Категории: Мнение

Восемнадцатый пошел

28 июня Конституции Украины исполняется 17 лет. За это время основной закон не раз пытались переделать. Вот и сейчас Конституцию хотят изменить. Но принесет ли это желаемый результат?

Реформируемая в муках

28 июня 1996 года Верховная рада Украины приняла Конституцию. Спустя 17 лет после ряда изменений в основном законе власть решила – Украине нужна новая Конституция. 17 мая 2012 года президент Украины Виктор Янукович создал Конституционную ассамблею – специальный вспомогательный орган при главе государства, призванный реформировать основной закон. Возглавил ассамблею первый президент Украины Леонид Кравчук. В состав этого органа не вошли представители оппозиционных политсил – они отказались. Как только заявили о создании Конституционной ассамблее, в медиа стали усиленно гадать, как отразится создание этого органа на судьбе основного закона. Масла в огонь подливали и заявления главы ассамблеи поначалу даже обещавшего – проект "новой Конституции" будет готов к концу мая года 2013. Этого не произошло. К тому же в самой ассамблее, несмотря на относительно малый срок ее существования, начались раздоры. 6 членов ассамблеи настояли на необходимости конституционного порядка внесения изменений в основной закон. Они пояснили это принятым законом о референдуме, позволяющим изменить Конституцию в обход парламента. С учетом того, что ранее оппозиция заявляла о намерении Партии регионов инициировать всеукраинский референдум с вынесением на него вопросов о проведении президентских выборов в один тур и создании двухпалатного парламента, этот демарш обратил на себя внимание и политиков, и прессы. "5 или 6 членов ассамблеи обратились ко мне с предложением обсудить Конституционной ассамблее закон о всеукраинском референдуме… Закон о референдуме принят, мы его не можем отменить. Это не наша компетенция", — парировал глава ассамблеи. "Есть один орган, который это делает, — Конституционный Суд. У нас таких полномочий нет, а некоторые члены ассамблеи считают, что мы можем все… Я не могу запретить обсуждать этот вопрос, но какое решение мы можем принять? Что Верховная Рада приняла неправильный закон?", — недоумевал Кравчук.

Позже станет известно о том, над чем же работает Конституционная ассамблея. Ее интересует, в частности, и украинская судебная власть. В середине июня стало известно, что Венецианская комиссия одобрила "судебные" изменения в Конституцию, разработанные ассамблеей. В мнении комиссии по данному поводу отмечается, что в целом проект поправок соответствует многим рекомендациям, сделанным в предыдущих мнениях Венецианской комиссии за последние несколько лет по запросу украинской власти. "В некоторых из своих мнений о судебной системе Украины Венецианская комиссия заявляла, что конституционные положения о судебной власти должны быть изменены для того, чтобы привести их в соответствие с европейскими стандартами. Предлагаемая поправка отвечает основной критике Венецианской комиссии и поэтому приветствуется", — отмечается во мнении. 21 июня ассамблея собралась на четвертое заседание, а после этого на пресс-конференции руководитель Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации президента Украины Марина Ставнийчук приоткрыла завесу тайны над тем, над чем же работает Конституционная ассамблея. И когда граждане Украины наконец-то смогут ознакомиться с проектом "новой Конституции". Как сообщила Ставнийчук, Конституционная ассамблея приняла за основу проект Концепции изменений в основной закон для дальнейшей доработки с учетом, прежде всего, замечаний, рекомендаций, предостережений, высказанных на заседании Конституционной ассамблеи, а также исходя из того, что к середине сентября этого года все члены этого внимательно и тщательно проработают основные положения проекта и внесут предложения с целью подготовки Концепции к одобрению, ориентировочно до конца октября этого года. Впрочем, некоторые "наброски" есть уже сейчас.

Что же нас ждет?

Просочившиеся в СМИ "наброски" изменений в Конституцию свидетельствуют – президент, инициировавший работу над "новой Конституцией" и создавший Конституционную ассамблею, оказался в непростом положении. С одной стороны, под президента "уходят" украинские суды. Судьи общих судов будут назначаться пожизненно президентом. Кроме того, президент получает большие возможности по влиянию на формирование и функционирование Конституционного суда: он сможет назначать и увольнять судей КСУ. При этом, полномочия Конституционного суда предлагают расширить.

С другой стороны, в вопросах назначения и увольнения отдельных министров и главы СБУ в ассамблее предлагают вернуться к Конституции образца 2004 года, когда соответствующими полномочиями обладала Верховная рада. Правда, что касается Генерального прокурора Украины, то парламент потеряет право на его увольнение, а срок полномочий главы ГПУ предлагают растянуть на 7 лет. Таким образом, становится понятным, какая служба является для президентского окружения "приоритетной", что, впрочем, неудивительно. Позаботились в Конституционной ассамблее и о праве Верховной рады на самороспуск, чего ранее не было. Теперь такая возможность у ВРУ может появиться. Для этого необходима поддержка двух третей парламента. С другой стороны – президент может распустить Раду, если та не утвердит состав правительства. Также следует отметить, что в ассамблее попытались решить наболевший вопрос о выборах. В КА предлагают сделать принятие закона о выборах возможным лишь в том случае, если за него проголосует "300 избранцев". Более того, в Конституции предлагают закрепить запрет на изменение избирательного законодательства за год до выборов. Не обошли и другой наболевший вопрос – о референдумах. В Конституционной ассамблее предлагают – запретить решениями референдумов разгонять Верховную раду, местные советы и переносить дату выборов. Однако с другой стороны, в КА предлагают внести в основной закон положения, согласно которым результаты референдумов не нуждаются в утверждении каким-либо органов. В т.ч. и парламентом. Это еще один шаг к "декоративности" Верховной рады при сильной президентской власти.

"Вишенкой" на "торте изменений" в Конституцию является однозначный запрет на занимание должности главы государства три раза подряд. При этом подчеркивается, что на этот запрет не влияет, было ли изменение основного закона во время этих сроков. Казалось бы, весьма неприятный сюрприз для Януковича. Если бы не одно "но". Проект Конституционной ассамблеи предусматривает не указывать форму правления в Конституции. Согласно документу, в Конституции не будет определена конкретная форма правления. "Поскольку Украина не является абстрактной "республикой" (статья 5), а является республикой с президентом, а от этого идет определение формы правления в государстве ("парламентская", "президентская", смешанная). В контексте принципа разделения государственной власти это определение будет зависеть от тех полномочий, которые будут закреплены для президента Украины, Верховной Рады и Кабинета министров. Однако это не означает, что в разделе I должна быть определена конкретная форма правления в Украине, достаточно ограничиться включением в этот раздел положения о президенте Украины как главы государства", — говорится в проекте. Ставнийчук, которая выполняет обязанности секретаря ассамблеи, пояснила такое нововведение следующим образом: вопрос формы правления — это всегда вопрос политического компромисса, договоренностей, а Конституционная ассамблея предложила в вопросе власти на центральном уровне "расширить систему парламентаризма, сбалансировать систему сдержек и противовесов". Таким образом, нынешний президент Украины получил чудесную лазейку – даже если его не избирают на второй срок или он не может выйти на выборы в третий раз, из "политической целесообразности" путем "компромиссов" и "договоренностей" и могут попросту поменять форму правления, расширив полномочия премьер-министра и сократив полномочия президента. "Эта музыка будет длиться вечно". И тут Януковичу не придется придумывать "тандем" или искать "сменщика".

Впрочем, все вышеперечисленное – только наброски. Основательный проект изменений в Конституцию в ассамблее обещают подготовить к концу октября текущего года. Вот тогда и станет ясно, что ожидает Конституцию, которая сегодня справляет свое 17-летие.

Борис Рудь

 

Последние новости

Головний прокурор МКС в Гаазі Хан запросив ордер на арешт Нетаньягу

У понеділок, 20 травня, головний прокурор Міжнародного кримінального суду запросив видати ордери на арешт премʼєр-міністра Ізраїлю Беньяміна Нетаньягу, міністра оборони…

4 часа назад

Єрмак після перемовин з представником РФ Козаком 10 лютого 2022 року переконав Зеленського в тому, що російського вторгнення не буде – BBC

Глава Офісу президента Андрій Єрмак не вірив у повномасштабне вторгнення Росії попри попередження з боку західних партнерів, а 10 лютого…

5 часов назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 20-21.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 21.05.2024 1. Акції «Газпрому» впали після відмови платити дивіденди. - Акції…

5 часов назад

П’ять років Зеленського. Атракціон. Епоха втрачених смислів

Журналісти питають, “а що твоя бульбашка говорить про кінець офіційного президентського терміну Зеленського?”. А я дивлюся чим переймаються соцмережі і…

6 часов назад

Зеленський кричить на генералів ЗСУ, — The Economist

Президента України Володимира Зеленського можуть тримати у так званій "теплій ванні", в якій генерали не надають йому всієї інформації про…

6 часов назад