Категории: Мир о нас

Лживые фильмы про Украину

Пост про то, как в старых советских фильмах людям врали про Украину — именно там, в старых совковых фильмах, и родились те самые лживые образы Украины и украинцев, что и сейчас тиражирует пропаганда.

Думаю, отчасти именно из-за этих фильмов многие люди продолжают смотреть на уже независимую Украину в «советском ключе» и никак не могут ощутить всю ложность старых советских фильмов — именно так работает импринтинг, и от впечатлений, полученных в раннем детстве, не так-то просто избавиться.

Лживые советские фильмы про Украину призваны были крепить лживую советскую историю и создавать для неё так сказать «художественный фон». И в замкнутой системе это работало весьма успешно — дети шли в школу, где им рассказывали лживые советские сказки под видом истории, потом смотрели советские новости, где эти сказки повторялись, а затем смотрели советские художественные фильмы, где эти сказки закреплялись эмоциональной и яркой картинкой. Идеологическая обработка была тотальной, и выйти из этого заколдованного круга могли только те, кто имел нормальное воспитание в семье и имел альтернативные источники информации — которые в СССР всячески запрещались, подавлялись и глушились.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о целой серии лживых советских фильмов про Украину.

«В степях Украины», 1952.

Сюжет фильма по-социалистически незатейлив — друзья Селивон Иванович Часнык и Кондрат Галушка — председатели колхозов «Смерть капитализму» и «Тихая жизнь», которые каждый по-разному ведут деятельность в своих сталинских колхозах, стремясь улучшить показатели надоев и намолотов — по сюжету это классическая совковая сталинская «борьба лучшего с хорошим», примерно как в фильме «Кубанские казаки».

Но в нашем исследовании кино интересно кое-чем другим. «В степях Украины» — фильм сталинских лет, благодаря которому сформировался и зацементировался сталинский образ «дружелюбного х..хла» — толстого и глупого сельского жителя со смешной фамилией, совершенно аполитичного любителя вареников, с отсутствующим характером и взглядами. Именно такие граждане в большинстве своём пережили сталинские репрессии и депортации и во многом определяли лицо Украины после Голодомора и репрессий. В совковых фильмах никто не рассказывал, куда же вдруг исчезли честные, красивые, активные и неравнодушные украинцы — они давно погибли от голода, были казнены или депортированы. Вместо этого показывали тех, кто выжил — выдавая эту страшную картину опустошенных репрессиями земель за нормальное общество.

Позже такие сталинские образы «жирных глупых х..хлов» использовались и в других советских фильмах, а также в современных пропагандистских лентах, вроде фильма «Брат-2». Если вы почитаете комментарии ватников на разных сайтах и форумах — то с удивлением обнаружите, что их представление об Украине и украинцах зиждется на вот таких сталинских фильмах.

«Триста лет тому», 1956.

Пропагандистский советский фильм, в советско-имперском ключе объясняющем войны и смуту XVII века — якобы украинцы боролись за «воссоединение с Россией» — которой как названия страны в XVII веке не существовало вовсе, с таким же успехом украинцы могли по замыслу создателей фильма бороться в XVII веке за «воссоединение с СССР». Но авторов фильма это не смущает — российская кавалерия под триколорами лихо скачет «воссоединять» Украину. В общем, такая себе развесистая клюква, как в современных фильмах Никиты Михалкова.

В чисто советском, агитационно-пропагандистском ключе, решены и все персонажи фильма — все магнаты Речи Посполитой (названные почему-то «польской шляхтой») показаны пузатыми, носатыми и страшными, все как-то нелепо кривляются, исключение составляет только вьюноша бледный со взором горящим в исполнении Василия Ланового — который «сочувствовал народу» и через темень веков увидел грядущий Коммунизм.

В общем, такая себе классическая советская пропаганда, которая кстати была снята с проката почти сразу после начала показов — такой концентрированный псевдоисторический бред был чрезмерен даже для совка, плюс в Совдепии явно решили не трогать больше историческую тему — вернувшись к образам «толстых дружелюбных х..хлов», соломенных шляп, мазанок, подсолнухов и горшков на плетне.

«Свадьба в Малиновке», 1967.

Пожалуй, наиболее одиозный советский пропагандистский фильм про Украину, в котором лживо абсолютно всё, за исключением декораций всего происходящего — мазанок, подсолнухов, степей и прочей природы. Фактически, для фильма была создана какая-то другая, виртуальная Украина, которую очень хотели бы видеть в Кремле — целиком русскоязычная, с хлебом-солью встречающая советские войска из Москвы.

Советской же парадигме подчинены и все поступки и даже внешность героев — местного атамана Грицько показывают как злого и алчного человека, вся «банда» которого сплошь состоит из каких-то кривых, косых, жирных и карлиокообразных уродов. Красноармейцы же наоборот — все сплошь молодые, красивые, активные, а их усатый отец-командир и вовсе похож на отца народов товарища Сталина. Ну разумеется симпатии местных жителей будут на стороне оккупантов! То, что вслед за певунами и танцорами в деревни приедут тройки НКВД и продовольственные отряды, то что совсем скоро начнётся Голодомор и высылки украинцев в ГУЛАГ — в фильме не сказано ни слова…

По страшной иронии судьбы, реальное село Малиновка находится в Харьковской области — которая в 1933 году наиболее сильно пострадала от голода, устроенного советскими властями. Эхо Голодомора и советская нищета ощущалось ещё и в 1967 году, когда снимали фильм — в бедном колхозе в Малиновке не нашлось нормальных лошадей, а немногочисленных коней, что жили у крестьян, пришлось подкрашивать и присыпать пудрой — чтобы эти нищие клячи хоть как-то смотрелись в кадре…

Телемост с товарищем Сталиным. Вместо эпилога. 

Как видите — в одиозных совковых фильмах Украина и украинцы часто выставлялись недалёкими, вороватыми, глуповатыми сельскими недотёпами, которые думают лишь о том, как бы поесть вареников и выпить самогона. Гражданское самосознание и ответственность за будущее у них либо отсутствует, либо выражается в беззаветной преданности Кремлю — под какими флагами он не приходил бы к ним. Именно такой образ Украины и украинцев советское «искусство» формировало у жителей других районов СССР, и именно такой хотел видеть Украину совок. Такие «граждане» никогда не будут отстаивать своё и мешать Империи в её темных планах.

Что самое смешное и одновременно страшное — именно такой образ Украины и украинцев был продемонстрирован недавно в фальшивом «телемосте», что устроил один из пропагандистских путинских каналов — продемонстрировав под видом украинцев те самые образы и типажи из сталинской кинопропаганды. Ну что тут можно сказать? Телемост с товарищем Сталиным состоялся весьма успешно.

Такие дела.

Максим Мирович

Последние новости

Зеленський ввів санкції проти колишнього радника Єрмака

Президент Володимир Зеленський ввів у дію рішення РНБО про застосування санкцій проти низки фізичних та юридичних осіб. Зокрема під них…

5 часов назад

Угода між Україною та США про копалини охоплює 57 мінералів

Підписана між Україною та США угода про корисні копалини охоплює 57 видів мінералів і встановлює політичні рамки двосторонньої співпраці. Про це повідомляє…

17 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 01.05.25

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 01.05.25 орієнтовно склали / The estimated total combat losses of the enemy from…

17 часов назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 29.04.2025

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 29.04.2025 1. росія збільшує військові витрати, але ціною тотального зубожіння. -…

2 дня назад

Росіяни окупували Суху Балку та просунулись біля ще трьох населених пунктів

Росіяни окупували Суху Балку поблизу Нью-Йорка та просунулись біля ще трьох населених пунктів на Донеччині. Про це пишуть DeepState. "Ворог окупував Суху…

2 дня назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 30.04.25

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 30.04.25 орієнтовно склали / The estimated total combat losses of the enemy from…

2 дня назад