Я стою в настоящей операционной, где хирург и группа специалистов в зеленых халатах готовятся к операции. При этом речь идет вовсе не о больнице. Я нахожусь на ферме в японской сельской глубинке. На операционном столе лежит свинья.
Свинья, которой профессор Нагасима делает пересадку эмбрионов, станет матерью химер
Профессор Нагасима приступает к операции. Он осторожно делает надрез в паху и извлекает матку. Мне она кажется похожей на обычную кишку, но профессор заверяет меня, что свиная матка выглядит именно так. Затем с помощью специального шприца хирург вводит в матку 40 эмбрионов.
Свинья должна стать суррогатной матерью, то есть она будет вынашивать зародыши, которые биологически чужды ей. При этом пересаженные эмбрионы являются химерами, то есть они имеют генетический материал двух разных биологических видов.
В соседнем помещении профессор Нагасима показывает мне свои самые ценные экземпляры. Я должен предварительно сменить одежду и облачиться в защитный комбинезон, шляпу, сапоги и маску. Это одеяние предназначено для защиты не меня, а обитателей фермы — взрослых свиней-химер.
В центре длинного белого ангара мне показывают загон со свиньей номер 29 — это крупный боров с большими клыками. Он принадлежит к подвиду белой свиньи, хотя весь покрыт густой черной шерстью. Но куда важнее то, что внутри у него поджелудочная железа черной свиньи.
Выключенный ген
Как достигается это феноменальный результат? Все начинается с того, что в зародыше белой свиньи выключается ген, ответственный за развитие поджелудочной железы.
Операция
Свинья, которой профессор Нагасима делает пересадку эмбрионов, станет матерью химер
Затем исследователи вводят в эмбрион стволовые клетки от черной свиньи. Они обнаружили, что при развитии такой эмбрион превратится в обычную свинью, за исключением того, что ее поджелудочная железа в генетическом отношении будет органом черной свиньи.
Но это только первый шаг.
В лаборатории Токийского университета профессор Хиро Накаучи освоил следующий этап, который поражает еще больше.
Он берет клетки кожи у взрослой крысы. Затем он подвергает их особой обработке, которая превращает их в клетки ИПСК — индуцированные плюропотенциальные стволовые клетки. Эти удивительные клетки способны трансформироваться в практически любые клетки организма.
Клетки ИПСК были впервые созданы в 2006 году японским исследователей доктором Синъя Яманака. В 2012 году он получил за эти работы совместно с британским ученым Джоном Гердоном Нобелевскую премию по физиологии или медицине.
Профессор Накаучи пересаживает клетки ИПСК от крыс к мышам с целью выращивания поджелудочной железы
В своей лаборатории профессор Накаучи научился превращать эти клетки ИПСК в поджелудочную железу крысы в организме подопытной мыши.
Однако почему эти исследования привлекают такое пристальное внимание?
Конечной целью их является выращивание человеческих органов в организме свиней. Это само по себе станет революцией в биологии и медицине.
Но профессор Накаучи пытается достичь еще большего. Он надеется создать метод по превращению клеток человеческой кожи в клетки ИПСК. Такие клетки могут затем вводиться в свиной эмбрион.
В результате, по его убеждению, эмбрион разовьется в полноценный организм, в котором будет иметься человеческая поджелудочная , или почка, или печень, а может быть, даже и сердце. При этом такой орган будет генетически идентичен тому человеческому организму, из которого получены исходные клетки кожи.
А это полностью снимет проблему отторжения пересаживаемых органов, с которой сталкивается сейчас трансплантология.
Остров доктора Моро
Однако на пути к этому предстоит преодолеть множество препятствий.
Первое из них связано с тем, что человек и свинья состоят в достаточно дальнем родстве. Но профессор Накаучи уверен, в ближайшие пять лет, это перестанет быть препятствием. Впрочем, исключать, что времени потребуется больше, тоже нельзя.
Подопытная свинья №29 относится к подвиду белых свиней, хотя обросла черным волосом
Другая проблема носит юридический характер. В Японии закон запрещает создание гибридов между людьми и животными.
Профессор Накаучи добивается изменения этого закона. Но если ему это не удастся, он может перевести свои исследования в Америку.
Профессор Накучи утверждает, что его исследования не направлены на создание подобных гибридов. Свиньи в его экспериментах будут оставаться свиньями, но при этом превратятся в носителей человеческой ткани.
По его словам, подобные революции в медицине и биологии всегда вызывали сопротивление. Он указывает на первоначальные возражения, которые вызвало создание метода искусственного оплодотворения в Британии в 1970-е годы. В наши дни этот метод применяется во всем мире и никто не считает его странным или неэтичным.
Но как бы ни завершились споры о этической составляющей этих исследований, сотни тысяч людей во всем мире, ожидающих новой почки или печени для пересадки, могут стать получателями идеальных органов, которым не угрожает реакция отторжения, потому что они будут выращены из их собственных клеток.
Руперт Уингфилд-Хейз