Від 1 січня 2016 року, коли Росія припинила дію угоди про вільну торгівлю з Україною та запровадила заборону на ввезення харчів та сировини з України, Казахстан змушений шукати нові способи імпорту українських товарів.
Казахстан не має спільного кордону із Україною і тепер потерпає через обмеження у торгівлі між Росією та Україною
У перший день нового року Володимир Путін підписав указ про транзитні перевезення вантажів з України до Казахстану. Згідно з ним українські вантажі можна перевозити через територію Росії, лише якщо їх відправили з Білорусі. Казахстан продовжує шукати інші шляхи доставки вантажів з України.
За повідомленням інформаційної агенції "Новини-Казахстан", у міністерстві фінансів Казахстану нині опрацьовують питання із Федеральною митною службою Росії про безперешкодний проїзд для транзитних вантажів з України до Казахстану.
Російська сторона вже повідомила Казахстан, що однією з умов безперешкодного проїзду для вантажівок буде надання російській стороні контрактів компаній Казахстану із українськими контрагентами. Крім того, усі автоперевезення товарів з України мають відбуватися із супроводом від ФМС РФ.
В Україні розробляють альтернативний маршрут доставки товарів за маршрутом Грузія-Азербайджан-Казахстан-Китай.
"Даний маршрут є новим напрямом "Шовкового шляху" та альтернативою, яка дозволить перенаправити вантажопотоки у східному напрямку в обхід території Росії", — повідомляє прес-служба міністерства інфраструктури України. Маршрут включатиме дві поромні переправи: Іллічівськ-Батумі у Чорному морі та Алят-Актау-Порт у Каспійському морі.
У міністерстві також відзначають, що для того, аби зробити новий контейнерний маршрут привабливим для споживачів, "були узгоджені технологія, прискорені терміни доставки, тарифні умови, визначені оператори поїзду". Перший демонстраційний рейс має стартувати 15 січня.
P.S.
15 января из Ильичевска (Одесская область) отправится демонстрационный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай. Маршрут проложен через Каспийское и Черное моря.
Об этом сообщила пресс-служба Министерства инфраструктуры.
Известно, что это новое направление «Шелкового пути» и альтернатива, которая позволит направить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России.
«Он (маршрут) включает в себя паромные переправы Черного и Каспийского морей (Ильичевск — Батуми и Алят — Актау-Порт) и должен стать конкурентным в сравнении с традиционным сухопутным маршрутом», — объяснили в Мининфрастурктуры.
В ведомстве подчеркнули, что возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута были презентованы еще в 2015. Тогда же Украина была включена в Великий шелковый путь.
Отмечу, что в декабре прошлого года первый поезд, отправленный в рамках нового «Шелкового пути» по территории Казахстана и Азербайджана в обход России, прибыл из Китая в Грузию.
Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили встретил тогда состав на станции Тбилиси-Централь. «Я рад, что символически наш поезд украшен флагами Грузии, Азербайджана, Турции, Казахстана и ЕС. Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8-10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3-5 дней — в разных странах Европы», — заявил премьер.
Гарибашвили отметил, что до сегодняшнего дня транспортировка грузов из Китая в Европу осуществлялась морским путем. На это уходило около 40 дней. По его словам, перевозки станут значительно короче и дешевле благодаря сотрудничеству стран, которые расположены вдоль «Шелкового пути». Речь идет о маршруте через Казахстан, Азербайджан и Грузию в обход России.
Двигающийся по «Шелковому пути» поезд не попадает на территорию России, поскольку в казахстанском городе Актау переезжает на открытую в 2014 году паромную переправу и спустя 12 часов оказывается в азербайджанском порту Алят на другой стороне Каспийского моря.
В Грузии поезд добирается до порта Поти, откуда при помощи переправы по Черному морю попадает в Турцию или в Украину.
В феврале прошлого года в Китае сформировали Фонд «Шелкового пути» объемом $40 млрд. Его средства направят на финансирование инфраструктурных проектов в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Напомню, Министерство инфраструктуры Украины заявило в понедельник, 4 января, что решение российской стороны об ограничении транзита украинских товаров и несогласованная квота разрешений на перевозки на 2016 год привели к полной остановке автомобильных перевозок между странами.
Подключение Украины к «Шелковому пути» поможет решить эту проблему, возникшую по вине России. Россия же понесет убытки.