Вероятность военного конфликта между Японией и Китаем за спорный архипелаг в Тихом океане ничтожна, а вот сценарий экономического противостояния реален и уже обсуждается в прессе обеих стран. Беглый анализ возможностей сторон показывает, что однозначного победителя в экономической войне не будет, хотя потери КНР, очевидно, будут меньшими.
Именно на это упирают самые смелые китайские эксперты, утверждающие, что Пекин, задействовав весь имеющийся невоенный инструментарий, может нанести существенный ущерб экономике Японии, что, якобы, заставит последнюю уступить Китаю спорные острова Сенкаку/Дяоюйдао.
Возможные направления атаки на японскую экономику – ограничение поставок в Японию чувствительных для нее видов продукции (как например, редкоземельные металлы), бойкот китайцами японской продукции (начиная, от суши и заканчивая электроникой и авто), наконец, удар по устойчивости японской финансовой системы с помощью продажи японских облигаций на многие миллиарды йен. Китай является крупнейшим кредитором Японии, на конец 2011 г. имея краткосрочных и долгосрочных японских правительственных ценных бумаг на $ 230 млрд. Массовый сброс японских облигаций мог бы составить для Токио большую проблему, нежели бойкот японских товаров, от которого пострадает и сам Китай.
Экономики двух стран настолько взаимозависимы, что победа одной из них в экономической войне будет "Пирровой", то есть, равносильной поражению.
Нынешнее замедление экономики Китая в значительной мере является "плановым", во всяком случае, правительство не спешит с вводом масштабных мер стимулирования промпроизводства. Вместо этого, в ближайшее время Пекин задействует механизмы содействия экспорта – увеличение налоговых льгот экспортерам, расширение страхования экспортных кредитов, упрощение процедур таможенного и валютного регулирования.
Макроэкономическая ситуация в Японии лучше, чем во многих странах ЕС, однако проблем предостаточно. К концу прошлого года госдолг страны превысил $12,81 трлн. Есть основания ожидать, что экономический рост Японии в 2013 г. замедлится. Одной из ключевых проблем японской экономики, которая сильно зависит от экспорта, является рецессия в Европе и замедление развития промышленности в США и Китае. За 1-е полугодие японский экспорт снизился 8,1% в годовом исчислении, главным образом, из-за сокращения поставок энергетического оборудования, электронных компонентов и автозапчастей.
Импорт в Японию вырос на 2,1%, главным образом, вследствие увеличения спроса на сжиженный природный газ после закрытия АЭС.
Из-за снижения экспорта в КНР и ЕС Япония в июле текущего года получила торговый дефицит в $6,53 млрд., самый большой с 1979 г. По итогам года дефицит достигнет $28 млрд., превысив рекордный уровень 2005 г.
Ухудшение отношений Токио и Пекина, безусловно, приведет к снижению японского экспорта в КНР и к увеличению дефицита торгового баланса.
Торговля
Обе страны экономически сильно зависят друг от друга. Для Японии Китай является крупнейшим торговым партнером, Япония для Китая – партнер №2 после США. В 2011 г. японо-китайский товарооборот вырос на 14,3%, до рекордных $345 млрд. При этом Китай стал крупнейшим рынком для японского экспорта (поставлено продукции на $148,3 млрд.), а Япония была четвертым по величине рынком ($194,6 млрд.) для китайского экспорта.
За первую половину 2012 г. товарооборот двух стран вырос на 1,1%, до $ 165,06 млрд. Японский экспорт в Китай составил $73,72 млрд. (-5,7% к АППГ), показав первое снижение со времени кризисного 2009 г. В июле японский экспорт в Китай сократился на 12%. Вследствие замедления китайской экономики сокращается ее спрос на электронные компоненты и оборудование. Кроме того, КНР заметно снизила закупки японских автомобилей и стальной продукции. Отметим, что китайский рынок имеет большое значение для японских автомобилестроителей, в частности, Nissan (26% глобальных продаж приходится на КНР) и Honda (20%). Для компаний Sharp и Panasonic рынок Китая также является одним из основных.
Китайский экспорт в Японию в 1-м полугодии 2012 г. вырос на 7,5% до $ 91,34 млрд. Дефицит торгового баланса Японии с КНР за 1-е полугодие подскочил в 2,6 раза до $ 17,62 млрд.
Редкие земли
По сообщению Hong Kong Economic Journal, Китай разрабатывает планы прекратить поставки в Японию редкоземельных металлов, необходимых, прежде всего, для высокотехнологичной промышленности.
Япония — крупнейший импортер редкоземельных металлов, крупнейшим поставщиком которого на мировые рынки является Китай. В 2010 г., после задержания японскими пограничниками китайского рыболовного судна в спорной зоне, КНР временно приостановил поставки РЗМ своему северному соседу, сразу же продемонстрировав степень зависимости Японии от китайского импорта. В ответ в Токио объявили о курсе на замену редкоземельных минералов новыми материалами, а также об инвестициях в добычу РЗМ в других странах. Данная стратегия рассчитана на длительный срок, но уже приносит плоды – в 1 полугодии 2012 г. Япония импортировала 3007 т редкоземельных минералов из Китая, на долю которого пришлось 49% импорта (до 2009 г. было 90%). Впрочем, по поставкам отдельных редкоземельных элементов, например Dy (Диспрозий), Япония еще в течение нескольких лет будет сильно зависеть от китайских поставок.
Металлолом
По лому ситуация иная – здесь уже Япония выступает важным поставщиком сырья для Китая. В 2011 г. Япония из 5,5 млн. т экспорта 2,5 млн. т отгрузила в КНР. За 1-е полугодие текущего года Китай импортировал 1,5 млн. т лома из Японии, это примерно 54% всего китайского импорта.
Япония является также важным поставщиком в КНР алюминиевого лома. В январе-июле 2012 г. объем поставок составил 47,65 тыс. т (+ 20% к АППГ), больше половины всего японского экспорта этого сырья.
Металлопродукция
Объем стальной торговли между странами составляет порядка 7-8 млн. т, однако почти 90% этого объема составляет японский экспорт в Китай.
В структуре японского стального экспорта в КНР превалирует плоский прокат, в частности, толстый лист (440 тыс. т за 7 мес. 2012 г.), горячекатаная полоса (387,4 тыс. т), х/к полоса (634,4 тыс. т) и оцинкованный прокат (601,3 тыс. т). На эти виды продукции пришлось почти 60% всего японского экспорта в Китай
Что касается структуры китайского экспорта в Японию, то это преимущественно катанка (123 тыс. т за 7 мес. 2012 г.), ферросплавы (171,5 тыс. т), горячекатаный широкий лист (48,5), толстый лист (24 тыс. т), оцинкованный прокат (17,85 тыс. т) и трубы (около 12 тыс. т).
Войны не будет
Стоимостные цифры по двусторонней торговле указывают на большую значимость китайского рынка для Японии, нежели японского для КНР. Объективно это понятно, учитывая несопоставимость объема рынков уже сегодня и их потенциала в будущем. В случае вынужденного снижения экспорта в Китай и проблем со сборочными линиями в КНР потери японских компаний будут выше, нежели потери китайских компаний, которые поставляют в Японию преимущественно продукцию с низкой добавленной стоимостью.
С другой стороны, значительную часть японского экспорта в Китай представляет высокотехнологичная продукция, такая как электронные компоненты и полупроводниковые материалы, которые китайцы пока не умеют выпускать, и заменить их будет сложно. Без поставок японских комплектующих в сложном положении окажутся китайское автомобилестроение и электроника.
В целом, огромный вклад японских компаний в экономику и занятость КНР является важнейшим стабилизирующим фактором двусторонних отношений. И если Китай для Японии является ключевым рынком сбыта, то последняя выступает одним из самых важных инвесторов. К концу июня 2012 г. объем инвестиций Японии в Китай составил $ 84 млрд. Это неудивительно, учитывая, что в КНР находятся сборочные производства многих японских производителей авто, электроники и бытовой техники. В то же время, инвестиции Китая в Японию составляют чуть более $1 млрд.
В целом же, в нынешних сложных рыночных условиях экономическая война почти в равной степени будет разорительна для обеих стран, поэтому есть основания предполагать, что до жестких решений дело все же не дойдет.
Максим Белов