Каким образом при минимальных затратах можно решить проблему защиты Украины с морского направления? Какого класса должны быть корабли, и какое вооружение должны они нести, чтобы противостоять существующим угрозам?
Сегодня основу корабельного состава ВМС черноморских государств составляют корабли малых классов (небольшого водоизмещения): фрегаты, корветы, ракетные катера и небольшие дизельные подводные лодки. В целом это соответствует общей мировой тенденции – иметь на вооружении корабли небольшого водоизмещения, сравнительно небольшой стоимости, не требующие больших затрат на содержание и эксплуатацию, но способные решать весь круг основных задач за счет наличия на борту современного оружия. На закрытом театре корабли большого водоизмещения (класс крейсер, эсминец и даже фрегат) становятся главными целями. Местонахождение этих кораблей постоянно отслеживается разведкой противника, а спрятать их от удара по условиям региона практически невозможно.
Государственная программа развития Вооруженных Сил для ВМС Украины в довоенный период приоритетным надводным кораблем определила боевой корабль класса “корвет”. Многофункциональные корветы с ударным и противолодочным вооружением призваны обеспечить эффективную борьбу с надводными кораблями, подводными лодками противника, боевое патрулирование прибрежных вод, охрану морских конвоев, действия минно-тральных сил. В мирное время корветы должны участвовать в операциях по обеспечению безопасности судоходства и миссиях по борьбе с пиратством. Проект такого корвета (тип “Гайдук”) был разработан, определено требуемое количество в 10 единиц.
Но в нынешних условиях можно утверждать следующие. Решение строить для ВМС “многоцелевые корветы” может быть оправдано только в том случае, если экономика Украины будет развивается стабильно и высокими темпами. Однако, в сложных экономических условиях, при наличии реальной военной угрозы, наиболее прагматично было бы иметь в составе ВМС Украины в качестве основной ударной силы 10 — 20 ракетных катеров небольшого водоизмещения (до 500 т), постройку и содержание которых государство может обеспечить.
Мировой опыт показывает, что для небольших флотов на закрытых театрах наиболее эффективно иметь ракетные катера, обладающие большой ударной мощью при скромной стоимости. Ракетные катера отлично зарекомендовали себя во время индо-пакистанского конфликта 1971 года, во время арабо-израильского конфликта 1973 года, когда 35 катеров, совершив более 100 выходов в море за 18 дней и выпустив 60 ПКР, стали главной опорой израильского флота и позволили захватить инициативу на море. В ирано-иракской войне 1980 года также более эффективно действовали ракетные катера, чем эсминцы, фрегаты и корветы.
Западноевропейские страны – Германия, Норвегия, Швеция, Греция и Дания – в корабельном составе имеют большое количество ракетных катеров, большое внимание к этому классу уделяется в странах Азии, Ближнего Востока. К 2018 году ракетные катера (ракетные корветы) имели почти 70 стран мира, в том числе все ближневосточные страны. Общее число ракетных катеров в мире составляет около 450–520 единиц.
Современные ракетные катера имеют небольшое водоизмещение до 500 т и невысокую стоимость. Однако в составе флотов имеются и катера, которые по водоизмещению (около 1000 т) и вооружению приближаются к корветам: например, ракетный катер на воздушной подушке скегового проекта 1239 типа “Бора” (Россия). За счет реализации динамических принципов поддержания катера обладают высокой скоростью (30-50 уз) и при этом устойчивы благодаря применению конструкций типа тримаран и катамаран: например, корветы-тримараны прибрежной зоны типа «Индепенденс» (США) и ракетные катера-катамараны проекта 022 (Китай). За счет малых геометрических размеров, использования в конструкциях технологий “стелс” катера обладают большой скрытностью и неуязвимостью: например, датский ракетный катер скегового типа “Скольд”.
Экипажи катеров небольшие: от 15 до 40 человек. Стоимость постройки и содержания ракетных катеров небольшая относительно корветов, фрегатов, эсминцев. Они не требуют для повседневной дислокации современных дорогостоящих баз. Во время боевых действий могут базироваться на необорудованных причалах, морских платформах и наносить удары из-под берега из “засад”.
Какие комплексы ударного оружия должны устанавливаться на современных ракетных катерах, корветах и подвижных береговых носителях? Анализ возможных технических путей эффективного и приемлемого в экономическом плане варианта вооружения кораблей, катеров приводит к однозначному выводу о перспективности и в дальнейшем широкого использования комплексов противокорабельных крылатых ракет. Типовым ударным вооружением катеров являются комплексы ПКР и 1-2 артиллерийские установки малого калибра. Возможно размещение современных ЗРК малой дальности типа ASMD с ЗУР RAM (рка пр.143А “Гепард”). Вследствие уменьшения весогабаритных характеристик ракет и их пусковых установок наблюдается тенденция к увеличению боекомплекта ПКР современных катеров, который увеличивается с 4 до 16 ракет. Например, индийский ракетный катер проекта 1241РЭ “Pralaya” уже получил 16 ПКР 3М-24 «Уран-Э».
Это обусловлено тем, что комплексы ПКР могут быть использованы для решения различных боевых задач, начиная от защиты прибрежной зоны, территориальных вод до задач, связанных с проведением операций в открытом море. ПКР могут применяться днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с малых (30-40 км) и больших (загоризонтных) дальностей (100-300 км), с различных направлений. ПКР универсальны по носителям – они могут базироваться на надводных кораблях, подводных лодках, авиационных носителях и береговых ракетных комплексах. В настоящее время практически во всех странах, обладающих даже относительно небольшими ВМС, на вооружении кораблей, катеров, морской авиации, береговых частей стоят комплексы ПКР. 75 стран мира имеют более 100 модификаций ПКР, которые производятся 19 государствами.
Технологический прорыв в авиаракетостроении, микрорадиоэлектронике, вычислительной технике, а также в области искусственного интеллекта в настоящее время создал реальные предпосылки появления на вооружении кораблей, катеров корабельных ракетных комплексов нового поколения. Анализ показывает, что при достигнутой сверхзвуковой скорости и сверхмалой высоте маршевого полета дальнейшее наращивание тактико-технических характеристик ПКР будет проводиться по следующим направлениям: обеспечение корабельных и береговых комплексов ПКР надежным и точным целеуказанием; снижение массогабаритных характеристик ракет; повышение скрытности ПКР; повышение помехозащищенности головок самонаведения ракет; повышение избирательности ГСН; повышение вероятности попадания; повышение поражающей способности ракет; обеспечение приемлемой стоимости ракет и экономических затрат на их эксплуатацию.
При этом стоит отметить. Комплексы с дозвуковыми ПКР “Гарпун”, “Уран”, ”Экзосет”, “Термит” по тактическим и техническим показателям уже устарели в борьбе против боевых кораблей, имеющих современные системы ПВО и РЕБ, но остаются эффективными в борьбе с транспортами и танкерами. В свою очередь, сверхзвуковые ПКР будут высокоэффективны еще на протяжении нескольких десятилетий, что обусловлено их сверхзвуковой скоростью ракет (более 700 м/с), предельно малой маршевой высотой полета (15-20 м), мощной проникающей боевой частью (200 кг), применением комбинированных головок самонаведения (ГСН) с достаточно высокой избирательностью и помехозащищенностью.
Для этих комплексов характерно хранение ПКР в ТПК, из которых также осуществляется старт ракет с применением метода “холодного пуска”. Широкий допустимый диапазон углов запуска от 15 до 90 градусов делает возможным применение для пуска ПКР наклонные стеллажные ПУ на кораблях малого водоизмещения и модульные ПУ вертикального пуска на кораблях класса корвет, фрегат, эсминец. Ракеты универсальны по носителям: они могут применяться с кораблей, подводных лодок, самолетов и береговых комплексов.
Дальность стрельбы тактическими сверхзвуковыми ПКР на малой маршевой высоте полета (15-20 м) в настоящее время составляет около 120-150 км. В условиях закрытого Черного моря эту дальность можно считать достаточной для решения задач по обороне побережья. Однако, собственные системы целеуказания катеров обеспечивают дальность стрельбы только на 30-40 км. Для стрельбы на полную дальность необходимы внешние источники информации, которые обеспечили бы комплекс ПКР точными координатами целей и при этом были бы соблюдены требования скрытности их работы и выдачи целеуказания. На сегодня эта задача может быть эффективно решена с относительно малыми финансовыми затратами с помощью малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые можно размещать на берегу или на корабле. БПЛА позволят расширить зону обзора за пределы дальности действия корабельных РЛС до 180-200 км.
Снижение массогабаритных характеристик, улучшение конструкции и компоновки ракет позволяют увеличить их боекомплект на носителях. Скрытность ПКР может быть обеспечена дальнейшим снижением эффективной поверхности рассеивания ПКР, уровня демаскирующих признаков в ИК-области спектра, а также предельно малыми высотами полета. Растущие возможности средств РЭП требуют повышения помехозащищенности головок самонаведения (ГСН) ракет, в частности, за счет использования для наведения комбинированных многоканальных систем обнаружения и самонаведения, а также введения в состав бортовой аппаратуры ракет средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ): станций радиотехнической разведки (РТР), систем постановки активных и пассивных помех радиоэлектронным системам корабля.
Задача повышения избирательности ПКР может быть решена путем внедрения интеллектуальных бортовых систем управления, способных производить распознавание обнаруженных целей (назначенной цели) по ее электронному “портрету”, заложенному в память бортовой цифровой вычислительной машины. Увеличение маневренности и повышение вероятности попадания ПКР в цель могут быть достигнуты использованием способа газодинамического поперечного пропорционального управления с помощью двигателей поперечного управления (ДПУ) на базе газогенератора. Такой способ обеспечивает высокую точность наведения и позволяет снизить массу боевой части и, соответственно, стартовую массу ракеты.
Повышение поражающей способности ракет должно быть направлено не на повышение массы боевых частей, а на повышение их поражающего потенциала. Опыт боевого применения показал, что для вывода корабля из строя, прекращения выполнения им боевой задачи достаточно попадания ракеты, авиабомбы в корабль даже без подрыва БЧ.
Снижение стоимости ПКР — немаловажный фактор, который позволяет увеличить число носителей и общее количество ПКР, сделать применение ПКР более экономически обоснованным. При создании новых комплексов ПКР также будут совершенствоваться: транспортно-пусковые контейнеры (ТПК), как устройства, позволяющие повысить надежность и безопасность хранения и боевого применения ракет, упростить их техническую эксплуатацию на носителях; варианты пуска ПКР, например “холодного старта”, как наиболее безопасного старта, не требующего организации отвода газов реактивной струи и позволяющего легко вписывать комплекс в архитектуру носителя, упрощающего конструкцию пусковой установки; модульные пусковые установки вертикального пуска, а также пусковые установки стеллажного типа для наклонного пуска, добиваясь их универсальности.
Вместо выводов
Анализ корабельного состава черноморских государств, тенденции изменения его количественного и качественного состава, состав ударного вооружения, позволяет утверждать, что в условиях сложного экономического положения страны для ВМС Украины на ближайшие десять-пятнадцать лет достаточно иметь в составе от 10 до 20 ракетных катеров. На вооружении катеров должны стоять комплексы тактических ПКР с 12-16 сверхзвуковыми ракетами. При невозможности обеспечить производство сверхзвуковых комплексов – ограничиться увеличенным количеством дозвуковых ПКР.
В качестве альтернативного решения, которое может сократить расходы на военно-морские силы без потери их ударной мощи, можно рассматривать вооружение частей береговой обороны ВМС Украины подвижными комплексами ПКР. Современный подвижный береговой ракетный комплекс позволяет контролировать территориальные воды на глубину до 150-300 км, защищать военно-морские базы, береговые объекты и участки побережья на десантно-опасных направлениях. Он обладает высокой мобильностью, необходимой мощностью и точностью поражения. Огневой залп комплекса может составить до 32-36 ракет с интервалом пуска не более 3 секунд, а учитывая максимальный боекомплект – до 64-72 ракет.
Мобильные комплексы ПКР способны с неожиданного для средств ПВО направления нанести точный и массированный удар по кораблям противника и за короткое время, изменив свою позицию, вновь быть готовыми к нанесению разящего удара. Время развертывания мобильного комплекса ПКР на новой позиции составляет 10 минут.
ПТАХИ МАДЯРА. Як полюють на російську піхоту? Бойове чергування з екіпажем FPV під Покровськом
Мирний план Трампа, який він пропонує Україні, суперечить як міжнародному праву, так і елементарній порядності Але для України чи інших західних союзників…
Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 26.04.2025 1. росіянам радять готуватися до нового підвищення податків через обвал…
Судячи з горіння срак Z-фашистів, знищення генерала Москалика добряче підірвало моральний дух окупантів. У них там повний розпач і "а…
Цього тижня в Світі з"явились додаткові дві гарячі точки, які додають загальної напруженості: Індія-Пакистан, Китай-Філіппіни. ІНДІЯ - ПАКИСТАН Дві ядерні…
Новости из США. Главное к концу недели. Суббота, 26 апреля 2025. Сегодня в выпуске: • «Трамп рассердился на путина!» -…