Категории: ВПК

Береговая оборона Украины — корветы»Ада»

После учений РФ на мысе Опук, когда Москва притащила в Причерноморье БДК “Ропуха” с Балтийского и Северного флотов, батальон морской пехоты с Каспия и минимум 3 БТГ ВДВ, снова стал в СМИ на повестку дня вопрос.

Чем Украина планирует купировать растущую угрозу в Причерноморье?

Особенно если помнить, что только у ЧФ РФ 15 носителей крылатых ракет, а в одной волне с промежутком в 36 часов россияне способны высадить 4 батальонно-тактических группы десанта.

Нельзя сказать, что работы не ведутся.

В обозримом будущем это 3 дивизиона ПКР “Нептун”, первый из которых планируется сдать до 2022 года.18 пусковых установок, 216 возимого запаса Р-360.

Плюс чисто береговая компонента — 2 дивизиона “Ураганов” 32-го реап; стрельбовая батарея “Точек”, работающая в интересах оперативного командования “Юг”; «Гиацинты»; десяток “Смерчей”.

К ним активно производятся ракеты — только “короткой” версии на 70 км. “Ольхи” планировалось 400 штук, также ведется программа “Тайфун-2” для 220 мм. «реакторов».

20 катеров “Осеа” для Морохраны — корпус первого уже заложен во Франции, идет локализация производства на верфи “Нибулон”, первый корабль будет сдан в 4 квартале этого года.

5 “Айлендов” и минимум 8 “Mark VI” из США. 8 ракетных катеров из Британии. 8 “Гюрза-М” и 3 “Кентавра”. Отечественные катера в полном составе будут тащить службу на Азовском море, часть “Mark VI” очевидно тоже. Также проведут закупки тральщиков из наличия стран Альянса в лизинг.

Опцион на Bayraktar TB2 для ВМСУ — скорее всего, новая серия Д или “горбатые” аппараты, снабженные аппаратурой SATCOM (с повышенным боевым радиусом, практическим потолком и автономностью в воздухе). Комплекта 3 должно достаться ВМСУ, уже идут методические сборы с офицерами и подготовка к приему.

Ну и турецкие корветы “Ада” по программе MILGEM (Milli Gemi — Национальный корабль). Предварительно серия из 4 судов.

Планируется цикл постов, по каждому из элементов этой мозаики обороны побережья, но начнем с корветов.

Корвет “Ада” («Остров»)— 99-метровый литоральный боевой корабль водоизмещением в 2400 тонн. Основная его задача в турецких ВМС — борьба с подлодками. Ибо на Черном море против Турции оперирует 7 “Варшавянок” РФ. В Средиземном случаются трения с Израилем, у которого планируется развернуть 6 “Дельфинов” немецкой постройки. И у Греции 8 немецких тип 209-214 в строю и еще 3 заложены на верфях.

В общем, даже второй флот Альянса должен реагировать, имея соседей с широкой возможностью подводной войны.

Но Турция не насколько богата, чтобы строить чисто узкие противолодочные суда. Поэтому “Ада” может работать ПКР, выполнять функции разведки и сопровождения судов, поддерживать радиус безопасности в 10 км против воздушных атак при помощи ПВО “Рэм”.

Геликоптер “Морской ястреб” S-70B на борту это отличное средство против подлодок и беспилотных подводных аппаратов разминирования. На выбор торпеды, буи для обнаружения, глубинные бомбы, но есть возможность снаряжения ПКР.

Максимально широкие задачи и тактическая гибкость. .

Не так давно с корвета “Ада” испытали турецкую ПКР Atmaca, национальную ракету с боевым радиусом в 220 км, уничтожив цель в виде судна-мишени. Таким образом, Анкара избавилась от зависимости от импорта американских “Гарпунов”. Торпеды “Мк-46” в двух аппаратах на борту изначально оружие против подлодок, но 5-ой модификации могут поражать надводные суда.

В общем, корабль широко профиля — несколько хуже чем специализированный, но зато тактически гибкий. Тем более, для ВМС Пакистана строится не только 99-метровый корвет, но и более тяжело вооруженные фрегаты — с китайской системой ПВО под 16 модулей для пуска на носу, которая обеспечит защиту в радиусе 75 км.

Опять же, есть в портфолио у той же верфи, где будут производиться корабли для Украины, фрегат типа “Стамбул” — 113 метров, 3000 тонн водоизмещения, более мощное ПВО, чем базовый “Рэм”. Так что любой каприз за деньги заказчика. Благо Анкара входит в десятку производителей военных судов на планете.

50% корабля изготовят в Стамбуле, 50% на заводе “Океан” в Николаеве. Контракт должен был быть подписан в апреле 2021 года, но в СМИ пока тишина. Хотя на предприятии началась модернизация гермозатвора сухого дока — варят 800 тонные ворота, работы планировались еще в 2020 году, возможно это тоже косвенный звоночек.

На головной корвет проекта планируется потратить 3.8 млрд. гривен в 2021 году — 137 млн. долларов. Это в итоге меньше из расчета на 1 корабль, чем серия для Карачи — пакистанцы потратили почти миллиард долларов.

Но у нас планируется большая степень локализации. Например, немецкая силовая установка от Renk AG будет только в 1 экземпляре, дальше турбины от “Зоря-Машпроект”.

Электроника в основном турецкая, кроме итальянского гидролокатора — система автоматического пожаротушения, система ведения сетецентрических боевых действий ADVENT COMBAT, электронные карты с навигацией со спутника ECPINS.

Да, Турция производит современную электронику, хотя четверть века назад осваивала отверточную сборку авто и шила джинсы.

В связке с технологиями малозаметности, полимерными материалами корпуса, системой перехвата торпед и прочим фаршем, Пакистан заявляет, что это будет самый современный корабль в его флоте.

Справедливо это будет и для Украины.

Задачи в принципе те же — борьба с подлодками и защита экономической зоны. Значительная доля ВВП Пакистана (8%) — перевалка через порты Карачи и Гвадар, например, текстиля, который занимает 60% экспорта страны. В регионе, где у вероятного противника Индии, сильно развит подводный флот.

Перевалка металла и зерна через Черноморские порты — критически важный для безопасности Украины коридор, 80% нашего экспорта это море.

ПКР “Нептун” и москитный флот это важный этап, но не дать заблокировать экспорт в “голубой воде” могут только корабли океанской и морской зоны с авиацией на борту.

Вместо с ракетными катерами и тральщиками они сформируют тактическую группу, способную выполнять самые разные задачи.

24 месяца на производство, ходовые и прочие испытания, обучение экипажей — начинать резку металла лучше в 2021. Тогда есть шанс через года 3-3.5 получить тактически гибкий боевой корабль способный как бороться с подлодками, так и с носителями высокоточного оружия вероятного противника в Причерноморье.

Как раз аккурат к тому времени, когда при помощи москитного флота, ПКР и ударных БПЛА мы закончим с зоной безопасности на “бурой воде”. Сможем ли мы локализовать производство корветов в Украине или это будет очередной долгострой, станет понятно всего через несколько месяцев.

Кирилл Данильченко

Последние новости

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 03.05.2025

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 03.05.2025 1. росія — світовий лідер за кількістю санкцій. - З…

11 часов назад

«Птахи Мадяра» відзвітувалися за свою роботу у квітні ВІДЕО

За словами комбрига 414 обр ПМ, в середньому на знищення одного "йоблика" витрачалося 24 хвилини. А якщо стисло, результати бригади…

11 часов назад

Війська РФ окупували Зелене Поле та просунулися біля Нового і Новомихайлівки

Війська РФ окупували Зелене Поле на Донеччині та просунулися біля двох населених пунктів у Лиманській громаді. Про це повідомили аналітики проєкту DeepState.…

11 часов назад

​​ХТО ВИГРАВ ДРУГУ СВІТОВУ?

Президент США Дональд Трамп оголосив про намір святкувати 8 травня як День перемоги у Другій Світовій війні і заявив що…

12 часов назад

Александр Кушнарь: Морские дроны ВСУ сбили два истребителя РФ

 Фото морського дрона Magura 7 з ракетами AIM-9M. Фото: Naval News  

12 часов назад

Новости из США. 3 мая 2025

Новости из США. Главное к концу недели. Суббота, 3 мая 2025. Сегодня в выпуске: • Соглашение «о минералах»: что здесь…

12 часов назад