрАЗе пришлось готовить в очень сжатые сроки. Сейчас машина вновь вернулась на ШРЗ и работа над проектом продолжается.
По сравнению с «Градом», боекомплект украинской системы увеличен — «Берест» имеет 50 направляющих для запуска ракет, вместо 40, как у БМ-21. Причем, экипажу совсем не обязательно выпускать весь «пакет» снарядов. С помощью специального цифрового устройства, которое находится в кабине, можно сделать залп любым количеством ракет и даже делать одиночные пуски. Специальные индикаторы позволяют следить, с каких именно направляющих сошли ракеты.
Устройство управления. На индикаторе нули, но для стрельбы можно задать любое количество ракет.
Совершив несколько пусков, командир может сменить позицию и делать так раз за разом, пока машине не потребуется перезарядка. По мнению создателей, такая мобильность «Бересту» просто необходима, потому что в современной войне экипажи РСЗО не будут иметь достаточно времени для того, чтобы выпустить полный «пакет» снарядов. Противник засечет первый же выстрел и нанесет ответный удар.
По сравнению с «Градом», боекомплект «Береста» увеличен до 50 ракет (в трубах — массогабаритные макеты).
Естественно, весь цикл от наводки до стрельбы в «Бересте» также будет полностью автоматизирован: наводить ракеты можно будет, не выходя из кабины, с помощью обычного джойстика. Сотрудники ШРЗ уверены, что современное цифровое оборудование позволит управлять установкой дистанционно, вообще не находясь в машине. Правда, старую систему наводки, требующую от экипажа покидать кабину, на «Бересте» все же оставили для подстраховки.
Предприятие продолжает работу над своим детищем и ищет для него иностранных заказчиков. Но настоящее время, установка «Берест» пока существует пока в единственном числе.