Категории: Мнение

Европейская безопасность: возможный путь ослабить вызовы и угрозы

Сегодня впервые, по крайней мере со времен Реформации (XVI в.), часть континента от Атлантического океана и вплоть до Буга объединена в единое в сфере безопасности, экономики и политики пространство. А влияние институтов, оформляющих это пространство (ЕС и НАТО), достигает России.

Владимир Горбулин и Александр Литвиненко

Именно беспрецедентное расширение Запада, продолжающееся после 1989 года, не только коренным образом изменило, но и революционизировало международную ситуацию. Среди связанных с этим процессом последствий центральное место занимает консервативное стремление России защитить собственный суверенитет, как его понимают в Кремле, а следовательно, возобновить зону влияния в Европе.

Сейчас практически все страны бывшего Варшавского договора — полноправные члены ЕС и НАТО. В западные институции вошли и страны Балтии. Влияние НАТО и ЕС распространилось далеко за пределы их границ. Созданный в 1992 году Совет Североатлантического сотрудничества и программа Партнерства во имя мира, соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и странами Центрально-Восточной Европы, Совет Европы сформировали общее для всего континента пространство.

При этом Россия, которая на протяжении целого исторического периода — с 1987 года, когда М.Горбачов выдвинул доктрину нового внешнеполитического мышления, и до 2004—2007 годов антизападного кульбита В.Путина — стремилась присоединиться к Западу как один из мажоритарных акционеров, и сегодня не является противником ни стран Евросоюза, ни даже США. Россия — фактически их прагматический партнер, который активно сотрудничает с Западом в вопросах, представляющих общий интерес, и стремится выторговать лучшее место в новой архитектуре континента. Сейчас среди общезначимых вопросов — ситуация в Афганистане и проблемы борьбы с мусульманским фундаментализмом и международным терроризмом, в определенном смысле энергобезопасность и т.д.

Вместе с тем такой исторический процесс не мог пройти без побочных последствий, одним из которых стал Югославско-Балканский кризис, который и до сих пор окончательно не решен. Наиболее наглядным его проявлением за последние годы стало отделение в 2008 году населенного албанцами сербского автономного края Косово, самопровозглашение его государством и признание этого образования большинством стран НАТО. Эти события перечеркнули основной принцип международной правовой базы европейской безопасности — незыблемость границ, который пережил драматические преобразования 1989—1992 годов и кризис второй половины 1990-х.

Действующая международная правовая база в сфере европейской безопасности в основном была сформирована в последний период холодной войны (1975—1990 годы). Ее базовый документ — Хельсинкский заключительный акт — предусматривает, в частности, принципы незыблемости границ, международного сотрудничества и верховенства прав человека над суверенитетом государств. Следует выделить Парижскую декларацию 1990 года о едином европейском доме, определившую конечную цель усилий государств континента, и договоры о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года и об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года, которые устанавливали основные правила игры в сфере военной безопасности. Распад социалистического лагеря в 1989 году и окончательный коллапс СССР в 1991 году коренным образом переформатировали европейское пространство и, соответственно, поставили под вопрос адекватность этой правовой базы. Однако безусловное доминирование США в 1990-х — первой половине 2000-х годов продлило ее существование.

Сегодня эта правовая база европейской безопасности деструктировала. Как отмечалось выше, косовский прецедент для выполнения одних положений Хельсинкского акта разрушил другие. В который раз вспыхнули противоречия между принципами верховенства прав человека и государственного суверенитета. Мораторий на выполнение ДОВСЕ, провозглашенный Кремлем в конце 2007 года, означал окончательное разрушение и тех норм, которые регулировали сугубо военные вопросы. Справедливости ради следует отметить, что настоящий договор был поставлен под сомнение еще роспуском Варшавского договора.

Ситуацию усложняет и разное восприятие международных процессов в Вашингтоне и европейских столицах, с одной стороны, и в Москве — с другой. Если Запад, и что важно, по обе стороны Атлантики, исходит преимущественно из приоритетности демократических ценностей и либеральной идеологии, то Кремль мыслит в парадигме real politik, зон влияния и т.д., то есть постулатов конца XIX века. Соответственно одни и те же события и процессы воспринимаются в США—ЕС и РФ по-разному и получают кардинально противоположные оценки.

При этом Москва, в полном соответствии с определенными еще американским классиком Дж.Кенаном схемами мышления, воспринимает любые действия ЕС и США на постсоветском пространстве как непосредственную угрозу безопасности и реагирует с помощью всех доступных инструментов. Эти действия, абсолютно законные с точки зрения Кремля, рассматриваются на Западе и прежде всего в пограничных с РФ странах, в том числе и в Украине, как проявление имперских амбиций.

Таким образом, попытки объяснить Кремлю, что стремление, например, Украины вступить в НАТО и ЕС не направлено против РФ, изначально не имеют никакого смысла, поскольку исходят из рациональных посылок сбалансировать интересы там, где речь идет о ценностях, тем более в российском специфическом их восприятии. Причины этой специфичности — в историческом опыте и особенностях политического режима России.

На самом деле Москва, и она это четко и открыто декларирует, заинтересована не в изменениях, а в фиксации статус-кво. Ключевым доказательством этого стала, как ни странно, российско-грузинская война в августе 2008 года, когда действия РФ направлялись именно на консервацию ситуации, сформировавшейся на протяжении 1990—2008 годов, и ее юридическое оформление. И, наоборот, действия Тбилиси имели революционные задачи — восстановление суверенитета над Южной Осетией и Абхазией, который был у Грузинской ССР — фиктивно суверенной республики СССР, но фактически не был реализован независимой Грузией.

Ярким примером страха России перед будущим и стремления к сохранению статус-кво стала июньская 2008 года инициатива Д.Медведева о Договоре коллективной безопасности в Европе (ДКБ). Осознавая крах Хельсинкской системы, РФ делает абсолютно логичный с ее точки зрения шаг — предлагает настоящий договор и наталкивается на непонимание со стороны США: система коллективной безопасности в виде НАТО уже существует, что еще нужно?

Позиция стран ЕС, прежде всего Франции и Германии, несколько сложнее. Если до августа 2008 года они рассматривали предложение России в пропагандистском контексте, то сейчас готовы обсуждать проблематику безопасности с Россией, но в целом предлагают формат ОБСЕ+, на что в свою очередь не согласна Москва.

Еще большее невосприятие идея ДКБ встречает в государствах, которые пока не присоединились к НАТО, но не желают вступать в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ, или Ташкентский договор). С точки зрения этих столиц, такой договор преследует цель прежде всего зафиксировать раздел потенциально единой Европы на полноценную Западную и российскую Восточную.

Желание Кремля сохранить статус-кво в Европе в некоторой степени воспринимается администрацией президента США Б.Обамы. Перезагрузку американско-российских отношений не следует рассматривать как отступление, о чем часто говорят в последнее время, — это скорее попытка закрепить достигнутое в Европе при условии перенесения мирового внимания на проблемы Великого Ближнего Востока и вообще Азии.

Вместе с тем США и РФ разделяют нетождественные ценности правящих групп и обществ в целом, во многом отличающиеся политические режимы и институции, далеко не одинаковое видение будущего мира в целом и себя в частности, и разные внимание и подходы к таким важным проблемам, как нераспространение оружия массового поражения, терроризм, энергобезопасность и т.д.

О временном характере перезагрузки свидетельствует и статья З.Бжезинского в третьем номере Foreign Affairs за 2009 год «Новая повестка дня для НАТО». Если несколько упростить, его позиция следующая: в Европе фиксируется статус-кво между НАТО и ОДКБ (читай — РФ), а страны, ныне не являющиеся членами ни альянса, ни Ташкентского договора, сохраняют право на присоединение к одному из этих военно-политических блоков.

Следовательно, в этих странах может и скорее всего в будущем продолжится жесткая борьба вокруг геополитического выбора. На самом деле речь идет не о выборе внешнеполитической ориентации, а обо всем направлении общественного движения. Учитывая принципиальность вопроса, размер и масштаб ставок, а также внутреннюю слабость стран, которые не входят ни в один из двух блоков, можно прогнозировать рост нестабильности в этих государствах вплоть до их преобразования в определенный вариант failed states с дальнейшим распадом, который будет сопровождаться кровавой гражданской войной.

В период между 2004-м и 2008 годом Украина не воспользовалась шансом на присоединение к НАТО. Тому есть немало причин, преимущественно внутреннего характера. Главная — это отсутствие элитного и общественного консенсуса относительно украинской стратегии безопасности. Не менее значимым является и то, что политическая конкуренция в Украине, по крайней мере с конца 2000 года, приобрела откровенно разрушительные формы и угрожает безопасности. К ослаблению государства привели недостаточность политической свободы, многополюсность исполнительной власти, а также политический принцип назначений на административные должности в публичных органах, следствием чего стало критическое снижение профессионализма государственных служащих. Не способствует эффективности государственной политики и коррумпированность государственного аппарата. Имеются и другие существенные проблемы.

Присутствуют также мощные внешние факторы, влияние которых возрастает. И основной из них — деятельность России. Хотя роль российских спецслужб, особенно ФСБ, преувеличена в общественном сознании, а известная речь Д.Медведева на коллегии ФСБ в декабре 2008 года — прежде всего пример успешного пиара, но отнюдь не свидетельство эффективности ведомства. Однако в целом активность Кремля на украинском направлении на протяжении 2006—2009 годов можно оценить как системную и целенаправленную, а ее стратегию и тактику — как доказавшие свою эффективность.

Таким образом, Украина попадает в серую зону между НАТО и ОДКБ. В нее войдут Украина, Молдова, Грузия, в меньшей степени Азербайджан, тяготеющий как к Европе, так и к Центральной Азии. Потенциально в эту зону попадают Беларусь и Армения, которые постепенно освобождаются от российского влияния.

Структура серой зоны асимметрична. В ее состав входят преимущественно небольшие страны с населением от трех до десяти миллионов человек. Украина же более чем в три раза больше по численности населения, не говоря уже о территории и объеме экономики, чем остальные государства, вместе взятые. Пространство серой зоны географически разделено на две составляющие — Балто-Черноморскую (Украина, Молдова и потенциально Беларусь) и Черноморско-Каспийскую (Грузия, Азербайджан и потенциально Армения).

Интерес больших мировых и европейских игроков к серой зоне несимметричен. Для России преобладающее влияние на Украину и другие государства этой зоны — ключевая внешнеполитическая задача, что подчеркивается в Концепции внешней политики 2008 года. Для США такое влияние — важная, но далеко не первоочередная задача.

Для ЕС и его ведущих стран — ФРГ и Франции, важно прежде всего измерение безопасности, а именно — предсказуемость и отсутствие опасных конфликтных обострений, которые, в частности, могут угрожать поставкам в страны ЕС энергоносителей, и прежде всего газа. Такая предсказуемость и неконфликтность могут быть достигнуты путем признания принадлежности Украины и других не определившихся государств к зоне российских привилегированных интересов, а значит, и преобладающего влияния Москвы на их политические и экономические решения. Стоит напомнить, что после возобновления господства на постсоветском пространстве РФ получает потенциал и актуальные возможности для осуществления жесткой политики и на европейском направлении.

Ценностное измерение в политике ведущих стран Евросоюза сейчас на втором плане. Вместе с тем приближающиеся кардинальные изменения в ЕС, связанные с завершением процесса ратификации Лиссабонского договора, безусловно приведут к пересмотру и этого направления европейской внешней политики. Кстати, потенциальные границы серой зоны совпадают с границами действия программы Восточного партнерства ЕС. Случайность этого совпадения — вопрос риторический.

Принципиальной особенностью серой зоны является фактическая неурегулированность правил борьбы в ней и за нее. Действующие Хельсинкские соглашения, другие базовые европейские правовые акты в сфере безопасности сейчас неэффективны. Собственно, именно в отношении серой зоны целесообразно говорить о вакууме безопасности в Европе. Тем более что размер зоны невелик, а приз в соревнованиях — слишком большой.

В таких условиях для Украины и других государств серой зоны принципиальным становится прежде всего определение международных правил игры, их юридическая фиксация и обеспечение соблюдения. К пакету правил можно было бы отнести следующее.

Во-первых, признание всеми заинтересованными странами территориальной целостности и незыблемости границ в Восточной Европе, а также неприменение силы (в зоне ответственности НАТО такие требования действуют уже 60 лет).

Во-вторых, декларирование верховенства демократических ценностей на пространстве серой зоны (этот момент является не ритуальным, а наоборот, содержательным, поскольку дает возможность сохранить ценностное единство Европы), признание принципа свободной борьбы идеологий и взглядов на территории государств, а также свободы доступа к информации.

В-третьих, невмешательство во внутренние дела демократических государств (в том числе путем поддержки подрывных организаций и движений и ведения подрывной пропаганды), которые придерживаются в своей практике национальных конституций и законодательства. Речь идет, в частности, об обеспечении действия Конвенции об использовании радиовещания в интересах мира от 1936 года и распространении ее принципов на телевидение.

В-четвертых, принцип прозрачности ключевых рынков, в том числе энергетического (составляющей пакета могла бы стать Энергетическая хартия или документ, принятый в ее развитие) и т.д. С этим могло быть связано и рассмотрение вопроса о консорциуме относительно развития газотранспортной системы Украины.

В-пятых, принципы и меры по урегулированию территориальных проблем стран серой зоны. Речь идет прежде всего о приднестровском вопросе и механизмах его урегулирования, предложенных в украинских инициативах 2005 года.

В-шестых, безусловный запрет на создание и пролонгацию существования иностранных военных баз на территории стран серой зоны, а возможно, и демилитаризация отдельных территорий региона, в частности Черного моря и т.д.

В-седьмых, совместные мероприятия европейских государств, в частности и тех, которые относятся к серой зоне, по борьбе с нетрадиционными угрозами и вызовами, такими как трансграничная организованная преступность, нелегальная миграция, наркотрафик, кибертерроризм и т.д.

В-восьмых, главенствующее место в таких договоренностях могли бы занять совместные проекты США, ЕС, РФ, государств серой зоны, в том числе в военно-технической сфере. Речь идет о создании системы континентальной ПРО, важную роль в которой могли бы сыграть и украинские радарные станции раннего предупреждения о ракетном нападении в Севастополе, Габале, а также о совместном производстве Украиной и Россией самолетов Ан-124 и Ан-70 для перевозки военного контингента НАТО в Афганистане, а возможно, и в других отдаленных странах.

В-девятых, для уменьшения жесткости борьбы в ближайшей перспективе можно было бы предусмотреть четко определенный по времени мораторий на вступление государств серой зоны в НАТО и ОДКБ при одновременной фиксации возможностей развития сотрудничества с этими организациями по желанию самих государств.

Речь идет о своего рода переиздании Хельсинкского заключительного акта, но в этот раз уже не для всей Европы, которая, собственно, не нуждается в таком переиздании, а для пространства между НАТО—ЕС и ОДКБ, о преобразовании этой территории и государств, ее занимающих, в поле честной борьбы различных сил на базе демократических ценностей, которые признаются всеми заинтересованными странами.

Такие гарантии могли бы быть закреплены в юридически обязывающем документе, подписанном государствами ОБСЕ, ЕС и КНР. Такое соглашение должно предусматривать действующий механизм консультаций по вопросам безопасности между странами серой зоны и государствами-гарантами.

Вполне понятно, что для подготовки такого пакета необходим сложный и многораундовый переговорный процесс, который можно было бы начать путем инициирования 5 декабря 2009 года (в 15-ю годовщину Будапештского меморандума) проведения в Украине представительской международной конференции экспертов в сфере международной безопасности, опытных государственных, политических и общественных деятелей.

Вместе с созывом международной конференции одним из первых шагов на пути реализации этой идеи могло бы стать создание постоянного механизма консультаций между Украиной и государствами — гарантами ее безопасности: США, РФ, Великобританией, КНР и Францией на основе возможностей, предусмотренных Будапештским меморандумом 1994 года. Такой процесс мог бы соответствующим образом согласовываться с процессом ОБСЕ+, предложения о необходимости начала которого уже прозвучали в ведущих европейских столицах.

Понимаем спорность идей, изложенных в этой статье, рассчитываем на их содержательное обсуждение. Вместе с тем следует подчеркнуть, что речь идет не об отказе от украинского стратегического курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию, который в целом выдержал испытание временем, а о конкретной форме его реализации в новых условиях.

Владимир ГОРБУЛИН — академик НАН Украины, директор Института проблем национальной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины;

Александр ЛИТВИНЕНКО — доктор политических наук, советник директора Института проблем национальной безопасности при СНБОУ

Последние новости

Українці 10 років тому відстояли Одесу

Щось в нас мало гулянь з приводу визначної перемоги здобутої 10 років тому. Українці 10 років тому відстояли Одесу. Рашка…

23 минуты назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 02.05.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 02.05.2024 1. Попит на російське вугілля знижується. - Китай, найбільший імпортер…

1 час назад

Росіянам вдалось прорватись і закріпитись в Очеретиному

Російським окупантам вдалося прорватися та закріпитися у селищі Очеретине Покровського району, що на Донеччині. ЗСУ вживає всіх заходів, щоб вибити…

3 часа назад

Відступати небезпечно: військові заявляють про майже повну відсутність тилових ліній оборони, — АР

Замість траншей та окопів на фронті подекуди - ями, в яких важко сховатися, інженерної техніки не вистачає, а будувати оборонні…

7 часов назад