Финансово-экономический кризис давит на Европу все более ощутимо. Даже самые стабильные государства, вроде ФРГ, все ниже пригибаются под этим ураганом. Эксперты, которые еще полгода назад предсказывали европейцам блестящее будущее и стабильный экономический рост на десять лет, торопятся перещеголять друг друга в мрачных прогнозах. К примеру, в той же Германии, по официальному прогнозу, рост валового национального продукта должен был снизиться в 2009 году до 1%. Затем прогноз скорректировали до 0%, потом – до —2%. Теперь уже осторожно поговаривают о -5%. При этом треть немецких компаний намерены в ближайшем будущем сокращать рабочие места.
Во Франции дела идут еще хуже – здесь отрицательный рост экономики, согласно выкладкам независимых институтов, может достигнуть 7%. О Великобритании и говорить не приходится: по Соединенному королевству кризис ударил, пожалуй, сильнее, чем по любой другой из развитых стран Западной Европы. Неудивительно, что когда гигантам «большой семерки» приходится так туго, слабые в экономическом отношении восточно- и южно-европейские государства прямо говорят о банкротстве и просят помощи у тех, кто сильнее.
Уж в чем-чем, а в просьбах и призывах перед саммитом недостатка не было. В первую очередь, лидеры государств и правительств умоляли друг друга расчистить путь для новых общих правил финансового рынка. «Нам необходима новая глобальная финансовая архитектура, которая была бы прозрачна для контроля», – говорила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Проблема, однако, в том, что это самое единство любо далеко не всем. Для многих европейских стран «новые правила» означают в лучшем случае – «каждый за себя» (Франция, Испания и Италия), а в худшем – «все должны нам помочь» (Польша и Великобритания). С единством сегодня в Европе туго.
Трехчасовый «рабочий обед», который прописали себе лидеры 27 стран ЕС в воскресенье в Брюсселе, был явно неудобоварим для их желудков. Финансовая дисциплина, надзор за банковскими учреждениями, пакеты помощи ценою в десятки миллиардов евро, спасение автомобильной промышленности… Похоже, что рецепта, который соответствовал бы вкусам всех собравшихся, попросту не существует. Результат: все больше европейских стран в последнее время пытаются состряпать собственное национальное блюдо под названием «выход из кризиса».
Руководитель чешского правительства и нынешний председатель Евросовета Мирек Тополанек отчаянно призывал «поваров» составить общее меню: «Кризис ударил по всем нам без исключения, – увещевал он. – Преодолеть его мы сможем только общими силами, координируя действия каждой страны и не перебегая друг другу дорогу. Поэтому все меры, принимаемые на национальном уровне, должны уважать общие интересы и быть согласованы друг с другом».
Прекрасные слова, которым, похоже, не суждено быть услышанными. По крайней мере, последние «рецепты» некоторых стран Евросоюза явно в состоянии привести к серьезному расстройству «общеевропейского желудка». Таковы, например, протекционистские меры, которые готовятся применить Франция, Испания и Италия, спасая автопроизводителей: миллиардные пакеты помощи, возвращение сборочных цехов и целых фабрик из Восточной Европы «домой» (чтобы обеспечить рабочие места «своим»), денежные премии покупателям отечественных автомобилей. Все это, в самом деле, может привести к расколу Евросоюза на богатых и бедных, больших и маленьких, членов «старой» и «новой» Европы. Намечается та самая «Европа двух скоростей», которую с достойным лучшего применения энтузиазмом провозглашал три года назад Герхард Шредер. Такая Европа уже не будет Евросоюзом, известным сегодня.
Естественно, первыми и более других при таком сценарии проиграют восточноевропейские страны. Вот почему их лидеры перед «рабочим обедом» с западными коллегами решили собраться дополнительно в узком кругу на своеобразный «мини-саммит». Среди бывших соцстран особенно пострадали от кризиса Венгрия и Латвия.
Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань, упражнявшийся не так давно в антиевропейской риторике, вот уже несколько недель требует от членов ЕС большей солидарности с Восточной Европой (точнее, с Венгрией, поскольку остальные восточноевропейские страны нужны для массовки). «В эти тяжелые времена стало совершенно очевидно, – заявил он, – что защитить лишь отдельные части Евросоюза совершенно невозможно. Сегодня мы все взаимосвязаны. Чтобы добиться стабильности, нам придется принимать меры, которые будут касаться всех стран и всех сегментов рынка – независимо от того, входят они в еврозону или нет».
Дюрчань, как и лидеры других восточноевропейских стран, не слишком акцентирует внимание на предлагаемой Германией системе прозрачности финансового рынка. Их послание гласит: дайте нам денег на спасение, а насчет контроля – там видно будет. Когда-нибудь. Восточноевропейские руководители впали в крайность, противоположную той, до которой дошли лидеры стран Южной Европы – Франции, Испании и Италии. Если последние желают помогать лишь себе и никому другому, то венгры, поляки, прибалты и другие «новички», напротив, требуют поддержки без каких-либо гарантий со своей стороны.
Посреди них оказались две страны. Это Германия, где канцлер с истинно немецкой основательностью внушает: помогать нужно всем, но и всех при этом проверять, и Чехия. Премьер Тополанек стал «посредником» по долгу службы. Его страна председательствует в эти нелегкие дни в Европе.
Именно Тополанек предостерег развоевавшихся европейских «восточников» и «западников» от того, чтобы те забыли: речь должна идти о прозрачности и эффективном контроле в финансовом секторе. Поддержку он получил и от Еврокомиссии. Ее президент Жозе Мануэл Баррозу еще в середине недели напомнил о том, что именно безответственные действия представителей некоторых экономических секторов, собственно, и спровоцировали нынешний кризис: «Рабочие, служащие, люди, производящие реальные материальные ценности, а также их семьи, страдают сегодня от того, что какие-то финансовые боссы просчитались в своих «пирамидах» и ухватили большие куски, чем смогли прожевать. Теперь граждане Евросоюза ожидают от нас не ссор и перебранок по поводу того, кто больше всех виноват, а кто больше всех достоин помощи. Чего они ждут, так это изменения правил игры таким образом, чтобы их судьбы и их благосостояние не зависели больше от просчетов или спекулятивных амбиций «игроков». И мы просто не можем их оставить в подвешенном состоянии – это чревато настоящей катастрофой, по сравнению с которой кризис покажется легкими неприятностями».
Как обычно – золотые слова, к которым стоило бы прислушаться, да только надежды на это маловато. Европейским лидерам не мешало бы найти общий язык до того момента, как 2 апреля в Лондоне соберутся страны «двадцатки». Способны ли они на такой подвиг?
Борис Альтнер
Всім привіт! Ось і перший огляд у травні цього року. Як це часто буває, це був тиждень заявленого та сприйнятого,…
Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 06.05.2025 1. Рублева ціна російської нафти вперше за два роки впала…
На Донецькому напрямку ворог почав активно застосовувати водолазів для проникнення ДРГ в тил силам оборони України. Так сьогодні була виявлена…
Перспективна модель Збройних Сил України, яку розробили наприкінці літа 2022 року, передбачала ієрархію корпус-дивізія-бригада у Сухопутних військах. Про це в…
Поки влада бадьоро бреше про «перемогу» у Вашингтоні, реальність виглядає куди темнішою. За лаштунками підписаної "Угоди про надра" – масштабна…