«Броня» для АТО: бронированные «КрАЗы» от народных депутатов

116

 Народные депутаты Украины Татьяна Донец и Денис Дзензерский решили за собственные средства забронировать два грузовых автомобиля «КрАЗ» для Национальной гвардии. Оба «КраЗа» доставлены на мощности НПО «Практика», где уже ведутся работы по их бронированию.

Как мы сообщали ранее, специалисты НПО «Практика» выполнили работы по бронированию военного автомобиля КАМАЗ 43114-15 для Госпогранслужбы Украины, для действий в зоне АТО, т.е. на участках госграницы с Россией в Луганской и Донецкой областях. Переданный пограничникам «КамАЗ» был забронирован по 4 классу защиты, оборудован бойницами и оснащен пулестойкими стеклами на окна. Также НПО «Практика» имеет опыт бронирования для Госпогранслужбы Украины автомобилей Land Rover Defender.

Нынешний заказ по бронированию «КраЗов» привлекает внимание тем, что вполне мог бы стать началом широкомасштабной акции по поддержке народными депутатами наших силовиков, сражающихся за единство Украины на востоке страны. А что, название акции "От каждого депутата броневик для украинского солдата" звучит очень даже неплохо. Будем надеяться, что патриотический и сверхактуальный шаг по «броневой» помощи силам АТО, который сделали народные депутаты Татьяна Донец и Денис Дзензерский, будет не только высоко оценен в обществе, но и найдет отклик в среде их коллег-парламентариев.

При этом, как указывают представители НПО «Практика», сегодня в Украине хватает производителей, которые могли бы поставить производство «ган-траков» для сил АТО на поток, причем за сравнительно небольшие средства – и без посредников и различных наценок. Некоторые из них, специализирующиеся на выпуске бронетехники, могут бронировать по сотне автомобилей в месяц, некоторые – до десятка. Потому совместными усилиями решить проблемы острой нехватки бронированных транспортных средств в зоне АТО можно было бы в очень сжатые сроки.

Напомним, что процесс бронирования военной автомобильной техники в условиях современных конфликтов давно получил широкое распространение в армиях многих стран мира. Соседняя Россия, проводящая сегодня агрессию против Украины в формате «гибридной войны», в 90-е годы для боевых действий в Чечне выпускала бронированный Урал «Федерал», а в настоящее время производит бронированный Урал-4320-ВВ для МВД России. Подобную технику давно активно используют и в армиях других стран. И нашим военным приходится сегодня испытывать острую нехватку подобной техники, которая позволяет в условиях «малой войны» безопасно перевозить личный состав и грузы, тогда как «боевая» бронетехника в виде БМП и БТР приспособлена в основном лишь для перевозки штатных подразделений и их огневой поддержки.

На фото: бронирование «КрАЗа» для сил АТО по заказу народных депутатов Украины

P.S. Мы отмечали, что нынешняя поставка в войска новейших украинских БТР-3 и БТР-4, а также ББМ «Дозор-Б» крайне важны, но не решают полностью проблему. Мировой опыт показывает, что бронетранспортеры (как и боевые машины пехоты), при всех попытках сделать их многоцелевыми боевыми бронированными машинами (ББМ), все же «заточены» под основную задачу – доставку личного состава к месту боевых действий и огневую поддержку пехоты.

Украинский «ган-трак» на базе автомобиля «КрАЗ» (фото производителя)

Эвакуация раненых; подвоз боеприпасов, медикаментов, продовольствия, горюче-смазочных материалов (ГСМ) к блок-постам и позициям войск; перевозка персонала не из состава штатных механизированных (мотострелковых, пехотных) подразделений и решение прочих задач логистики в зоне боевых действий с помощью такой техники весьма затруднены. Тогда как в условиях антитеррористических (контртеррористических) операций, партизанской и других форм т.н. «малой» войны (а именно они получают сегодня в мире наибольшее распространение), а также «изобретенной» ныне Россией «гибридной войны», которую она ведет против Украины, особую актуальность имеет именно вопрос эффективного и безопасного обеспечения подразделений в зоне боевых действий.

Постоянный рост потребности в транспортных средствах для решения задач логистики можно проиллюстрировать такими цифрами, предоставляемыми исследователями. В годы Первой мировой войны суточный расход всех видов материальных средств на одного солдата составлял 6 килограммов, во Второй мировой — 20 кг, в локальных войнах 1970—1980-х годов — 90 кг, в войне в Персидском заливе в 1991 году — 110 килограммов (не считая доставки воды). В России в 1999 году вес только лишь боекомплекта, ежедневно необходимого группировке российских карательных войск в Дагестане, составлял 1 300 тонн. А плюс медикаменты, продовольствие, аммуниция и снаряжение, оружие, ГСМ, средства технического обслуживания и ремонта вооружения и техники…

Выполнение этих задач требует наличия бронированного автотранспорта, способного перевозить грузы и личный состав в условиях, когда фактически в любую минуту на транспорт или колонну может быть совершено вооруженное нападение. Такой транспорт давно существует и развивается как отдельное направление военного автотранспорта в армиях различных стран мира.

Собственно, бронирование «гражданских» автомобилей и автобусов военными началось еще в годы Первой мировой войны. Но в первые десятилетия этого процесса такое бронирование осуществлялось в основном из-за нехватки «штатной» бронетехники пехотных подразделений, с целью создать импровизированные бронетранспортеры. И только в 60-х гг прошлого века бронированные автомобили возникли как отдельное направление развития военного автотранспорта, предназначенное именно для выполнения задач логистики в ходе боевых действий без четкой линии фронта.

Война США во Вьетнаме и подарила миру такой термин, как «gun truck» («вооруженный грузовой автомобиль»). Опять-таки, «ган-траками» назывались как автомобили, оснащенные вооружением и броней в качестве импровизированных ББМ огневой поддержки, так и бронированный транспорт для перевозки грузов в условиях частых нападений партизанских отрядов.

Изначально Транспортный корпус армии США (United States Army Transportation Corps — USATC) применял для защиты колонн логистики (т.н. «усиленные конвои») 2,5-тонные грузовики, защищенные мешками с песком, и с установленным вооружением. Позже мешки с песком сменило бронирование. Установка его, например, на армейский грузовик M54, дало жизнь «ган-траку» под названием «Eve of Destruction» («Канун разрушения»).

Если во Вьетнаме бронированные грузовики использовались в основном опять-таки в качестве замены БТР и мобильных бронированных огневых точек, для усиления защиты конвоев, то начавшаяся в 2003 году война в Ираке принудила американцев создать «ган-трак» как «полноценный» бронированный автомобильный грузовой транспорт для перевозки грузов. Здесь на первое место вышла броня, защищающая экипаж и перевозимый персонал, а также грузы, а огневая мощь отошла на второй план – предоставив обеспечивать ею «специализированные» ББМ, сопровождающие конвои.

Основой для «иракского» варианта «ган-траков» стали американские армейские пятитонные грузовики M939, бронировать которые начали летом 2003 г. А весной 2004 года возникла первая рота «ган-траков» — 518-я транспортная рота. В ее составе изначально было 5 грузовиков M939, которые были бронированы в полевых условиях и оснащены 12,7-мм пулемётами Браунинг М2.

Позже в США на уровне Конгресса был рассмотрен вопрос о начале прозводства «стандартизированных» «ган-траков» силами оборонной промышленности. В частности, был разработан бронированный корпус «Hunter Box» для установки на грузовики M939. Корпус бронирован с помощью броневой стали и композиционных материалов, оснащен пуленепробиваемыми стеклами, с возможностью установки от 2 до 4 пулеметов (7,62-мм пулемётов M60 и 12,7-мм пулемётов Браунинг M2). Также были разработаны комплекты для бронирования кабины водителя и противоминной днищевой защиты машин серии M939.

Комплекты бронирования грузовиков M939 производятся сразу несколькими предприятиями на территории США. Сами «ган-траки» получили широкое распространение в Ираке, а затем – и в контингенте американских войск в составе миссии ISAF в Афганистане. В условиях «малой войны» их необходимость на сегодняшний день признана военными несомненной.

Кстати, как свидетельствуют координаторы группы «ИС», проходившие службу в украинском контингенте в Ираке, украинскими военными в полевых условиях также было изготовлено несколько «ган-траков» на базе армейских «Уралов» (см. фото). Правда, не для собственных нужд (логистикой всех контингентов в Ираке занимались американцы), а для подготавливаемых украинцами подразделений ICDC (военизированный корпус гражданской обороны) и ING (иракская национальная гвардия), а позже – IA (иракская армия).

Добавим, что позже иракцы сами делали «ган-траки» на основе поставляемых в Ирак автомобилей «КрАЗ» — например, такие «ган-траки» использует 9-я бронетанковая дивизия армии Ирака.

Со времен войны США во Вьетнаме «ган-траки» появились и распространились во многих странах мира, не стали исключением и просторы СССР. Здесь такая техника впервые появилась во время войны в Афганистане – в качестве импровизированных БТР и огневых точек, а также как «специализированный» транспорт логистики. В качестве базы использовались армейские грузовики ГАЗ-66,Урал-375, КамАЗ- 4320 и даже неполноприводный ЗИЛ-130.

Однако афганский опыт оказался невостребованным в Советской Армии – прежде всего по идеологическим причинам, ведь СССР как «друг всех пролетариев всей планеты» не мог готовиться к партизанской войне, для который и актуальны в основном «ган-траки». Однако после развала СССР нужду в таких машинах остро испытала армия России во время боевых действий в Чечне.

В итоге, используя чеченский опыт, российская «оборонка» на сегодня производит целый ряд «ган-траков». К примеру, это бронированный КамАЗ-43501 «Мустанг» (4×4, масса автомобиля — 7,7 т, грузоподъемность — 3 т, масса буксируемого прицепа — 7 т, двигатель — дизельный, 240 л. с., скорость — 90 км/ч). Такие «ган-траки» поставляются сегодня Россией террористам на Донбассе, и уже захватывались и демонстрировались силами АТО.

Еще один пример российского «ган-трака» — «Урал-4230-01» (6×6) с локальным бронированием и замаскированным бронемодулем для личного состава (масса — 9,62 т, грузоподъемность — 5 т, двигатель — дизельный, 240 л. с., скорость — до 80 км/ч). Также можно вспомнить перспективный бронированный «Урал-6320».

В Украине, к сожалению, работы по созданию «ган-траков» до последнего времени носили лишь эпизодический характер. Были попытки создания «ган-трака» на базе отечественного автомобиля «КрАЗ», однако, по нашим данным, они проводились с участием российской компании – т.е. производителя из страны, являющейся сегодня агрессором по отношению к Украине. В целом эти работы так и не вышли за рамки создания опытных и демонстрационных образцов.

В то же время, в Украине сегодня хватает предприятий, которые имеют колоссальный опыт производства бронетехники и бронирования автомобильной техники, и в сжатые сроки могли бы наладить производство достаточного количества «ган-траков», используя как грузовики из автомобильного парка Вооруженных сил, так и те же отечественные «КрАЗы». Это производители в Киеве, Николаеве, Харькове. При минимальных затратах со стороны Минобороны Украины они смогли бы в сжатые сроки обеспечить силы АТО «броней», которая так необходима нашим ребятам сегодня на Донбассе. Ведь стоит учесть, что каждый день без «брони» — это новые и новые жертвы. Да и после окончания боевых действий на востоке Украины неизвестно насколько затянутся «стабилизационные» действия украинских силовиков и преступная деятельность различных криминально-терористических групп.

В любом случае, эта техника необходима военным уже сегодня. Отчего руководство силовиков, имея в распоряжении столь медленно используемые государственные средства, не решает эту проблему – сказать сложно.

Группа «ИС» (Центр военно-политических исследований)

Импровизированный американский «ган-трак» на базе M939 в Ираке (фото topwar.ru)

«Стандартизированный» американский «ган-трак» (фото steelsoldiers.com)

Украинский импровизированный «ган-трак» на базе «Урала» для подразделения ICDC в Эс-Сувейре, Ирак (фото Д.Тымчука)

Переданный пограничникам «КамАЗ» НПО «Практика» был забронирован и переоборудован по следующим позициям:

Бронирование, класс защиты — 4 (автомат АК-74, пуля 5,45 мм в стальной оболочке со стальным термоупрочненным сердечником; винтовка СВД, пуля 7,62 мм в стальной оболочке со стальным сердечником)

Бронирование кабины — боковые стенки, крыша, пол, двери водителя и пассажира, передняя и задняя стенки, пулестойкое стекло двери и 2-х секционное лобовое пулестойкое стекло.

Дополнительное оборудование кабины:

— Бронированный вентиляционно-эвакуационный люк на крыше, бронированный лаз в задней стенке для доступа к грузовому отсеку,

— 3 сиденья — водителя, пассажира и складное центральное

Отсек десанта бронированный, монолитный, закреплен в кузове, длина 4,7 м, высота 1,6 м, имеет возможность демонтажа

Дополнительное оборудование отсека десанта:

— Складные сиденья для десанта по центру, спина к спине — 12 шт.

— Места крепления автоматов — 12 шт. места крепления коробок с патронами — 24 шт.

— Огнетушители — 2 шт.

— Бронированные окна — 4 по левому и правому бортам, 2 сзади;

— Бойницы для ведения огня из стрелкового оружия — 4 по левому и правому бортам, 2 сзади;

— Двери в задней стенке, одностворчатые, распашные с замком;

— Бронированные вентиляционно-эвакуационные люки на крыше — 4 шт.

— Переговорное устройство для связи с кабиной;

— Фильтро-вентиляционная установка;

— Освещение;

— Светомаскировочные шторки на окнах;

— Съемная металлическая лестница для посадки-высадки.

Дополнительная бронезащита:

— Фронтальная защита двигателя,

— Боковая защита топливных баков, аккумулятора,

— Защита ресиверов пневматической системы, системы подкачки на всех колесах.

 

Поделиться:
Загрузка...