Возможно, впервые китайское телевидение показало репортаж из строевой части ВВС, оснащенной новейшими многофункциональными истребителями J-11B.
(на фото — взлетает прототип )
Машина разработана на базе российского истребителя Су-27, но имеет существенные различия. Боевые самолеты J-11B, показанные по телевидению, состоят на вооружении истребительного авиаполка 1-й авиационной дивизии ВВС НОАК.
В материале рассказывается о разработке Китаем тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе на базе Су-27СК (J-11), серийное производство которых было завершено в 2004 году. Китайский истребитель, получивший обозначение J-11B, должен занять место лицензионной российской машины.
Ведущий китайский производитель авиатехники «Шеньянская авиационная корпорация» (Shenyang Aviation Corporation — SAC) из импортных российских компонентов собрала 95 самолетов этого типа, хотя первоначально планировалось произвести 200 машин. Вероятно, серийное производство было приостановлено для того, чтобы получить модернизированный собственными силами истребитель, а затем организовать его выпуск.
Несмотря на то, что J-11B разработан на основе Су-27СК, китайский вариант имеет существенные доработки, в частности, уменьшена радиолокационная сигнатура, усилен планер, усовершенствована система управления оружием и самолетом, модернизированы остекление кабины и двигатели.
Для проведения летных испытаний было построено три прототипа J-11B (бортовые номера 521, 523 и 524).
Наиболее значительные изменения планировалось провести по достижению малозаметности самолета: снизить ЭПР от 15 кв. м (Су-27) до 5, возможно, и до 3 кв. м.
В рамках работ по снижению радиолокационной заметности планировалось изменить форму воздухозаборников, применить радиопоглощающие материалы во внутренних объемах самолета, а также покрыть планер радиопоглощающей краской китайской разработки.
Командование ВВС подвергало критике недостаточную продолжительность эксплуатации самолетов базового варианта, и потому было принято усилить планер самолета. Основное внимание было уделено усилению мотогондол двигателей, на которых размещаются пилоны для подвески вооружения.
Кроме того, вес планера был уменьшен примерно на 700 кг благодаря применению современных композиционных материалов. Считается, что по сравнению с Су-27СК китайский образец имеет на 1000 часов больше летного ресурса.
По оценкам, РЛС управления оружием, установленная на J-11B, является более мощной, чем радар Тип 1473, установленный на J-11. Новая РЛС может обнаруживать до 20 целей и одновременно сопровождать шесть из них.
J-11B оснащен цифровой системой управления с механическим резервным каналом. Самолет оснащен полностью «стеклянной кабиной», имеющей два варианта комплектации – 1) традиционный индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС) и четыре тактических индикатора, и 2) голографический ИЛС с тремя тактическими индикаторами. В авионике самолета интегрированы РЛС управления оружием, оптико-электронная система и инфракрасная станция поиска и слежения.
Совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) позволило оснастить самолет новыми видами оружия, в частности, УР PL-12 класса «воздух-воздух» с активной радиолокационной системой самонаведения.
Двигатели АЛ-31Ф будут заменены на WS10A, которые имеют больший ресурс работы и повышенную экономичность.
Помимо J-12, Китай планирует разработать палубный истребитель J-13 (2015 год), наиболее амбициозный проект — J-14, который видится конкурентом американского истребителя F-22 (его создание планируется к 2018 году), двухместный J-11BS (2009 год), военно-морской вариант J-11JS (2011 год), а также усовершенствованные J-13G и палубный J-13J (2017 год).
Разработка новых самолетов и БПЛА может встретить разного рода финансовые, политические и технологические проблемы.