Как и было обещано, в ходе визита в Казахстан Виктор Янукович обсуждал "таможенное" будущее Украины. Президенты стран ТС не возражают, чтобы Украина стала наблюдателем. Но пока до конца неясно, с какого момента, на каких условиях, а главное, — за кем именно предстоит наблюдать в рамках еще неподписанного меморандума.
Держи сотрудничество глубже
Причиной поездки украинского президента в Астану заранее было объявлено желание Виктора Януковича принять участие в заседании Высшего евразийского экономического совета. Ожидалось, что в ходе именно этого мероприятия и будет обсуждаться новый вариант формата сотрудничества Украины с Таможенным союзом. При этом о немедленном обретении статуса наблюдателя речь не заходила. "Сейчас не идет речь о получении статуса наблюдателя, сейчас мы только создаем условия, которые с юридической точки зрения сформируют этот статус, не больше", — предупреждал первый заместитель главы МИД Украины Украины Руслан Демченко.
Судя по результатам встречи, идея о наблюдении нашла понимание у глав трех государств. 29 мая руководство стран-членов ТС одобрило проект Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной. "Мы их намерения (Украины и Кыргызстана, который хотел бы войти в состав ТС, — "Подробности") поддержали и приняли соответствующие решения", — рассказывал президент Нурсултан Назарбаев. Сам же документ, как ожидается, будет подписан в кратчайшие сроки. "Я хочу сказать, что меморандум об участии Украины в работе Таможенного союза будет подписан в ближайшие дни на саммите СНГ в Минске премьер-министром", — уточнил Виктор Янукович.
Перенос официального утверждения проекта меморандума на 31 мая полной неожиданностью не являлся. Участники переговоров и ранее упоминали о том, что вопрос "высоты" подписей обсуждается. "Совет также должен решить, кто будет подписывать документ: президенты или же право подписать этот меморандум будет передано председателю коллегии ЕЭК Виктору Борисовичу Христенко и премьер-министру Украины Николаю Яновичу Азарову", — пояснял правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян. В силу чего 29 мая главным событием оказалось принципиальное согласие ТС на введение института "наблюдательства". Вот только тонкости переговорного процесса остаются за "кадром".
Собственно, ключевой особенностью этого процесса является то, что на сегодня статуса наблюдателя при Таможенном союзе не существует, а, значит, схему взаимодействия с ним еще только предстоит наполнить содержанием. И хотя именно этим намерениям будет посвящен меморандум, подписания которого ждут к концу недели, пока стороны несколько расходятся в оценках того, с какого момента и чем именно будет являться это наблюдение.
Изначально Украина вела речь о том, чтобы статус наблюдателя позволил ей узнавать об общих торговых планах партнеров заранее. "Статус наблюдателя, который мы, фактически, получили после заседания Высшего евразийского экономического совета, нам дает очень много преференций. Главное, что мы с открытыми глазами смотрим на будущее Союза, и на наше место в этом Союзе", — резюмировал вице-премьер Юрий Бойко. О том, что после подписания документа Украина действительно "получит возможность работать во всех форматах Евразийской экономической комиссии и Высшего Евразийского экономического сонета", говорят и в российском правительстве. Но вот Киев, похоже, хотел бы получить как можно более широкие полномочия наблюдателя.
Хотя сейчас прямые упоминания касаются все больше пунктов "Подумать, как именно нужно наблюдать", в Кабмине рассчитывают на большее. "Уже сейчас при правительстве Украины создана группа достаточно компетентных специалистов, которая изучает возможность присоединения Украины к целому ряду соглашений, которые создают правовое поле Таможенного союза, а затем создадут правовое поле единого экономического пространства. Для нас вполне возможно присоединение к целому ряду соглашений", — поделился планами Николай Азаров, который надеется, что Киев сможет влиять на принимаемые "таможенниками" решения.
Однако следует помнить о том, что раньше, в "эпоху 3+1", та же Москва была категорически против присоединения Украины только к "ряду соглашений". Сейчас же россияне говорят о том, что полновесное наблюдение с возможностью присоединения в ближайшие годы может и не заработать. Фактически речь идет о статусе наблюдателя при Евразийской экономической комиссии – наднациональном органе в границах ТС. Но это не значит, что наблюдать Киев будет именно за Таможенным союзом. "Если вдруг будет принято решение президентами о введении статуса наблюдателя в ТС, нам нужно будет тогда создать новый межгосударственный договор или внести поправки в существующий, которые предусмотрят наделение некоторых государств статусом наблюдателя. Если такой договор будет подписан и кодифицирован, то это можно и в отношении Таможенного союза. Это обсуждалось, но надобности в этом никакой нет, потому что нормативная база ТС сейчас трансформируется", — разъяснял детали российский первый вице-премьер Игорь Шувалов. Из чего можно сделать вывод: Москве предпочтительнее вариант с украинским наблюдением уже за Евразийским экономическим союзом, который, предположительно, должен прийти на смену ТС с 1 января 2015 года.
Снова между стульями?
Путь с "наблюдательством", растянутым во времени, и в самом деле мог бы послужить удобным промежуточным вариантом. О том, что введение статуса наблюдателя строго при Таможенном союзе – процесс непростой и небыстрый, эксперты предполагали и ранее. "Если идти правовым путем, то для получения данного статуса нужно внести изменения в уставные документы ТС и пройти ратификацию в парламентах стран-членов ТС, а это длительная процедура. Хотя при наличии воли в Москве может быть найдена альтернативная схема", — цитирует "Коммерсант-Украина" научного директора Института евроатлантического сотрудничества Александра Сушко. С другой стороны, Москва (в том числе – в программных статьях Владимира Путина) не раз упоминала о том, что полновесная интеграция близлежащих государств в единую наднациональную экономическую структуру, скорее всего, начнется уже на "евразийской" стадии. Косвенным подтверждением этому 29 мая послужили слова пресс-секретаря президента РФ о том, что объединение – "это вопрос не годов, а десятилетий". И, если брать на вооружение "широкий смысл", то уточнение Дмитрия Пескова о том, что согласие Совета с "наблюдательской" концепцией – "не уступка" для Украины, выглядит вполне логичным.
Для Киева же перенос окончательного решения "таможенного" вопроса мог бы оказаться весьма кстати с точки зрения участия в иных интеграционных процессах. Желание понаблюдать за происходящим (причем не прямо сейчас, а когда "механизмы" разработают) и рассмотреть вероятность "присоединения к целому ряду соглашений" – это все же не полновесное вступление в организацию. А, значит, по крайней мере, на первое время теоретически не угрожает евроинтеграционным намерениям Украины. "Я не думаю, что Европейская комиссия будет против того статуса, который мы сегодня получили", — считает Юрий Бойко.
С учетом того, что в ноябре Киев надеется подписать Соглашение об ассоциации, промедление с оформлением отношений с ТС лишним, вероятно, не оказалось бы. "Мы напоминаем о нашей позиции о том, что любая форма сотрудничества Украины и Таможенного союза не должна противоречить будущим обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации, включая глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли, и не должно повредить возможности его подписания", — обеспокоились 29 мая в Еврокомиссии. Брюссель неоднократно упоминал о том, что значительная степень зависимости Украины от соседнего объединения с евроинтеграцией совместима плохо. "Как глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли с ЕС, так и Таможенный союз, – это о либерализации торговли между партнерами и это хорошо. Однако есть существенное различие между глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли с ЕС и Таможенным союзом – в последнем член теряет свой торговый суверенитет, потому что Таможенный союз идет дальше, чем ЗСТ с ЕС", — озвучил позицию еврокомиссара по вопросам торговли Карла де Гухта его представитель Джон Кланси. Очередное напоминание связано с позицией МИД РФ.
В своей недавней статье глава внешнеполитического ведомства России нелестно высказался по поводу "двойных стандартов" ЕС. "Странно, когда руководители Еврокомиссии заявляют о том, что участие, например, Украины в евразийском Таможенном союзе перечеркнет возможность подписания Киевом соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Кстати, в ходе переговоров с нами Брюссель весьма настойчиво добивается дальнейшей либерализации торговли с Россией (т.н. "ВТО плюс"), и наше членство в Таможенном союзе никого не смущает. Важно избавляться от двойных стандартов, от создания идеологических барьеров на пути расширения и развития взаимовыгодных торгово-экономических связей", — критиковал ЕК Сергей Лавров. Но дискуссия по поводу торгового (а в контексте создания Евразийского экономического союза – еще и интеграционного) будущего Украины болезненно зависима от аргументации всех трех сторон. Ведь в России тоже не забывают напоминать: или в Таможенный союз, или в Европейский.
Какой бы аккуратной мерой ни выглядел запрос о статусе наблюдателя в ответ на многочисленные предложения вступить с головой, даже такой шаг Киева в Москве, где к вариациям на тему к "3+1" относятся неприветливо, не прочь истолковать однозначно. "Для украинского общественного мнения важно понимать, что невозможно одновременно подписывать соглашение об ассоциации с Европейским союзом и участвовать в Таможенном союзе", — объявил 29 мая советник Владимира Путина Сергей Глазьев. В Кремле полагают, что "поскольку мы договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в Евразийский экономический союз, потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наши интеграционные объединения". В Украине же не спешат полностью отказываться от приятной "арифметики" и подписываться на евразийство. "Виктор Янукович сказал, что отношения с Таможенным союзом на тех условиях, которые там существуют — устав, Евразийская комиссия, как исполнительный орган — они не устраивают наше государство, и наше видение развития Украины. И мы можем рассматривать вопрос только как 3+1, и мы шаг за шагом идет по этой дороге", — сообщил советник президента Владимир Зубанов.
Теоретически, разночтения по поводу того, что именно считать правами и намерениями наблюдателей, могут проясниться если не 31 мая, с подписанием меморандума о взаимодействии, то уже в ходе разработки концепта "наблюдательства". Вопрос в том, каких сроков это потребует, то есть, определятся ли стороны до Вильнюсского саммита и на чем сойдутся. Пока же майское сближение с ТС может еще обернуться разными сценариями, будь-то завуалированный привет Брюсселю, вялотекущая капитуляция перед Москвой, сложный торг за "газовое" будущее или очередная попытка удержать позиции между многовекторными "стульями"…
Ксения Сокульская
Загальні бойові втрати противника з 24.02.22 по 05.05.25 орієнтовно склали / The estimated total combat losses of the enemy from…
Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 03.05.2025 1. росія — світовий лідер за кількістю санкцій. - З…
За словами комбрига 414 обр ПМ, в середньому на знищення одного "йоблика" витрачалося 24 хвилини. А якщо стисло, результати бригади…
Війська РФ окупували Зелене Поле на Донеччині та просунулися біля двох населених пунктів у Лиманській громаді. Про це повідомили аналітики проєкту DeepState.…
Президент США Дональд Трамп оголосив про намір святкувати 8 травня як День перемоги у Другій Світовій війні і заявив що…
Фото морського дрона Magura 7 з ракетами AIM-9M. Фото: Naval News