Дипломаты, ведущие спорный вопрос границы в Керченском проливе в Министерстве иностранных дел (МИД) Украины, оценивают предложения россиян как "приемлемые".
Керченский пролив, вид из космоса. При совместном пользовании Керчь-Еникальским каналом Россия получает беспрепятственный доступ – Украина теряет миллионы. Российская часть канала, прилегающая к порту "Кавказ", несмотря на постоянные дноуглубительные работы, является фактически непригодной для морского судоходства. Фото zulu.ssc.nasa.gov
Координаты линии границы, предложенные Москвой, лишь немногим отличаются от украинской версии.
По информации ZN.UA, российские предложения по урегулированию проблемы были переданы еще в декабре. Сотрудники МИД уверяют, что украинские переговорщики даже были застигнуты врасплох. Детали этих новаций пока не известны: переговоры проходят в условиях повышенной секретности. Но россияне на последних встречах заговорили не только о разграничении акватории, но и очень четко о том, как должна пройти граница, о зонах ответственности.
Напомним, для Украины важно подтверждение существовавшей еще с советских времен административной границы в Керченском проливе. Это позволяет нашей стране и далее владеть Керчь-Еникальским каналом, единственным водным путем из Черного моря в порты Волго-Донского бассейна. "Это недопустимо для Кремля, геополитические амбиции которого растут по мере очередного скачка мировых цен на нефть и газ: в Москве боятся, что Киев может в любой момент закрыть Азовское море для России", — пишет "Зеркало недели. Украина".
Ежедневно через Керчь-Еникальский канал проходит от 50 до 150 судов в сутки, большинство из которых идут либо под российским флагом, либо направляются в российские порты. Стоимость проводки одного судна от $ 500 – 9000 USD. Эти средства поступают в государственные и частные компании Украины.
P.S. Что же произошло, если российская дипломатия столь внезапно поменяла свой подход к решению старой проблемы?
Ситуация выглядит тем более интригующей, что московские предложения прозвучали в период избирательной кампании в России, когда тема суверенитета РФ над спорными территориями становится особенно болезненной. Ведь россиянину психологически сложно смириться с тем, что Москва может пойти на уступки Украине и провести границу, которая «отрежет Крым от РФ».
Мы далеки от мысли, что в подобной ситуации Сергей Лавров может действовать без одобрения Владимира Путина: тамошняя система власти не допускает самовольства в вопросах внешней политики. Потому и не стоит искать каких-либо тайных знаков в том, что неделю назад российский премьер освободил Александра Головина от обязанностей руководителя переговорной группы по вопросам правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничения морских пространств в Черном море. Это плановая ротация: российский дипломат отправится послом в Швейцарию. А возглавит российскую делегацию Игорь Братчиков, нынешний посол Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации.
Поэтому вопрос о причинах уступчивости россиян на переговорах по Керченскому проливу ставит в тупик не только многих экспертов, но и дипломатов, занимающихся северо-восточным вектором украинской внешней политики.
В конце концов, дело ведь не только в том, что российская казна теряет средства из-за наличия в керченской акватории «серой» зоны, способствующей контрабанде. Хотя, наверное, это соображение и сыграло некоторую роль в изменении российской позиции. Как нельзя исключить и того, что на подходы россиян повлияло наличие перспективных нефтегазовых месторождений в Азовском и Черном морях, активное освоение которых хотели бы начать российские компании. Но это затруднительно, поскольку значительная часть залежей приходится на участки, на которые претендуют и Украина, и Россия. Например, в районе линии границы в Черном море, предлагаемой украинской стороной, находится перспективная газоносная площадь Палласа.
Но куда больше вероятность того, что проблема разграничения морских пространств стала частью широкого пакета украинско-российских договоренностей. Во всяком случае, за подобный подход решения накопившихся проблем как раз и выступают в администрации президента Украины. Напомним нашим читателям, что еще осенью прошлого года премьер-министр Николай Азаров заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что компромисс по газовому соглашению — это большой пакет, в котором отображен весь спектр отношений Украины с РФ. Так что не исключено, что по этому вопросу действительно уже есть принципиальная договоренность на высшем уровне. Иного логического объяснения происходящему вокруг разграничения Керченского пролива не видят многие наши собеседники. Что, впрочем, не означает, что нет еще другой причины.
И хотя некоторые аналитики прогнозируют, что спустя несколько месяцев после президентских выборов в России последует новый этап обострения украино-российских отношений, тем не менее ряд наших собеседников все же уверены: в ближайшее время Киев и Москва таки подпишут соглашение, разграничивающее акватории Керченского пролива и Азовского и Черного морей, несмотря даже на «сырную» войну и нерешенность вопроса с ценой на газ. Но какой будет плата Киева за делимитацию морских пространств? Что будет с Керчь-Еникальским каналом? И какая судьба уготована острову Коса Тузла?
Украинские дипломаты говорят, что решение вопроса разграничения морских пространств будет компромиссом. И, прежде всего, по Керченскому проливу. А вот позиция по острову Коса Тузла — «непоколебима», поскольку это украинская территория, и ее никто не собирается отдавать.
Снимки из космоса до и после создания косы. Строительство дамбы было остановлено за 102 метра от границы Украины. Фото tamagne.ru
Выскажем предположение, что Киев и Москва, скорее всего, пойдут на общее использование Керчь-Еникальского канала и создадут совместную корпорацию по его эксплуатации. В нынешней ситуации это меньшее зло. Главное, чтобы при создании корпорации украинская дипломатия все же отстояла свою позицию по проведению границы в Керченском проливе и добилась от российской стороны подтверждения административной линии, существовавшей в проливе во времена Советского Союза.
Но украинские дипломаты, ответственные за переговоры по делимитации морских пространств — Константин Грищенко, Руслан Демченко, Виктор Кырык — не должны забывать, что не в правилах Кремля идти на компромиссы с постсоветскими странами в целом и с Украиной в частности. Киев уже не раз подписывал пакетные договоренности с Москвой. И конечные результаты известны: в Москве любят жертвовать пешкой, но выигрывать партию. И тогда точка над «і» легко превращается в точки над «ё». В начале широко распространенного эмоционального фразеологического оборота.
Владимир Кравченко
P.S. Керченский пролив соединяет Азовское море с Черным. На западе он ограничен Керченским полуостровом (Украина), на востоке — Таманским полуостровом (Россия). Длина Керченского пролива составляет 22 мили, наименьшая его ширина — около 2 миль.
Чтобы проливом могли пользоваться большие суда, в 1874 году был прорыт Керчь-Еникальский канал с глубиной 5,5 метра, в дальнейшем он периодически реконструировался и к 1965 году глубины на канале составляли – 8 метров. Последняя реконструкция была проведена в 1968-69гг., в результате которой канал был уширен, глубины увеличены, увеличен радиус закругления поворотов, углы поворотов в плане приобрели форму трапеций. Ширина канала стала составлять 120 метров, он стал доступен для судов с осадкой 8 метров и двухсторонним движением судов со скоростью 8-10 узлов. В связи с прекращением существования Союза ССР с 1991 года как субъекта международного права и образования Независимых государств — России и Украины, — Керчь-Еникальский канал перешел под юрисдикцию Украины.
Почему Украина, обладающая Керчь-Еникальским каналом, по которому происходит 90% легального судоходства в этих водах, должна передавать соседнему государству часть полномочий по управлению судоходством?
Вид на косу Тузла и Керченский пролив Фото tamagne.ru
Коса Тузла Фото tamagne.ru