Как США подняли подводную лодку К-129 с глубины более 5 км ВИДЕО

4 669

 В 1968 году в Тихом океане, с глубины более пяти километров, США тайно подняли нашу подводную лодку К-129. Об этой операции ЦРУ, названной «Дженифер», американцы сняли фильм. Контр-адмирал Анатолий Тихонович Штыров, бывший в 1974 году заместителем начальника разведки Тихоокеанского флота и обладавший наиболее полной в СССР информацией по операции «Дженифер», обозревая фильм, восстанавливает правду о трагических событиях, связанных с гибелью подводной лодки.

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на внеплановое боевое патрулирование в восточной части Тихого океана дизельная ракетная подводная лодка К-129.

Подводный крейсер имел на борту три баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, кроме того — две торпеды с ядерными зарядами. Командир подводного крейсера капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь — один из опытнейших подводников того времени.

8 марта в поворотной точке маршрута подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного рубежа. Первым об-ратил на это внимание оперативный дежурный ВМФ на ЦКП ВМФ, который объявил тревогу. Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с переброской авиации даже с Северного флота был организован поиск с центром в расчётной точке маршрута К-129. Однако он результатов не дал. Шум и гам в эфире привлекли внимание американцев, которые «любезно» обратили внимание «русских» на масляное пятно в океане. Анализ собранной с поверхности плёнки показал, что пятно соляровое, присущее подводным лодкам ВМФ СССР.

К-129

По версии разведки флота, с выходом К-129 в обусловленный графиком боевых служб срок за ней было установлено скрытое слежение дежурившей в Авачинском заливе американской атомной подводной лодкой «Суордфиш», которая в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.

Известно, однако, что 11-12 марта, предположительно через трое-четверо суток после времени невыхода К-129 на связь, «Суордфиш» прибыла ночью в военно-морскую базу Японии Иокосука со смятым ограждением боевой рубки. Лодке в течение ночи был выполнен косметический ремонт (наложение заплат, подкраска), а с рассветом она покинула ВМБ Иокосука.

По версии, К-129 была непреднамеренно протаранена при её повороте следящей за ней в кормовом «теневом» секторе на критически малых дистанциях и прозевавшей поворот американской подводной лодкой. Наша подводная лодка, вероятно, следовала на перископной глубине в режиме работы дизеля под водой (РДП) в условиях повышенной шумности. Как нам представляется, американская ПЛА обычно следовала за нашей субмариной на дальности скрытого слежения и резко сближалась именно при постановке подводной лодки под РДП, не рискуя быть обнаруженной. При этом опасно маневрировала. При столкновении она ударила своей боевой рубкой (лобовой частью) в корпус К-129 в районе 3-го отсека (центрального поста), о чём свидетельствует рубленая вертикальная трещина в её корпусе. Принимая огромные массы воды, К-129 провалилась в океанские пучины, ибо не могла справиться с быстрой потерей плавучести. Столкновение произошло предположительно вечером 7 марта в поворотной точке маршрута Ш=40°00′ Д=180°00′. К-129 легла на дно океана в точке Ш=40°06′ сев. Д=179°57′ на глубине свыше 5200 метров. Удаление от Камчатки — около 1230 миль. В последующем эта точка фигурировала в официальных документах, как точка «К». Когда тайное стало явным, представители ВМС США на брифингах упорно отрицали факт столкновения и удара своей подводной лодки в корпус К-129.

ОПЕРАЦИЯ «ДЖЕНИФЕР»

В последующем, в период между 1968-1973 годами, американцы обследовали место, положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом «Триест-2», что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъёма подводной лодки, который лёг в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название «Дженифер». Главная её цель — проникнуть в святая святых ВМФ СССР, в шифрованную радиосвязь. На морском жаргоне это означает расколоть шифры радиообмена, считавшиеся абсолютно стойкими. Подняв К-129, они хотели извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи. И с помощью шифров прочитать весь радиообмен ВМФ СССР за несколько лет, что позволило бы вскрыть систему развёртывания и управления Военно-морскими силами Советского Союза и… вскрыть систему разработки шифров середины 70-х годов в целом.

Карта изображающая расположение К-129 которая была поднята с помощью USNS Хьюз Glomar Explorer, wikimedia.org

Операция «Дженифер» носила глубоко секретный характер. В полном объёме об операции были осведомлены лишь три высокопоставленных лица: президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию. Подготовка и проведение операции заняли почти семь лет. Затраты составили около 350 миллионов долларов.

Для подъёма корпуса К-129 технические исполнители спроектировали два судна — «Эксплорер» и доккамеру НСС-1 с раздвигающимся днищем, на котором располагались гигантские клещи-захваты по форме корпуса К-129. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях Западного и Восточного побережий США. Характерно, что даже при окончательной сборке инженеры не могли понять назначения столь странных судов. Для них по специальному найму с подпиской о полном молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается) были скомплектованы команды.

Судно «Гломар Эксплорер»

Судно «Гломар Эксплорер» представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36 000 тонн. Особая система позволяла ему отыскивать нужную точку в океане и удерживаться над ней с точностью до 10 см. Скрытая судоподъёмная операция проводилась предположительно в три этапа. Первый этап (первая половина 1973 года) включал базовую подготовку специальных судов и направление в район точки «К» судна «Гломар Чел-ленджер» фирмы «Гломар», имеющей международный статус (по-видимому, для имитации океанологических работ). Мы предполагали, что судно «Гломар Челленджер» (фирма имела девять таких судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах прибрежных шельфов, использовалась «втёмную», с целью «приучить» ‘ службы наблюдения нашего флота, и никакого отношения к скрытной операции ЦРУ не имело (обычная подстава). Второй этап (вторая половина 1973 года) состоял из подмены «Челленджера» «Эксплорером» и подготовительных мер к скрытому судоподъёму. И, наконец, на третьем этапе (1974 год) — подъём К-129 в кратчайшие сроки (и обязательно при отсутствии следящих сил нашего флота).

НЕФТЯНОЙ МАСКАРАД

В середине 1973 года я (тогда первый заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, непосредственно курировавший направление «подводной разведки»), анализируя обстановку на обширном пространстве Тихого океана, обратил внимание на необычное появление «Челленджера» и продолжительное его топтание в северной части океана. По моей просьбе командный пункт флота затребовал из архива материалы поисковой операции по К-129 1968 года. Я раскрыл карту и… сразу понял: район действий «Челленджера» и сменившего его «Эксплорера» и центр района нашего поиска К-129 совпали.

Мы (начальник разведки В. А. Домысловский, ваш покорный слуга и группа аналитиков) вторглись в кабинет командующего ТОФ адмирала Н. И. Смирнова. Оценив важность информации, командующий (сам бывший подводник) приказал «в кратчайший срок подготовить и в условиях полного радиомолчания "погнать" в район точки "К" быстроходный разведывательный корабль». Американцы делали вид, что не замечают наш разведывательный корабль «Пеленг», и деятельно демонстрировали навинчивание и прогонку вниз труб и последующий их подъём, за сутки прогоняя столбы труб до 1,5 км. Наш корабль ежесуточно доносил: «Действия американцев непонятны, но все признаки указывают на поиск нефти». Поэтому истинный смысл действий «Эксплорера» мы тогда не вскрыли. Спустя полторы недели «Эксплорер» дал ход и направился курсом в Гонолулу. 25 декабря 1973 года судно вошло в порт, а наш корабль занял линию подвижного дозора вне территориальных вод.

  В середине января 1974 года «Эксплорер» вновь был запеленгован в точке «К». Для слежения за «Эксплорером» мы добились у командования ТОФ решения направить в район точки «К» океанский спасательный буксир Камчатской флотилии МБ-136 с группой наблюдения. После десяти суток, не выявив ничего нового, он также вернулся в базу.

В июле 1974 года я не выдержал и, оставаясь за начальника разведуправления, пробился на доклад к командующему ТОФ:
— Товарищ командующий!  Анализ деятельности специального судна США "Гломар Эксплорер" в районе точки "К" даёт основание полагать, что США завершают подготовку и в ближайшие сроки могут предпринять подъём со дна Тихого океана советской ПЛ К-129, погибшей в 1968 году. Характерный признак — переход судна "Эксплорер" на скрытные виды радиообмена. Дайте боевой корабль!
— Лишних кораблей у меня нет, — отрезал комфлота.

СЕНСАЦИЯ

Судно «Эксплорер» примерно в течение месяца оставалось вне слежения. И вдруг… сенсационный взрыв в иностранной прессе: «Соединёнными Штатами поднята со дня Тихого океана затонувшая советская подводная лодка». Советская же печать хранила гробовое молчание.

Как стало известно впоследствии, некое пожелавшее остаться неизвестным лицо подбросило в Вашингтоне под дверь посольства СССР записку примерно следующего содержания: «В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытному подъёму советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель». Содержание записки посол СССР в США А. Добрынин шифром передал в МИД СССР, откуда копия телеграммы поступила Главнокомандующему ВМФ С. Горшкову, а копия копии легла в сейф командующего ТОФ Н. И. Смирнова. Нехитрый комфлота предпочёл не информировать собственную разведку. Чем руководствовался он при этом, остаётся на его совести.

Специалисты ЦРУ подняли не всю подводную лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной «центровки груза» при подъёме корпус К-129 разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть, включая 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в обжиме клешней остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсека К-129. Однако, учитывая, что интересующие спецслужбы США вещи — шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. — находятся, как на всех подводных лодках, в командирском (втором) отсеке, руководители операции, по-видимому, сочли главную часть работы выполненной. «Эксплорер» с доккамерой под днищем ушёл в район Гавайских островов (о. Мауи). Там из носовой части ПЛ были извлечены около шестидесяти тел погибших подводников, за семь лет совершенно не тронутых тленом (так писали американские газеты 1974 года): на таких глубинах кислород отсутствует. Некоторые из них настолько хорошо сохранились, что «можно было различить возраст, степень физического развития и даже национальность подводников». Количество подводников даёт основание полагать, что на К-129 в момент катастрофы проводилось какое-то мероприятие (возможно, киносеанс) и лодка управлялась одной боевой сменой по «готовности 2 подводная».

Захоронение матросов К-129 Проект Дженифер

Извлечённые тела подводников (числом шесть) были похоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу, накрытые нашим военно-морским флагом, под звуки Гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную киноплёнку, которая была запрятана в сейфы ЦРУ. В последующем, когда тайное стало явным и между МИД СССР и Госдепартаментом США начали выясняться «отношения», эти предусмотрительные действия ЦРУ сыграли свою роль. МИД СССР направил первую ноту США: ваши-де службы тайно, в нарушение норм международного морского права (то есть по-воровски) подняли наш корабль.

Ответная нота Госдепартамента США гласила: а вы не объявляли о гибели своей ПЛ. Следовательно, по нормам международного права — это ничейное, бросовое имущество. Тогда МИД СССР направил вторую ноту: вы-де надругались над вечным покоем наших погибших подводников, нарушили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил: ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР — соблаговолите получить копию киносъёмки.

Наши дипломаты замолчали, ибо крыть было больше нечем…

Освободившись от погибших подводников, «Эксплорер» убыл на Западное побережье США, где из носовой части К-129 было извлечено оборудование (в том числе две торпеды с ЯГЧ).

Контр-адмирал Анатолий Штыров

Поделиться:
Загрузка...