Категории: Политика

О тайном ордене чекистов, или Конгрессмены обсуждают русский вопрос

Именно это, главным образом, и интересовало членов Комитета по иностранным делам Палаты представителей, принявших в минувшую среду, 25 февраля, участие в слушаниях под красноречивым названием «Россия и США: от соперничества к сотрудничеству».

Как заявил недавно вице-президент США Джо Байден, в отношениях между Москвой и Западом наметились опасные тенденции, и это делает необходимой ту самую «перезагрузку», сущность которой вице-президент раскрыл с предельной ясностью: начать с чистого листа.

Уже не раз отмечалось, что, с точки зрения новой администрации, Россия не входит в список стран, признанных «приоритетными». Дело за малым: двигаясь по приоритетным маршрутам, Москву не объехать. Как признал, открывая слушания, председатель комитета Говард Берман, это касается и афганского, и иранского направлений американской внешней политики.

Тем временем из Москвы поступают противоречивые сигналы. Солидаризируясь с миссией НАТО в Афганистане, российское руководство, как выразился один московский аналитик, явно «поспособствовало» закрытию американской военно-воздушной базы в Манасе, игравшей ключевую роль в афганской кампании.

Чего же хочет Россия?

Андрей ИлларионовАндрей Илларионов
Андрей Илларионов

По традиции, вопрос этот был обращен к так называемым «свидетелям» – приглашенным на слушания специалистам, среди которых на сей раз были профессор Колумбийского университета Роберт Легволд, сотрудник Института Брукингса Стивен Пайфер (в прошлом – посол США в Украине) и бывший советник президента России по экономическим вопросам, а ныне сотрудник вашингтонского Института Катона, Андрей Илларионов.

Выступая перед конгрессменами, Роберт Легволд не избегал острых углов. Признав, что в последние годы Россия не раз оказывалась виновной в «односторонних, а подчас и в незаконных действиях», он подчеркнул и другое: в США есть круги, где сама идея сотрудничества с Москвой воспринимается как опасная иллюзия.

Ставки, однако, слишком высоки: на российской территории находится 30 процентов мировых запасов газа. Сотрудничеству, стало быть, нет альтернативы; 16 лет назад состоялась первая встреча Билла Клинтона с Борисом Ельциным, и у администрации Обамы есть прекрасный повод выступить с новыми инициативами в области американо-российских отношений.

Стивен Пайфер

К чему, однако, стремится российская сторона? Опытный дипломат, Стивен Пайфер попытался ответить на этот вопрос, напомнив об очевидном: Россия хочет развить свою собственную политико-экономическую систему («управляемую демократию»), не подвергаясь при этом критике со стороны Запада. Кроме того, Москве нужна собственная сфера влияния – в первую очередь на постсоветском пространстве. Демократические свободы – острый вопрос для нынешних российских руководителей, признал Пайфер. 

Не следует, однако, забывать, что в сегодняшней России люди чувствуют себя свободнее, чем некогда в СССР. Поэтому ее необходимо «вовлечь» (engage) – и лучшим способом для этого станет заключение нового договора о стратегических вооружениях, позволяющих каждой стороне иметь не более 1000 боеголовок.

Отвечать на вопрос, чего хочет Россия, пришлось и Андрею Илларионову, и бывший экономический советник оказался единственным участником слушаний, внесшим очевидное, казалось бы, уточнение: одно дело – планы кремлевского руководства и совсем другое – интересы российского народа. О том, что представляет собой первое и в каких отношениях оно находится со вторым – а заодно и со всем мировым сообществом — и шла речь в выступлении бывшего сановника.

По словам Илларионова, правящую касту нынешней России составляет корпорация, или орден, объединяющий представителей спецслужб – от ФСБ (наследницы КГБ) до Службы внешней разведки. С приходом к власти Владимира Путина началось массовое проникновение сотрудников тайной полиции на ответственные государственные посты. По данным известного социолога Ольги Крыштановской, из 1016 высших должностей в российском руководстве 77 процентов занимают люди, так или иначе связанные со спецслужбами. Результат налицо: под контролем «правоохранительных органов» оказался бизнес, а свобода прессы давно канула в прошлое.

Выборы превратились в фикцию, оппозиция разобщена и маргинализирована, а опыт Чечни, Ингушетии и других кавказских регионов наглядно свидетельствует о том, что террор рассматривается правящей элитой как вполне допустимое средство управления страной.

Дмитрий Медведев и Владимир Путин

«Газовые войны» с соседними республиками (с Белоруссией в 2004 году и с Украиной – в 2009), а также августовский вооруженный конфликт с Грузией, неопровержимо доказывают, что насилие стало нормой и в поведении московских властей на всем постсоветском пространстве.

Что же за система сформировалась в сегодняшней России?

По мнению Андрея Илларионова, она уникальна, поскольку правящая клика не представляет собой ни семьи, ни военной хунты, ни этнической группы. Речь идет о монополизации власти своеобразной корпорацией, объединяющей сотрудников спецслужб. Но главное: цели ее агрессивны, и планируемая перезагрузка» российско-американских отношений будет означать не что иное, как полную сдачу позиций чекистским баронам. Собственно, курс, проводимый Западом по отношению к Москве в последние годы, трудно охарактеризовать иначе, как политику «умиротворения». Зловещих мюнхенских аналогий становится избежать все труднее – и в частности потому, что капитулянтство западного сообщества лишает последней поддержки приверженцев демократии в России.

С исторической точки зрения, в рассуждениях Андрея Илларионова нетрудно заметить непоследовательность: подчеркивая уникальность нынешнего чекистского режима в Москве, он, в то же время, проводит и параллели: от Гестапо до тайной полиции «Савак» в шахском Иране. Этот список можно продолжить: история изобилует примерами авторитарных режимов, в которых ключевую роль играли неформальные, а порой и тайные организации: достаточно вспомнить хотя бы «Брудербонд», манипулировавший политическими назначениями в ЮАР в годы апартеида. Вопрос в другом: западный мир вовсе не обязательно воспринимает подобные режимы как угрозу. Что же не заладилось с Россией?

На этот вопрос – уже не в рамках слушаний — хорошо ответил живущий в США российский социолог Владимир Шляпентох. По его словам, «многие эксперты гадают сегодня о том, какие внешнеполитические действия Соединённых Штатов способны сделать Россию более лояльной к Западу. Чего они не понимают, так этого того, что антизападная и антиамериканская идеология необходима для внутренних нужд Кремля, а потому никакие внешнеполитические акции могут существенно изменить ситуацию.

В течение восьми лет Путин сделал буквально всё, чтобы каждую соседнюю страну превратить во врага. И все потому, что в этом видится средство легитимации режима, особенно после того, как в стране наступила определённая стабильность, но в то же время практически ликвидированы все демократические институты. В этих условиях антизападная идеология, и особенно антиамериканская, жизненно необходимы для Кремля».

Легкой «перезагрузки», таким образом, ожидать не приходится.

Алексей Пименов

Последние новости

Зеленський ввів санкції проти колишнього радника Єрмака

Президент Володимир Зеленський ввів у дію рішення РНБО про застосування санкцій проти низки фізичних та юридичних осіб. Зокрема під них…

3 часа назад

Угода між Україною та США про копалини охоплює 57 мінералів

Підписана між Україною та США угода про корисні копалини охоплює 57 видів мінералів і встановлює політичні рамки двосторонньої співпраці. Про це повідомляє…

14 часов назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 01.05.25

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 01.05.25 орієнтовно склали / The estimated total combat losses of the enemy from…

14 часов назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 29.04.2025

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 29.04.2025 1. росія збільшує військові витрати, але ціною тотального зубожіння. -…

2 дня назад

Росіяни окупували Суху Балку та просунулись біля ще трьох населених пунктів

Росіяни окупували Суху Балку поблизу Нью-Йорка та просунулись біля ще трьох населених пунктів на Донеччині. Про це пишуть DeepState. "Ворог окупував Суху…

2 дня назад

Загальні бойові втрати ворога з 24.02.22 по 30.04.25

Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 30.04.25 орієнтовно склали / The estimated total combat losses of the enemy from…

2 дня назад