Категории: Украина

Французские вертолёты для Нацгвардии

Для НГУ отгружаются Н-225 от «Airbus», знаменитая «Super Puma» — 11-тонная тяжёлая машина с двумя двигателями, способная нести до 19 человек в обычной компоновке и до 25 — в плотной.

Радиус полёта с дополнительным баком у геликоптера достигает 935 км, расход топлива 670 кг в час. 2282 лошадиные силы в каждом из двигателей, цифровая система управления и самоконтроля, ротор, способный продолжать работу спустя 30-40 минут после подачи масла — это надёжный аппарат. С 10 тоннами грузоподъёмности «Н-225» «Super Puma» — один из лидеров в своём классе.

Геликоптеры, которые поставляются в Украину, были в эксплуатации у компании «CHC Helicopter» — крупного международного оператора, располагавшего 40 вертолётами Н225. Норвежская нефтяная и ветроэнергетическая компания «Equinor ASA» подрядила CHC Helicopter для обслуживания платформ в Северном море. 29 апреля 2016 года произошел отрыв несущего винта, падение и взрыв у острова Турей борта с номером HKS241 — все 13 человек на борту погибли. Расследование показало, что причиной аварии стало разрушение металла из-за микротрещины в коробке передач. Все полёты были остановлены, 80% флота Н-225 было отозвано, ротор получил замену узла — вертикальный вал с коническим колесом. Норвежцы в результате разбирательств отказались от сотрудничества с CHC Helicopter, идут судебные тяжбы за компенсации и срыв контракта по снабжению вышек. Несмотря на то, что в других странах «Н-225» «Super Puma» возобновили полёты, а военно-морские силы Франции и не прекращали их, партия в лизинге у норвежцев «зависла» на земле. Можно бесконечно пытаться развивать тему катастрофы, пока не вспомнишь, что только в РФ в текущем 2018 году разбилось 3 Ми-8 и попало в аварию ещё 3 — главное это не ошибка, а реакция на неё.

Средняя цена Н-225 «Super Puma» около 25 млн долларов, но борта с хранения продаются за 15,6 млн евро — таким образом, мы с достаточно  скромным бюджетом закрываем свои немалые потребности. Самая старая модель из наличия выпущена в 2009 году, самая молодая — в 2012-м. То есть, они в самом худшем случае на 19 лет моложе того, что в Украине на сегодня находится в строю. Перед продажей каждый борт пройдёт техническое обслуживание, получит замену изношенных узлов и гарантию на 1000 часов полёта. Чтобы понимать нагрузку, за 2017 год вся авиация НГУ налетала 1244 часа — выполнив под 2800 вылетов. Стоит учесть, что всего Украина закупает 21 штуку Н-225, а львиная доля пойдёт именно гвардии (борта в спасательном исполнении и пожарные геликоптеры достанутся ДСЧС).

Согласно контракту, последний борт мы получим в 2023 году или после последнего платежа. После получения этих машин НГУ станет способна перебросить батальон лёгкой пехоты в любую точку Украины, перевозить десятки тонн грузов и десятки раненых (по 3 носилок с 6 медиками в каждом), закрывать запросы армейской авиации по транспортным задачам и работать в небе в случае стихийных бедствий. Такие машины несут службу, помимо французских ВМС, ещё для нескольких милитарных и парамилитарных структур. В частности для Береговой охраны Японии заказали десяток геликоптеров, флоты Мексики и Аргентины используют Н-225 в своих операциях. Поисковые модификации работают в ВВС Тайваня, а патрульные — во Вьетнаме. Из примерно 600 Н-225 до 200 используют в армии и флоте. Модель пользуется популярностью в Китае — бюро общественной безопасности муниципалитета Гуанчжоу работает на «Супер Пумах».

Часто возникает вопрос — а почему приобретаются не военные модели? Например, Н-725 «Каракал» (армейский собрат нашего заказали бразильские ВВС). Почему Украина, ведя вялотекущую войну, закупает многоцелевые гражданские борта? Ответ лежит на поверхности — нам нужна транспортная авиация, а не ударные машины. Тот же «Каракал» вооружён неуправляемыми ракетами и орудиями в подвесных контейнерах, в некоторых случаях торпедами и противокорабельными ракетами. Без средств РЭБ, без специальных средств против РЛС, без вылетов по подавлению станций наведения отправлять вертолёты за 30 млн долларов за штуку под российские «Вербы» и «Панцири» — совершенно бессмысленное занятие. Они сгорят точно так же, как и бронированные и заточенные под действия над полем боя «крокодилы». Единственный шанс вернуться на аэродром — это работа из глубины и уход на низкой высоте, пуски «Барьеров», не выходя за линию соприкосновения, ведь непосредственно в боевых порядках средствами ПВО всё же не располагают.

Нужны ли эти опции в Национальной гвардии с учётом стоимости? Можем ли мы заказать пару самолётов ДРЛО, пару десятков вертолётов с РЭБ, оснастить каждый борт станциями подавления и обеспечивать до четверти всех вылетов, чтобы глушить ПВО противника — опираясь на данные по глубоким воздушным наступлениям последних лет? Честный ответ — нет. Состоянием на лето 2018 года — нет. Значит, нам нужно усиливать оперативные возможности транспортной авиации, чтобы дать возможность сухопутным частям эффективнее выполнять свои задачи в условиях, когда обе стороны не могут наносить бомбоштурмовые удары. Это не 2014 год, когда можно было высаживать десанты фактически на передовой — Карачун, первый бой за Донецкий аэропорт, Саур-Могила. Сейчас требуется системная работа по снабжению, переброскам в полосу ответственности сапёров, снайперов или противотанковых команд, быстрому наращиванию группировки НГУ в тактическом тылу для работы в адресах и контрдиверсионных мероприятий. Плюс вывоз в тыл раненых, пленных, ротации — в принципе, задач выше головы и без ударов неуправляемыми ракетами в зоне действия вражеской ПВО.

С началом проведения АТО на востоке Украины авиация НГУ активно выполняла поставленные задачи — первые вертолёты мелькали на блокпостах вокруг Славянска, в них загружали пленных со скрутками на руках с мешками на голове, обеспечивали высадку на гору Карачун и снабжение блоков вокруг города. Проводили машины НГУ и поисково-спасательные работы в окрестностях Славянска, когда пошли первые потери в авиации. Вывоз раненых и больных — тоже немаловажный кусок работы. А делали всё это аж два Ми-8МТ. Два, это не описка. Номер «24» и номер «16». Номер «16» — самый печально известный геликоптер в силовых структурах Украины. 29 мая он был сбит пуском переносной зенитно-ракетной установки после рейса на гору Карачун по доставке боеприпасов, воды и амуниции для гарнизона. Погиб генерал-майор Кульчицкий, экипаж Ми-8 МТ (полковник Сергей Бульдович и капитан Виктор Кравченко, чудом с тяжёлыми переломами и ожогами выжил капитан Александр Макеенко). Погибли майор Курилович, двое бойцов «Ягуара» и шесть бывшего «Беркута» из Ивано-Франковска.

Второй борт благополучно дожил до сих пор, что у него с ресурсом — сказать тяжело, хотя на фотографиях выглядит бодро и принимает участие в маневрах, неся блоки неуправляемых ракет. Состоянием на 2017 год на авиабазе Национальной гвардии Украины по штату должна быть эскадрилья в 20 геликоптеров. Всеми правдами и неправдами нам удалось нарастить это число до полудюжины аппаратов. В ход пошли поднятый «из травы» воздушный командный пункт, пара Ми8 МСБ-В, переделанных из пассажирских машин («27» и «15»), и Ми-8 под номером «14». Также был передан один МИ-8 МСБ в 2016-2017 годах и Ми-2 МСБ с неустановленными номерами. На 52 тысячи военнослужащих и 5 оперативных командований несколько маловато, как ни пытайся делать хорошую мину.

Даже если не брать непосредственно операции в зоне ООС, гвардия одновременно может усиливать свои подразделения в областях, где борются с незаконной добычей янтаря, снабжать бойцов, работающих у Приднестровья, перевозить или заниматься экстрадицией преступников, реагировать в случае террористических актов. Кроме того, НГУ активно натаскивают на общевойсковой бой — это в нашем случае аксиома. Не бывает внутренних войск, заточенных только под сохранение правопорядка, которым передают командно-штабные машины со спутниковой связью, десятки ПТРК, миномётов, придают роты танков. Помимо переброски спецов из «Веги» или сводных огневых групп со снайперскими винтовками, возможно, в перспективе понадобится передовое развертывание роты лёгкой пехоты, закрыть брешь в боевых порядках, перебросить тонны мин и снарядов для опорных пунктов, обеспечить санитарную эвакуацию — неделю за неделей, месяц за месяцем. И хотя мы все стремимся избежать подобного сценария, но рассматривать его обязаны.

Многие противопоставляют модернизированные МИ-8 МСБ-В французским машинам. Но мы бы акцентировали внимание на том, что способные нести неуправляемые ракета и ПТРК «Барьер» вертолёты МИ-8 будут по мере модернизации переходить в армейскую авиацию или выполнять задачи, связанные с БШУ и противодействием противника, пока машины от «Airbus» будут выстраивать систему, связанную с транспортировкой, гражданской безопасностью и усилением оперативной способности гвардии. В стране протяжённостью в 1300 км с запада на восток (напоминаем, что это линия от центра Венгрии, сквозь Австрию и Германию до Парижа) найдётся работа и тем, и другим.

Последние новости

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 09.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 09.05.2024 1. Україні варто продовжувати бити по російських НПЗ. - Атаки…

1 час назад

Зеленський призначив командувачем ССО Олександра Трепака

Президент Володимир Зеленський звільнив Сергія Лупанчука з посади посади командувача Сил спеціальних операцій ЗСУ і призначив на цю посаду Героя…

7 часов назад

Щодо звільнення Кубракова

Мене зараз постійно просять про коментар щодо звільнення Кубракова (оскільки я багато років пишу про корупцію в будівництві). Але я…

7 часов назад

Минулої доби російські окупанти обстріляли 14 населених пунктів Херсонщини

Протягом минулої доби російські загарбники завдали ударів по населенню Велетенського, Кізомису, Станіслава, Інженерного. Понятівки, Садового, Антонівки, Білозерки, Берислава, Михайлівки, Миколаївки,…

15 часов назад