Категории: Мнение

Михаил Делягин: Кремль готовит армию на борьбу с народом

По данным из армейских кругов, в феврале 2009 года Министр обороны Сердюков подписал беспрецедентный приказ, впервые в истории обязывающий всех офицеров армии, флота и ВВС сдать имеющееся у них табельное оружие и запрещающий его ношение без специальных разрешений.

Это решение, резко контрастирующее с поголовным вооружением милиции (милиционеры уже давно, помимо пистолетов, вооружены автоматами, даже во время дежурства в густонаселенных районах крупных городов), свидетельствует о растущем страхе руководства России перед армией, которая все больше рассматривается как потенциально опасная сила, способная сыграть самостоятельную роль в ходе неизбежного системного кризиса.

Непосредственной причиной этого решения, насколько можно судить, стали волнения в Бердске из-за решения о расформирования Бердской бригады спецназа ГРУ (очень хорошо воевавшей в обоих чеченских войнах). Тогда офицеры и прапорщики вышли на митинг с табельным оружием, и новосибирский ОМОН, узнав, куда его посылают, категорически отказался ехать – просто из понятного инстинкта самосохранения.

Однако зачем понадобилось уничтожать одну из немногих боеспособных воинских частей России? И почему сокращение армии осуществляется, как при Ельцине, в первую очередь за счет наиболее, а не наименее боеспособных частей?

Стремление разрушить армию как потенциальный источник недовольства и нейтрализовать военных профессионалов – лишь одна причина проводимой политики.

Другая причина заключается в нерешенности ключевой проблемы армии – фактически отсутствия военной доктрины. Звучит фантастически, однако российские военные до сих пор не имеют ответа на главные вопросы любой армии:

1. Кто является потенциальным противником? От кого армии предстоит защищать Родину?

2. Что именно предстоит защищать армии? Кто является ее союзником – в частности, являются ли военными союзниками России Казахстан (и другие государства Средней Азии, входящие в ОДКБ) и Белоруссия? Понятно, что оборона в границах, включающих Белоруссию и Казахстан, а также их ресурсы, качественно отличается от обороны только в границах и с ресурсами современной России. Эти два варианта требуют принципиально разных подходов.

3. К каким военным действиям надо готовиться армии? Армия США, например, в соответствии со старой военной доктриной должна обеспечивать одновременно стратегическое ядерное сдерживание и ведение двух локальных войн. Российская армия таких требований не имеет и потому находится в состоянии неопределенности.

4. Какие ресурсы нужны армии? Сейчас огромные средства расходуются на поддержание в законсервированном состоянии запасов вооружений. Нужны ли нам танки для взятия Берлина? В отсутствие внятной военной доктрины эти танки (и другие виды вооружения и снаряжения под подобные же задачи) продолжают храниться (или якобы храниться) и поглощать деньги.

При отсутствии не только ответов на эти вопросы, но даже внятных ответов на них современная российская армия, к сожалению, боеспособна еще менее и отстала от потенциальных противников еще сильнее, чем стрелецкие полки в начале XVIII века. И война в Южной Осетии, несмотря на свое успешное завершение, продемонстрировала это всему миру с чудовищной убедительностью. По сути дела, российская армия, несмотря на колоссальные съедаемые ею средства, как боеспособная сила в настоящее время не существует.

Более того: она принципиально не подлежит реформированию в силу окостенения институтов и формирования специфической культуры руководства. Эта культура не просто во многом коррупционна; насколько можно судить, она еще и пропитана враждебностью в самой армии! – достаточно указать, что, по убеждению некоторых генералов, руководство армии называет своих подчиненных «зелеными человечками».

Выход из положения один: надо параллельно создавать «с нуля» боеспособную армию, используя боеспособные компоненты Вооруженных Сил, и формировать в ней новую военную культуру, а сегодняшнюю армию постепенно закрывать, превращая ее в «хоспис для генералов».

Вместо этого государство, насколько можно судить, планирует всемерно ограничить и ущемить ее, видя свою задачу в борьбе с возмущением собственного народа, а не в сдерживании внешних конкурентов.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д.э.н.

Последние новости

Захоплення кацапських окопів та кількох полонених ВІДЕО

Найкраща оборона - це атака! Наші воїни не лише захищаються, але й потужно штурмують ворожі позиції. У цьому відео показано…

13 минут назад

Чемпіонка України з Дніпра Алсу Алейнікова принижує українців

«Я полечу в Дубай, буду ходить по магазинам, а вы будете сидеть в войне и прятаться в подвалы. Вам, пидарасы,…

30 минут назад

Дмитро Чекалкин: Недбалість, саботаж, або відверта диверсія?

У минулому році "слуги" в авральному порядку забрали у місцевого самоврядування військове ПДФО тому що терміново потрібно було купувати дрони.…

48 минут назад

Поточні втрати рф внаслідок санкцій, станом на 30.04.2024

Інформація щодо поточних втрат рф внаслідок санкцій, станом на 30.04.2024 1. Спроба заморозити Європу обвалила газові доходи федерального бюджету росії.…

53 минуты назад

Александр Кушнарь: ATACMS накрыли три базы ПВО в Крыму

HIMARS и украинские Ланцеты уничтожили сразу три ЗРК Бук

7 часов назад

Окупанти обстрілюють Харків, зафіксовано прильоти по цивільній інфраструктурі

Зранку 30 квітня у Харкові чути вибухи. Про це повідомив у телеграм-каналі мер Харкова Ігор Терехов. "У Харкові чутно вибухи -…

12 часов назад