Российские СМИ почти не замечают всего происходящего в Украине, равно как и деградации Черноморского флота.
БПК "Очаков" доживает последние дни.
Фото Виталия Костриченко
Самому «молодому» кораблю ЧФ уже идет 19-й год, а большинству прочих боевых единиц – по 30, 40 и более лет. В море боевые корабли выходят крайне редко. Риторические вопросы: когда они в последний раз стреляли на полную дальность ракетами «Базальт» и «Форт», насколько технически исправны?
Командование ЧФ объявило, что 7 сентября 2009 года на флагмане Черноморского флота крейсере «Москва» произошло «задымление». На самом деле в 16 часов 20 минут в носовом машинном отделении произошел взрыв одного из двух утилизационных паровых котлов (для пара от турбин). Пострадали старшина и восемь матросов – все отправлены в ВМГ-1472. Возник пожар, выгорели кабельтрассы и деформированы переборки. На помощь прибыл катер ПЖК-37, который помог ликвидировать возгорание и вечером 8 сентября возвратился к месту базирования в Южную бухту.
Севастопольские морские историки рассказали мне, что БПК «Керчь» официально запрещено одиночные плавания! То есть с ним обязательно кто-то должен ходить на случай ЧП, дабы вовремя спасти личный состав. Этому кораблю приказано не развивать скорость свыше 20 узлов, хотя на испытаниях после очередного ремонта он сумел развить 30-узловой ход.
Другой БПК проекта 1134-Б – «Очаков» – с 1990 года находился в ремонте, а сейчас его вывели в Троицкую бухту и готовят к разделке на металл. Задавать вопросы, зачем его ремонтировали 20 лет и куда делись отпущенные на сие деньги, бессмысленно, все это – совсекретно.
Не меньшую тайну составляет время окончания ремонта подводной лодки Б-380. Субмарина стоит в плавдоке ПД-16 в Южной бухте. Досужие севастопольцы утверждают, что ПД-16 (германский трофей) сгнил и при попытке погрузить его в воду для выхода подводной лодки он разломится. Так и пребывает забытая Б-380 в доке. Зато на бумаге в составе Черноморского флота числится не одна, а две субмарины. Вспомним, что к 1991 году подводные силы ЧФ насчитывали свыше 40 лодок. А вот количество турецких субмарин возросло до 16.
Севастопольцы недоумевают: неужели в Москве ждут, пока к 2017 году Черноморский флот просто сгниет и выводить будет нечего! Пора бы нашим военным понять, что ВМФ – это не только крейсера и подводные лодки. Ахиллесовой пятой большого советского флота всегда были вспомогательные суда и пункты базирования.
Новые крейсера, сторожевые корабли и подводные лодки можно при желании построить за несколько лет. А вот если будут потеряны Севастополь и вспомогательный флот, то восстановить их во времена Сталина удалось бы не ранее чем через 15 лет, а при «рыночной экономике» это вряд ли удастся и к началу XXII века. Тем не менее сейчас вспомогательные суда ЧФ, которые могли бы еще плавать 10, а то и 30 лет, идут на лом или продаются частным владельцам. Вот сейчас выводятся из состава ЧФ три вспомогательных судна. Они находятся во вполне рабочем состоянии. Куда их готовят – на слом или на продажу?
Любопытна судьба германского трофея – яхты «Ангара», на которой плавал Гитлер, а позже Хрущев и другие руководители СССР. Ее еще в конце ХХ века каким-то хитрым образом продали анонимной «украинско-американской фирме» всего за 1 млн. долл. А в 2008 году оная фирма перепродала «Ангару» под названием «ПКЗ-14» какой-то итальянской компании. Естественно, ее название и сумма сделки объявлены коммерческой тайной.
Терроризм, морское пиратство, попытки перекрыть вентиль российским газопроводам, нестабильность в Закавказье и т.д. требуют присутствия мощного российского флота в Черном и Средиземном морях. Не лишены основания и опасения тех, кто считает, что Россия, покинув Севастополь, будет вынуждена уйти с Северного Кавказа и лишиться доступа к теплым морям. Однако руководство РФ для повышения боеспособности Черноморского флота почти ничего не делает.
Александр Широкорад